Выпуск № 62 (137) 2021

Фёдорова С.И. Конспект ООД для детей подготовительной к школе группы (образовательная область «Речевое развитие») на тему «Путешествие в страну звуков и букв»

Цель: совершенствовать фонематическое восприятие, звуковую культуру речи.
Задачи:
Образовательные: совершенствовать умения определять, называть, отличать звуки родного языка; закреплять понятия "звук" и "буква". Упражнять в умении вычленять из текста слова, содержащие тот или иной звук, находить место звука в слове.
Развивающие: развивать фонематический слух, познавательный интерес, речь и внимание. Развивать умение работать в парах; умение проводить рефлексию. Развивать положительное отношение ребёнка к себе, к другим людям и окружающему миру, эмоциональную сферу.
Воспитательные: способствовать созданию хорошего настроения; эмоционального благоприятного климата в группе, воспитывать отзывчивость, чувство товарищества, желание и умение работать группе, коллективе; поощрять активность и самостоятельность. Воспитывать любовь к сказкам. Воспитывать культуру поведения в ходе ООД.
Материалы и оборудование:
Ход ООД
Орг.момент
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Ивановна.
Я очень рада встрече с вами. Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от ваших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Посмотрите, сколько к вам пришло гостей. Давайте поздороваемся и улыбнемся.
Предлагаю вспомнить наши правила поведения: громко не говорим, если один говорит –другие слушают, не перебивают, если знаешь ответ на вопрос -подними руку и т.д.
Вы любите сказки? Сегодня я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие и сочинить сказку, какой еще никто не слышал. Я начну, а вы мне будете помогать. Итак, слушайте внимательно.
В некотором царстве, в Грамотном государстве, в звуковом городе жили – были … - Кто же это? (звуки…)
Жили-были – не тужили,
С язычком они дружили:
Вопелочка: ААААААА,
Ревелочка: УУУУУУУ,
Пищалочка: ИИИИИИ,
Свистелочка: СССССС,
Звенелочка: ЗЗЗЗЗЗЗЗЗ,
Жужжалочка: ЖЖЖЖ,
Шипелочка: ШШШШ.
Воспитатель: Ребята, что мы с вами произносили?
Дети: Звуки.
Воспитатель: А какие звуки бывают?
Дети: гласные и согласные звуки.
Воспитатель: А чем отличаются гласные звуки от согласных?
Дети: Гласные звуки можно пропеть и им ничего не мешает, когда мы их произносим. А согласные при произношении встречают преграду на своем пути.
Воспитатель: Совершенно верно
-А как можно записать звуки?
-ответы детей
Правильно, звуки можно записать при помощи букв
А сказка наша продолжается…..
Жили все звуки в звуковом городе, и они так же, как и вы не любили быть одни, потому что по отдельности им очень скучно и одиноко. И вот однажды, звуки решили подружиться, давайте послушаем что из этого вышло:
Однажды звук «д», гуляя по дорожке встретил звук «о» и предложил звуку «о» пойти вместе с ним. Они шли и пели песню «до…», (произнести громко-тихо,девочки - мальчики) но вдруг за кустами кто-то пошевелился. Заглянув за кусты, они увидели звук «м», который громко плакал. Звук «о» спросил, почему «м» плачет. Звук «м» ответил, что он совсем один и у него нет друзей. Тогда звуки «д», «о» предложили стать друзьями «м». Звук «м» согласился, они взялись за руки и больше никогда не расставались. Так у них получилось….
- Какое слово? («дом»).
Так и все остальные звуки русского языка гуляя, находили себе друзей и образовывали новые слова, которые мы с вами произносим. А с помощью букв эти слова можно записать
(ДОМ на доске - вызвать1 ребенка)
Так и жили дружно звуки,не тужили и любили играть в разные игры. И для нас с вами приготовили игру.
У вас на столах рассыпались буквы, помогите подружить буквы вместе, чтобы получилось слово (работа в парах)
ЛУК
СОН
КОТ
РАК
СОК
Как замечательно мы поиграли! А сказка наша продолжается.
Но однажды приключилась беда. Пролетал над звуковым городом злой волшебник, увидел, как весело и дружно играют звуки, разозлился и решил забрать одного из них. И знаете, ребята, какой звук он забрал? Я вам сейчас подскажу:
Все ответы на загадки начинаются с этого звука:
1.Как у бабы у Яги
нет совсем одной ноги
Зато есть замечательный -
аппарат летательный.
Какой? (Ступа)
2.Это скатерть знаменита
Тем, что кормит всех она.
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна.
(Скатерть-самобранка)
3.Он разбойник, он злодей,
Свистом он пугал людей.
(Ответ - Соловей-разбойник)
С какого звука начинаются отгадки? (Звук С) – Его-то злой волшебник и похитил!
