В своей работе логопеду необходимо создание развивающей образовательной среды. Она создаёт условия для коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей и обеспечивает построение педагогического процесса. При организации педагогического процесса мы должны не забывать, что ведущая деятельность в ДОО – это игра. Известный немецкий педагог XIX века Фридрих Фрёбель первый рассмотрел игру как важное средство в обучении и воспитании ребёнка. Он писал: «Дитя, которое играет самостоятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается также способным, спокойным, настойчивым, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе». Л.С. Выготский о системе воспитания Ф.Фрёбеле писал: «В системе воспитания Фрёбеля исходным являлось представление о деятельной природе ребёнка – его подвижности, непосредственности, постоянном развитии физических и умственных сил, общительности и любознательности». Фрёбелем была выстроена определённая система, которая обязательно учитывала психическое развитие детей. Изучая его труды, были выделены педагогические принципы Фрёбеля, которые легли в основу выбора предметов – посредников. Он создал набор учебных материалов и назвал их «дарами». Игровой набор «Дары Фрёбеля» состоит их шести «даров», из геометрических форм: куба, шара, цилиндра. В настоящее время этот набор состоит из 14 модулей, и не является точной копией комплекта «Даров Фрёбеля». Его последователи продолжают развивать систему элементов его «даров». Благодаря набору «Дары Фрёбеля» разработаны многие пособия для ДОО: блоки Дьеныша, кубики Никитина, палочки Кьюзинера и т.д. Игровой набор «Дары Фрёбеля» применяется логопедами на занятиях с детьми с различными видами нарушения речи. Он помогает в развитии и используется, как предмет – посредник:
- коммуникативных умений;
- мелкой моторики рук и сенсорики;
- связной речи (составление схем слов, фраз, предложений).
У детей начинают работать мышление, воображение, память, логика. С помощью него решаются коррекционные задачи по развитию всех видов речи. Возможности использования набора «Дары Фрёбеля» не ограничиваются только методикой, предложенной к нему, только нужно проявить своё воображение и фантазию. Задания для воспитанников логопед может придумывать сам или давать простор воспитанникам. Составляют схемы сложных и простых предложений, делают буквенный анализ, закрепляют знания цветов. Набор используется в развитии пространственных представлений, закреплении знаний геометрических фигур, счёте. Его можно использовать во всех областях согласно ФГОС. Не забываем и о том, что работает и мелкая моторика рук. А развитие мелкой моторики связано с развитием речи ребёнка. Моторика – сфера двигательных функций организма и связанных с ними физиологических и психологических явлений. На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? У дошкольника развитие речи происходит особенно быстро, пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, формируется диалогическая и связная речь. Доказано, что набор «Дары Фрёбеля» является хорошим помощником в образовательной среде на занятиях по логопедии, так как для детей с нарушением речи очень важна организация образовательной среды. Она развивает память, мышление, воображение, ребёнку легче воспринимать окружающую среду.
Список использованной литературы
1. Герасимова А.С. и др. Большая энциклопедия дошкольника. М. 2011 г.
2. Карпова Ю.В., Кожевникова В.В., Соколова А.В.: Комплект методических пособий по работе с игровым наборов «Дары Фребеля». «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО».
3. Парамонова Л. А., Протасова Е. Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. —— М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 240 с.
4. Плеханов, А. Основоположник дошкольной педагогики (Ф. Фребель) // Дошкольное воспитание. — 1983. — № 8. — С. 32.
5. Розин В. Курс начальной геометрии Ф. Фребеля // Дошкольное воспитание. — 1971. — № 10. — С. 31; № 11. — С. 30.
6. Смирнова, Е. Фридрих Фребель: система дидактических игр // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 3. — С. 79.
7. Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. М. 2015 г.
8. Т.А. Ткаченко Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа», Санкт-Петербург 2000 г.
9. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.) » / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, М. 1989 г.
10. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. М.1998.
11. Фребель, Ф. Воспитание человека; Детский сад // История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия / сост. Н.Б. Мчедлидзе и др. — М., 1986. — С. 188-240