2023 2022
1 (219) 2023

Беляева Е.В., Демина А.Н., Черемискина Н.Н., Котова А.А. КОНСПЕКТ КВЕСТ-ИГРЫ «ГРИБНАЯ ФАНТАЗИЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-8.pdf

Цель- создание условий, раскрывающих интеллектуальный и творческий потенциал дошкольников, ориентированных на экологическое воспитание; закрепление представлений детей о грибах.

Задачи:

1.Закреплять у детей знания о грибах и их видах, о ценности грибов для человека, животных, птиц.

2.Обогащать словарный запас детей через знакомство с рассказами, стихотворениями, сказками, загадками, пословицами, поговорками, народными приметами о грибах.

3.Развивать связную речь детей познавательную активность детей на материале дидактических, словарных, подвижных и творческих игр.

4.Формировать умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.

5.Активизировать творческие способности, коммуникативные навыки.

6. Воспитывать у детей любовь и заботливое отношение к природе, показать ценность природы и её даров для каждого человека.

Ссылка на видео

https://vk.com/gdou46?z=video-47144226_456239288%2F79e01dfc5edabded9b%2Fpl_wall_-47144226

Схема грибных локаций на территории ДОУ для проведения квеста



Дидактический материал

Младший дошкольный возраст

Пальчиковая гимнастика «Мухомор»

Цель: развивать координацию движений, совершенствовать деятельность артикуляционных органов губ, языка, нижней челюсти.

Красный – красный мухомор - (соединяем кончики пальцев, изображаем шляпу гриба)

Белых крапинок узор. (одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки показываем «крапинки»)

Ты красивый, но не рвем! (погрозили пальчиком)

И в корзинку не берем! (Прямая ладонь от себя-отодвигающий жест)

Подвижная игра «Грибы - Шалуны!»

Цель: учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, упражнять в беге с ловлей и увертыванием.

На игровой площадке очерчивается круг-корзинка грибника. В корзинке находятся дети -"грибы". Считалкой выбирается грибник, который присаживается на корточки в 2-3 м от круга - он долго ходил по лесу, устал, заснул. Произносится текст:

На пеньке сидит грибник,

Отдыхает, крепко спит.

Тише- тише, не шумите,

Грибника не разбудите.

Дети - грибы выбегают из корзинки, прыгают, шалят на лужайке.

Ведущий говорит: "Грибник проснулся!"

Грибник после слов ведущего просыпается, видит, что грибы рассыпались - разбежались, начинает их догонять, собирать в корзину. Грибы должны успеть забежать в корзину до того, как до них дотронется грибник. Тот, кого грибник запятнал, становится следующим водящим- грибником.

Подвижная игра «По грибы»

Цель: учить детей двигаться в соответствии с текстом.

Мы шли, шли, шли (маршируют, руки на поясе)

Грибок нашли (наклонились, правой рукой коснулись носка левой ноги и наоборот)

Раз, два, три, четыре, пять (маршируют)

Мы идем искать опять
(наклоны вперед, руки касаются носков).

Пальчиковая игра «Гном под грибком»

Цель: учить детей двигаться в соответствии с текстом.

Как-то на рассвете Гном (встать, присесть)

Свой решил покинуть дом (встать, руки сомкнуты над головой)

И с корзиной из избы

Гном помчался по грибы (бег на месте с высоким подниманием ног)

Гром гремит, гроза грохочет (встать, хлопок над головой)

Гнома сильный дождик мочит (махи поднятыми руками к лицу)

Но не страшен Гному гром, Гном укрылся под грибом (присесть, руки сомкнуть над головой

Музыкальная игра «Грибок»

Цель: развивать у детей внимание.

Для игры необходим муляж гриба. Участники игры танцуют под музыку и одновременно передают друг другу грибок. Ведущий время от времени выключает музыку. Тот, у кого в этот момент оказался в руках гриб, выбывает. Выигрывает последний танцующий игрок.

Подвижная игра «У медведя во бору»

Цель: упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в лазании, прыжках в глубину.

Описание игры:

1. На одном краю игровой площадки нужно начертить линию — это будет лесная опушка. На расстоянии примерно 50 см от нее следует изобразить круг — медвежью берлогу. На противоположном краю площадки за аналогичной линией нужно нарисовать дом для игроков.

2. Один из игроков становится медведем, надевает соответствующий костюм. Остальные ребята отправляются на ту часть игровой площадки, что изображает лес, делают вид, будто собирают ягоды, при этом приговаривают соответствующий стишок.

У медведя во бору,

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит

И на нас рычит.

3. На последних словах стишка медведь просыпается, бросается на сборщиков даров леса.

4. Чтобы поймать игрока, медведю достаточно к нему прикоснуться. Пойманный ребенок отправляется в медвежью берлогу.