Остались звуки без друга, звука С. Поплакали, погоревали они, да делать нечего, надо идти друга из беды выручать.
Ребята, а мы поможем?
Дети: Да!
Воспитатель: Ну, тогда отправляемся в путь!
Скажите мне, звук С мы слышим, произносим, а видим и пишем что?
-_Букву С
(ВЫКЛАДЫВАНИЕ ИЗ ФАСОЛИ БУКВЫ С)
Физминутка (дыхательная) «Ветер»
Мы подуем высоко,
 Руки поднять вверх, встать на носки, подуть;
Мы подуем низко,
Наклониться и подуть
Мы подуем далеко,
Руки перед собой, присесть и подуть;
Мы подуем близко
Руки перед лицом;
А сказка наша продолжается. Вот идут звуки, а перед ними – дремучий лес.
Чем опасен дремучий лес?
Ответ В нем можно заблудиться.
Предлагаю выполнить следующее задание, чтобы наши друзья не заблудились.
Сейчас я вам прочту отрывок из стихотворения, а вы послушайте его и сосчитайте слова со звуком «р», а затем покажите мне карточку с таким же количеством геометрических фигур - треугольников. Напоминаю вам о том, что работать нужно самостоятельно.
Ты куда летишь, сорока?
Расскажи!
Нам дорогу в лес дремучий,
Покажи!
Хорошо, молодцы, многие из вас внимательно слушали и считали звуки, а некоторым нужно ещё потренироваться. (Если дети не успели посчитать, педагог читает загадку еще раз, медленно и четко произнося слова, а дети считают слова со звуком «р»).
Воспитатель: ребята, а какой звук «р», как он произносится? Давайте попробуем его произнести. «рычат», произносят звук вместе с воспитателем, затем индивидуально)
-Звук Р звонкий или глухой?
Молодцы, ребята! Все вы справились с заданием и наши друзья-звуки не заблудились в дремучем лесу. Отправляемся дальше.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Шли наши звуки, и пришли в царство- государство, где злой волшебник жил. Подошли они к его дворцу и слышат разные звуки заколдованные, которые стали просить наших друзей о помощи: «Заколдовал нас злой волшебник! Расколдуйте нас, пожалуйста!»
Для того чтобы помочь расколдовать звуки нужно выполнить следующее задание.
Подойдем и посмотрим кого же заколдовал злой волшебник
-Кто это? - (Комар)
- А знаете ли вы песенку комара? Давайте позвеним!
-Какой звук произнесли? (З) А на письме какой буквой обозначается этот звук? (ЗЭ)
Правильно, молодцы!
Мы расколдовали звук З и буквуЗЭ
А это кто? - (Змея)
- А знаете ли вы песенку змеи? Давайте пошепим!
-Какой звук произнесли? (Ш) А на письме какой буквой обозначается этот звук? (ША)
Правильно, молодцы!
Мы расколдовали звук Ш и букву ША
А это кто? - (Жук)
- А знаете ли вы песенку жука? Давайте пожужжим!
-Какой звук произнесли? (Ж) А на письме какой буквой обозначается этот звук? (ЖЭ)
Правильно, молодцы!
Мы расколдовали звук Ж и букву ЖЭ
Какие же вы молодцы, с такими трудными заданиями справились!
Всех ли мы освободили? Никого не позабыли? (Мы не освободили С)
Итак, ребята, сейчас вам предстоит выполнить очень интересное задание – догадаться, что случилось со словом:
КОТ- КИТ ДУБ-ЗУБ КОСА - КОЗА РОСА - РОЗА
Какие вы молодцы! Вы очень помогли!
Узнал злой волшебник, что вы, ребята вместе со звуками выполнили его задание и отпустил звук С. Вмиг С оказался со своими друзьями и все вместе они вернулись в свой звуковой город, а наше путешествие окончено. Тут и сказочке конец, а кто слушал….-МОЛОДЕЦ!
Ребята, интересную сказку мы сочинили?
(ответы детей)
Молодцы, вы все справились с трудными заданиями и освободили украденный звук С и его друзей.
Подводя итог, хочу поиграть с вами в игру «Закончи предложение»:
Сегодня мне понравилось….
Сегодня мне было …….
(Раздать солнышки)
Нарисуйте солнышку улыбку, если вам понравилось наше путешествие, если вам было интересно.
Нарисуйте грустное солнышко, если вам было скучно, путешествие не понравилось.
Возьмите эти маленькие солнышки…зажмите их в ладошках, закройте глаза.. пусть лучики этого волшебного солнышка дойдут до ваших сердец и навсегда останутся в нём. И вы всегда будете дарить людям, которые рядом с вами, только добрые слова и поступки.
Давайте попрощаемся с нашими гостями и скажем им «спасибо», за то, что они к нам пришли.