Выпуск № 53 (128) 2021

Шрайнер С.А. Комплексная коррекция речи средствами природы

По статистическим данным на 1 января 2019 года 1,7 млн. детей - дети с ограниченными возможностями здоровья. Детей с тяжёлыми нарушениями речи более 60 % от общего числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Эта цифра ежедневно увеличивается. Ни для кого не секрет, что уровень развития речи детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. У детей с тяжёлыми нарушениями речи наблюдается нарушение чёткости кинестетических ощущений, поэтому ребёнок не воспринимает состояние напряжённости или, наоборот, расслабленности мышц речевого аппарата. Отсюда трудности в выработке артикуляционных поз, в постановке и автоматизации звуков.
В сложившейся ситуации актуальным является системный, комплексный подход к коррекции речевого развития детей всех специалистов. Был разработан план по использованию речевых тренажёров из природного материала, как средств массажа. За основу было взято пособие А.С. Фалёвой «Самомассаж с использованием природного материала с 5-10 лет». Природные материалы, используемые для массажа, являются самыми древними игровыми пособиями на нашей планете, но не теряют своей актуальности. Игровые самомассажи с детьми с тяжелыми нарушениями речи проводятся как индивидуально, так и с группой детей на занятиях. В повседневной деятельности, используются многократно в течение дня в различных режимных моментах.
В своей работе учитель-логопед использует речевые тренажёры (шишки, фасоль) с целью развития неречевых психических функций (памяти, внимания); в работе над звукослоговой структурой слов; для развития лексико-грамматического строя и связной речи, а так же для автоматизации поставленного звука речи.
Инструктор по физической культуре использует тренажёры из природного материала с целью развития общей и мелкой моторной сферы. Воспитатель использует природные тренажёры для закрепления поставленных звуков учителем-логопедом; развивает мелкую и общую моторную сферу, психические процессы.
Совместно с учителем – логопедом, инструктором по физической культуре и воспитателем группы были разработаны этапы использования природных материалов как средства развития речи.
На первоначальном этапе, на индивидуальных занятиях по автоматизации поставленных звуков, учитель-логопед разучивает с детьми комплекс упражнений, используя речевые тренажёры из природного материала (шишки, чурбачки, вода, песок, фасоль, грецкий орех).
На втором этапе воспитатель в совместной деятельности с детьми, в индивидуальной и подгрупповой форме, закрепляет комплекс, используя те же речевые тренажёры.
На заключительном этапе дети берут карточки и тренажёры из природного материала для самостоятельной деятельности.
Родители отмечают, что играя дома с шишками, брусочками, фасолью, грецким орехом дети познают окружающий мир, обогащают словарный запас, закрепляют звуки в игровой форме. Руки ребёнка постепенно крепнут и пальцы готовы выполнять чёткие, последовательные действия, что необходимо для овладения письмом.
Организация взаимодействия специалистов детского сада по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи позволяет качественно выстраивать образовательную деятельность. Использование природного материала является еще одним компонентом активизации потенциала детей с ОВЗ.
Список литературы:
1.       А.С.Фалёва «Тактильные чистоговорки на звуки (С,З,Ц), Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2019
2.       А.С.Фалёва «Тактильные чистоговорки на звуки (Ш,Ж), Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2019
3.       А.С.Фалёва «Тактильные чистоговорки на звуки (Л,Р), Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2019
4.       Н.В.Нищева «Весёлая пальчиковая гимнастика», Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2014