5. Игра завершается, когда берлога внутри своих границ будет вся заполнена пойманными игроками. На новом игровом этапе медведем становится другой ребенок.

Пальчиковая игра «Гномы и грибы»

Цель: развивать координацию движений, совершенствовать деятельность артикуляционных органов губ, языка, нижней челюсти.

Утром гномы в лес пошли (шагаем на месте)

По дороге гриб нашли (наклоны вперед, выпрямляемся, руки на поясе)

А за ним-то раз, два, три (наклоняем туловище из стороны в сторону)

Показались еще три! (руки вперед, затем в сторону)

И пока грибы срывали
(наклоны вперед, руки к полу)

Гномы в школу опоздали (руки к щекам и покачиваем головой из стороны в сторону)

Побежали, заспешили (бег на месте)

И грибы все уронили (приседаем).

Дидактическая игра «Найди отличия»

Цель: развивать зрительную память и внимательность детей; умение не упускать из виду даже мелкие детали.



Старший дошкольный возраст

Словесная игра «Где гусеница?»

Цель: закреплять у детей правильное употребление предлогов в самостоятельной речи.

Дидактическая игра «Собери гриб» (разрезные картинки)



Цель: формировать у детей умение в составлении целого предмета из его частей.



Дидактическая игра «Найти фрагмент»

Цель: учить детей анализировать изображение и находить недостающие фрагменты картинки.



Дидактическая игра «Найди предмет по контурному изображению»

Цель: развивать у детей внимание, логическое мышление.



Дидактическая игра «Кто больше назовёт грибов?»

Цель: продолжать развивать память детей.

Между собой соревнуются две команды. Побеждает та команда, участники которой назвали больше грибов.

Подвижная игра «По грибы»

Цель: Развивать выдержку, внимание; память (названия грибов).

Содержание: Дети – грибы идут по кругу, грибник - в центре, идет в противоположную сторону, с завязанными глазами.

Грибник: Раз, два, три, четыре, пять

Буду я грибы искать:

Лисички, опята,

Белые, маслята… Дети - грибы расходятся по игровой площадке.

Стоп! Дети – грибы замирают на месте.

Грибник на ощупь пытается отыскать гриб - ребенка и назвать его имя. Узнанный ребенок становится новым грибником.

Методические указания: После сигнала Стоп! дети - грибы не должны двигаться с места.

Подсказывать грибнику нельзя. Во избежание травм инструктор направляет грибника словесными указаниями, если тот выходит за границы площадки.

Вариант: Если грибник затрудняется на ощупь узнать ребенка, то он может узнать его по голосу, спросив: Что за гриб? Ребенок называет гриб (подберёзовик, подосиновик, сыроежка, мухомор…)

Игровое упражнение «Что изменилось около елочки?»

Цель: Развивать выдержку, внимание;

Дети внимательно осматривают все вокруг елочки и запоминают обстановку, потом разбегаются в разные стороны. Взрослый в это время быстро меняет что-нибудь вокруг елочки (втыкает в землю веточку, убирает шишки, срывает грибок и т. п.). По сигналу дети возвращаются и стараются выяснить, что изменилось.

Игра-развлечение «Подскажи словечко»Цель: развивать память, воображение, слуховое внимание и чувство юмора, обогащать и актуализировать словарный запас детей.

1.Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью.

Мудрый бородач-старик, житель бора -... (боровик)

2.Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту - зовусь я –... (подосиновик)

3.Шоколадно-бурый гриб – к скользкой шляпке лист прилип.

Воротник ажурный тонок – гриб такой зовут... (маслёнок)

В шляпке розовой мохнатой, – но не выглядит растяпой.

Будто плюшевое ушко, для соления... (волнушка)

4.На пеньке сидят братишки. Все - в веснушках шалунишки.

Эти дружные ребята называются... (опята)

5.В лесу, на радость людям, средь молодых сосенок,

В блестящей темной шляпке растет грибок... (масленок) 6.В платьях тонких на опушке водят хоровод подружки.

Платья – шелк в полоску: красный, белый, розовый, атласный.

В день осенний на опушке как красивы, вы... (волнушки)

7.Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички – золотистые... (лисички)

8.Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый... (мухомор)

9.Посмотрите-ка, ребята: тут лисички, там – опята

Ну, а это на полянке ядовитые... (поганки)

10.Нет грибов дружней, чем эти, – знают взрослые и дети, –

На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу.

11.Отгадайте-ка ребята, а зовут их то… (опята)

12.Вдоль лесных дорожек много белых ножек

В шляпках разноцветных, издали приметных.

Кто в серой, кто в зеленой, кто в розовой, кто в желтой

Ты их бери, не мешкай, ведь это –... (сыроежки)

13.Розовый приятный цвет,

И колечек яркий след.

Так волнуются подружки,

Это же грибы... (волнушки)