Выпуск № 75 (150) 2021

Рудь Е.П. Использование дидактического набора «Дары Фрёбеля» в работе с детьми нарушением речи

Дошкольное образовательная организация – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте. Благодаря речи формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память. На огромное значение речи для развития мышления и формирования личности неоднократно указывал Л. С. Выготский, он писал: «Развитие устной речи, вероятно, самое удобное явление для того, чтобы проследить механизм формирования поведения и сопоставить подход к этим явлениям, типичный для учения об условных рефлексах, с психологическим подходом к ним». Как, показывают социологические исследования детей с нарушением речи с каждым годом, растет. Изучением коррекцией речевых нарушений занимается отрасль дефектологии и логопедии. Соответственно детьми с нарушением речи занимается учитель – логопед. Педагогические основы логопедии были разработаны в ИКП РАО в работах проф. Р.Е. Левиной и ее сотрудников и период с 1965 по 1980 гг. В нашей стране развитие логопедии связано также с именами М.Е. Хватцева, О.П. Правдиной, Р.Е. Левиной и другими. Современная логопедия связана с изучением различных форм речевых нарушений, и поиском эффективных коррекционных методов. В работе с детьми, у которых наблюдается нарушение речи логопеду необходимо постоянно самосовершенствоваться, применять в своей профессиональной деятельности, как традиционные коррекционные методики, так и современные инновационные коррекционные технологии и методики.
В своей работе логопеду необходимо создание развивающей образовательной среды. Она создаёт условия для коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей и обеспечивает построение педагогического процесса. При организации педагогического процесса мы должны не забывать, что ведущая деятельность в ДОО – это игра. Известный немецкий педагог XIX века Фридрих Фрёбель первый рассмотрел игру как важное средство в обучении и воспитании ребёнка. Он писал: «Дитя, которое играет самостоятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается также способным, спокойным, настойчивым, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе». Л.С. Выготский о системе воспитания Ф.Фрёбеле писал: «В системе воспитания Фрёбеля исходным являлось представление о деятельной природе ребёнка – его подвижности, непосредственности, постоянном развитии физических и умственных сил, общительности и любознательности». Фрёбелем была выстроена определённая система, которая обязательно учитывала психическое развитие детей. Изучая его труды, были выделены педагогические принципы Фрёбеля, которые легли в основу выбора предметов – посредников. Он создал набор учебных материалов и назвал их «дарами». Игровой набор «Дары Фрёбеля» состоит их шести «даров», из геометрических форм: куба, шара, цилиндра. В настоящее время этот набор состоит из 14 модулей, и не является точной копией комплекта «Даров Фрёбеля». Его последователи продолжают развивать систему элементов его «даров». Благодаря набору «Дары Фрёбеля» разработаны многие пособия для ДОО: блоки Дьеныша, кубики Никитина, палочки Кьюзинера и т.д. Игровой набор «Дары Фрёбеля» применяется логопедами на занятиях с детьми с различными видами нарушения речи. Он помогает в развитии и используется, как предмет – посредник:
-         коммуникативных умений;
-         мелкой моторики рук и сенсорики;
-         связной речи (составление схем слов, фраз, предложений).
У детей начинают работать мышление, воображение, память, логика. С помощью него решаются коррекционные задачи по развитию всех видов речи. Возможности использования набора «Дары Фрёбеля» не ограничиваются только методикой, предложенной к нему, только нужно проявить своё воображение и фантазию. Задания для воспитанников логопед может придумывать сам или давать простор воспитанникам. Составляют схемы сложных и простых предложений, делают буквенный анализ, закрепляют знания цветов. Набор используется в развитии пространственных представлений, закреплении знаний геометрических фигур, счёте. Его можно использовать во всех областях согласно ФГОС. Не забываем и о том, что работает и мелкая моторика рук. А развитие мелкой моторики связано с развитием речи ребёнка. Моторика – сфера двигательных функций организма и связанных с ними физиологических и психологических явлений. На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? У дошкольника развитие речи происходит особенно быстро, пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, формируется диалогическая и связная речь. Доказано, что набор «Дары Фрёбеля» является хорошим помощником в образовательной среде на занятиях по логопедии, так как для детей с нарушением речи очень важна организация образовательной среды. Она развивает память, мышление, воображение, ребёнку легче воспринимать окружающую среду.
Список использованной литературы
1.        Герасимова А.С. и др. Большая энциклопедия дошкольника. М. 2011 г.
2.        Карпова Ю.В., Кожевникова В.В., Соколова А.В.: Комплект методических пособий по работе с игровым наборов «Дары Фребеля». «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО».
3.        Парамонова Л. А., Протасова Е. Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. —— М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 240 с.
4.        Плеханов, А. Основоположник дошкольной педагогики (Ф. Фребель) // Дошкольное воспитание. — 1983. — № 8. — С. 32.
5.        Розин В. Курс начальной геометрии Ф. Фребеля // Дошкольное воспитание. — 1971. — № 10. — С. 31; № 11. — С. 30.
6.        Смирнова, Е. Фридрих Фребель: система дидактических игр // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 3. — С. 79.
7.        Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. М. 2015 г.
8.        Т.А. Ткаченко Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа», Санкт-Петербург 2000 г.
9.        Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.) » / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, М. 1989 г.
10.    Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. М.1998.
11.    Фребель, Ф. Воспитание человека; Детский сад // История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия / сост. Н.Б. Мчедлидзе и др. — М., 1986. — С. 188-240