Выпуск № 40 (115) 2021

Бутко Е.С. Проблема воспитания у детей старшего дошкольного возраста основ культуры медиапотребления

В современном мире, где существует разнообразие технических устройств, позволяющих активно потреблять медиапродукцию, и доступность к ним детей, становится актуальной проблема медиаобразования подрастающего поколения. В дошкольном возрасте обозначенная проблема особо значима, поскольку в этом возрасте ребенок впервые контактирует со средствами массовой коммуникации. Учитывая усиленный интерес детей к цифровым техническим средствам и негативное влияние, которое может оказать современная медиатехника для детского развития, возникает необходимость воспитания культуры медиапотребления у детей дошкольного возраста.
Медиакультура рассматривается как особый тип культуры информационного общества и как часть общей культуры: мира книг, газет и журналов, кинематографа, радио и телевидения, интернет-ресурсов – всего того, что связывает человека с окружающим миром, информирует, развлекает, пропагандирует, влияет на оценки, мнения и поведения людей. Медиакультура является способом освоение действительности с помощью средств массовой коммуникации и составляет совокупность материальных и духовных ценностей, культурных значений и текстов, способов их производства, хранения и передачи в современной социокультурной реальности.
Медиакультура вступает во взаимодействие с другими элементами социокультурного пространства, в том числе и с системой образования. Актуальной стала проблема подготовки подрастающего поколения к жизни в медиатизированном обществе в режиме постоянного взаимодействия со средствами массовой информации (СМИ). В процесс использования медиапродукции вовлечены все социальные и возрастные слои современного общества, при этом, по данным социологических опросов, самыми активными и наиболее неподготовленными потребителями медиапродукции являются дети дошкольного возраста. Влияя на культурные и социально-психологические ценности личности, изменяя ее установки, модели поведения и восприятия действительности, СМИ ограничивают личную свободу и заставляют следовать определенным социальным моделям.
Перенасыщенность медиаинформацией истощает духовный потенциал ребенка, его способность противостоять большому количеству дезинформации, увеличивает вероятность некритического восприятия медиаконтента. Именно поэтому в условиях современного информационного общества одной из первоочередных задач семьи и дошкольной образовательной организации (ДОО) – основных институтов социализации – должно стать воспитание культурного потребителя, способного к критическому, избирательному восприятию медиапродукции.
Использование медиапродукции понимается как «присвоение знаний», имеющихся в продукции телевидения, радио, прессы, вебсайтов, выступающих источниками информации; инструментами, используемыми для хранения, передачи и представления информации.
«Культура потребления медиапродукции» рассматривается как система ценностей, правил, знаний, норм, определяющих поведение потребителя, формирующих его отношение к массмедиа и медиапродукции и способствующих активному их использованию.
Дети в возрасте 5-7 лет активно пытаются контактировать с новейшей техникой, не осознавая ее угроз. В этот период у детей развиваются все мыслительные операции, происходит формирование познавательной активности и устойчивого познавательного интереса как фундамента будущей учебной мотивации. Поэтому можно начинать формировать умение сознательного, критического, ответственного восприятия информации. У детей младшего дошкольного возраста это сделать невозможно, поскольку недостаточно развитое мышление, оно сводится к наглядно-образному.
В связи с постоянным увеличением количества медиапродукции и ее проникновением в жизнь детей актуальным является воспитание основ культуры потребления медиапродукции. Постоянное и системное формирование у детей основ критического мышления, начиная с дошкольного возраста, будет существенно влиять на выработку у них адекватного поведения во время взаимодействия с медиапродуктами.
«Воспитанность у детей старшего дошкольного возраста основ культуры потребления медиапродукции» понимается как динамическая личностная характеристика, определяемая заинтересованностью медиапродукцией и дальнейшим осознанием ведущих мотивов ее использования, сформированностью начальных знаний о массмедиа, готовностью к обсуждению воспринятого медиаконтента и ориентацией на соблюдение правил культурного использования медиапродукции. Динамичность ее заключается в том, что обозначенная характеристика находится в интенсивном движении, поскольку требования к компетентному потребителю медиапродукции постоянно меняются. Это обусловлено быстрым развитием информационно-коммуникационных технологий, усложнением формы и содержания медиапродукции. То, что сегодня соответствует требованиям потребителей, завтра устаревает, становится недостаточным для удовлетворения их потребностей. При этом ее ядром выступают общая культура, деятельность и ценностные ориентации личности.
Список литературы:
1.   Дейкина А.Ю. Медиаобразование и развитие познавательного интереса дошкольника: Монография / А.Ю. Дейкина; М-во образования Рос. Федерации. Бийск. пед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина. – Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М. Шукшина, 2002. – 163 с.
2.   Семеняко Ю.Б. Виховання у дітей старшого дошкільного віку основ культури використання медіапродукції у закладах дошкільної освіти дис.... канд. пед. наук: 13.00.08 / Ю.Б. Семеняко. – Київ, 2019. – 302 с.