2023 2022
1 (219) 2023

Муравьева Э.Н. ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-3.pdf

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, а требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.

Данный вопрос актуален, так как игра и действия с предметами являются основными видами деятельности детей раннего возраста. Игра занимает большое место в жизни ребенка и является его естественным состоянием. Игра доставляет ему радость, сопровождается положительными эмоциями: он удивляется, радуется от получения новой информации, достижения желаемого результата, общения со взрослыми и сверстниками. Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом много «экспериментирует», проявляет инициативу, творчество. Во время игры формируются внимание, воображение, память, мышление, развиваются такие важные качества, как активность, самостоятельность в решении игровых задач.

Именно в игре формируются первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в их игру, первые совместные игры, а в дальнейшем умение считаться с интересами сверстников.

Игровая деятельность ребенка в раннем возрасте ведет за собой все стороны психического развития, поэтому она и является ведущей. Поэтому создание оптимальных условий для обогащения и развития разнообразных действий с предметами – первая задача образовательного и игрового процесса в раннем возрасте.

Для ознакомления детей с предметами окружающего мира и овладения предметными действиями, в группе помещаются бытовые предметы, игрушки, имитирующие их:

- предметы для выполнения соотносящих действий (вкладыши, матрешки);

- орудийных действий (совочки и формочки, сачки, молоточки и колышки и др.);

- игрушки для бросания, катания, толкания (мячи, машинки, обручи, кегли т.д.);

- предметы и приспособления для развития разнообразных движений кисти рук и пальцев (бусины и катушки для нанизывания на шнурок, прищепки, пуговицы, молнии для застегивания и др.);

- конструкторы (кубики, модули, мозаики).

Необходимо создать в группе предметно-развивающую среду согласно общим подходам концепции дошкольного образования, требованиям программы и специфике работы с детьми раннего возраста.

Материал для оформления развивающих центров:

- центр физического развития (мячи, кегли, обручи, кольца, ребристая дорожка, воротца, мешочки с песком);

- центр музыки (погремушки, бубны, колокольчики, дудочки, металлофон, барабаны, аудиозаписи детских песен);

- центр сенсорного развития (вкладыши, пирамидки, матрешки, пуговицы, шнуровки);

- центр книги (детские книги, иллюстрации, сюжетные картинки);

- игровой центр для сюжетно-ролевых игр (кукольный уголок, сюжетно – образные игрушки, игровое оборудование для сюжетно – ролевых игр);

- театральный уголок (кукольный театр, пальчиковый театр, куклы би-ба-бо, театр на фланелеграфе, одежда для ряжения, маски животных);

- природный уголок (комнатные растения);

- центр воды и песка (формочки, лопатки, ведерки, камушки, лейки);

- уголок изобразительной деятельности (листы бумаги, цветные карандаши, штампы, раскраски).

Предметно-развивающую среду в группе оформить в соответствии с принципами:

- принцип открытости;

- гибкого зонирования;

- стабильности-динамичности развивающей среды.

Соблюдая принцип эмоциогенности предметно-развивающей среды,

индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка. При создании предметно-развивающей среды, необходимо учитывать основные направления развития детей: двигательная активность, развитие предметной деятельности, развитие восприятия, речи и мышления. Соблюдая эти принципы, необходимо постоянно обновлять дидактические пособия, менять игровое оборудования.

При подведении итогов о развитии игровой деятельности у ребенка можно выявить:

- В раннем возрасте происходит разделение орудийной и игровой деятельности.

- После года характер игры ребенка имеет процессуальный уклон.

- От двух до трех лет, ребенок начинает осваивать «символическую игру», его мотивация играть увеличивается. Этот процесс отделяет слово от предмета, тем самым вызывает бурный рост в развитии ребенка – качественный скачок в развитии речи, мышления, поведения, появляется способность фантазировать.

- При помощи игровой деятельности ребенок учиться познавать окружающий мир и обмениваться впечатлениями. Для малыша важны не только слова, но и жесты, выражение лица, интонация. Ведь еще до того, как малыш научится говорить, он с помощью жестов и выражения лица сможет добиться понимания окружающих и устанавливать с ними контакт.