2023 2022
2 (220) 2023

Ванюшина Г.Л., Соколова Т.И. ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ «ВОЛОГОДСКИЙ КРАЙ»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-5.pdf

Цель: прививать любовь к малой Родине, к тому уголку, где ты родился и живешь.

Задачи:

Образовательные:

• расширить и углубить представление детей о родном крае и его природе

Развивающие:

• развивать память, внимание, мышление, наблюдательность;

• развивать любознательность и познавательную активность в различных видах деятельности;

• закрепить знания о малой Родине – Вологодской области;

• развивать связную речь детей дошкольного возраста, учить детей высказывать свои мысли, рассуждать

Воспитательные:

• воспитывать любовь к родному краю

Методы обучения:

ü практический (игровые ситуации);

ü наглядный (иллюстрации, картинки);

ü словесный (рассказ, беседа)

Материалы и оборудование:

Иллюстрации с изображением животных, растений, деревьев.

Предварительная работа

Чтение рассказов В.Белова «О всякой живности»;

Рассматривание альбомов «Жизнь животных и птиц», «Природа родного края»;

Разучивание народной игры «Лалом».

Организация игры-путешествия должна включать следующие этапы:

1. Организационный этап

2. Постановка проблемной ситуации

3. Формулирование цели НОД

4. Основной этап - поиск выхода из проблемной ситуации

5. Рефлексия деятельности

Общий сбор.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по родному краю, то есть, по Вологодской области. Но для начала давайте проведем разминку.

Я, ты, он, она -

Вместе дружная семья.

Улыбнись соседу справа,

Улыбнись соседу слева.

Когда мы улыбаемся – мы делимся своим хорошим настроением! И я желаю, чтобы это хорошее настроение сохранилось на протяжении всего занятия.

Скажите, ребята, а зачем нужно людям путешествовать по родному краю?

Дети: Чтобы лучше его узнать.

Воспитатель: Тогда давайте поставим сегодня перед собой цель: Мы, маленькие путешественники, хотим поближе познакомиться со своим родным краем – с Вологодской областью.

А вот на каком виде транспорта мы отправимся в путешествие - отгадайте.

Загадка:

Я похож на стрекозу,

Вечно что–нибудь везу!

Я кружу под облаками,

Над лесами и горами

Совершая перелёт.

Называюсь… (Вертолёт)

Воспитатель: Молодцы, ребята! С нами в путешествие отправится помощник - кот ученый.

Кот: Здравствуйте! Я ученый кот. Сегодня я буду вашим экскурсоводом. Прежде чем отправится в путь, не забудьте взять с собой теплые вещи и у меня есть для вас сюрприз (показывает) 5 геометрических фигур. На каждой остановке, при правильно выполненном задании, вы получите 1 геометрическую фигуру. А когда вернемся в вашу группу, вы соберете картинку и скажете, что же изображено.

Воспитатель: Прошу всех занять места в вертолете. Дети, пожалуйста, застегните ремни. Вертолет набирает высоту (звучит шум мотора).

Кот: Посмотрите в иллюминаторы. Как красива природа нашего Вологодского края с высоты птичьего полета (показывает на карту Вологодской области). Ребята, всё, что зеленого цвета - это леса, луга. Синие извилистые дорожки – это реки. А разной формы синие пятна – озера. Смотрите! Смотрите! Сколько много кружочков. Как вы думаете, что это? Это ребята города (большие и маленькие). Это город Вологда - наш областной центр. А вот это наш родной Череповец, большой белый кружок с черным маленьким кружочком в центре.

Воспитатель: Уважаемый ученый кот, и ребята пристегните ремни, вертолет заходит на посадку. И первая наша остановка - станция «Лесная». Проверьте все ли надели куртки. На улице прохладно (имитирую, что надеваю куртку и сапоги; сопровождаю все действия словами).

Кот ученый: Ой, сколько разных деревьев растет в нашей области (обращается к детям). А вы знаете, что за деревья растут на станции «Лесная»?

Дети: Да.

Кот ученый: Вот сейчас и узнаем. Показывает дерево - дети называют. (Дуб, клен, береза, ель, сосна, осина; кустарники - рябина, шиповник). Молодцы, хорошо знаете деревья и кустарники, которые растут в нашей Вологодской области. А давайте прогуляемся по лесочку, может, и грибов насобираем под деревьями. Корзинка у нас есть. Грибником сегодня будут Ваня, Артем и Марина. Находите гриб, говорите, как называется и почему мы его взяли (съедобный или не съедобный), грибы (подосиновик, белый гриб, мухомор, лисичка). Дети собирают грибы и рассказывают.

Ученый кот: Молодцы! Все грибы знаете! За хорошие ответы я вам даю 1 геометрическую фигуру. Какую?

Дети: Треугольник.

Воспитатель: Ребята, нам пора продолжить наше путешествие. Дальше мы отправимся пешком. Не спешим, не отстаем, дальше мы идем пешком. Ой, впереди болото. А мы с вами и без сапог. Сейчас, чтобы не замочить ноги и не заболеть, будем прыгать с кочки на кочку.

Воспитатель - первая, а дети все прыгают за ней.

Воспитатель: Вот впереди полянка и станция. Как вы думаете - какая?

Дети: Цветочная!

Воспитатель: А почему вы так решили?

Дети: Цветов много.

Ученый кот: Правильно. Станция «Цветочная». И вот вам задание.

Соберите картинки и назовите, какие это цветы. (Работа детей)

Дети: Ромашка, колокольчик.

Ученый кот: Молодцы! За хорошие ответы я вам даю вторую геометрическую фигуру. Какую?

Дети: Прямоугольник.

Воспитатель: Продолжим наше путешествие. Не спешим, не отстаем, дружно все вперед идем.

Кот ученый: Смотрите, впереди станция «Игровая». На этой станции мы с вами поиграем в народную игру «Лалом».

Самая простая забава, в которую могут играть даже самые маленькие дети. Взявшись за руки, образовывают длинную цепь, которую первый игрок (воспитатель) тащит за собой по игровой комнате, делая по пути неожиданные повороты, то ускоряя, то замедляя движение. Оторвавшиеся и упавшие ребята выходят из игры, пока не остаётся один воспитатель.

Кот ученый: Какие вы дружные ребята! Вот вам третья геометрическая фигура. Продолжим наше путешествие. Смотрите, какой густой лес. Чаща. Мне, что–то страшно… (шепотом) Здесь разные звери, мы же идем на станцию «Звериная». Дети идут на носочках, тихо.

Воспитатель: (шепотом) Ребята смотрите, сколько разных зверей.

Кот ученый: Я вам сейчас загадаю загадки, а вы мне покажете и назовете отгадки.

Дружбу водит он с лисой,

Для других ужасно злой.

Всё зубами щёлк да щёлк,

Очень страшный серый… (Волк)

Он зимой в берлоге спит,

Потихонечку храпит,

А проснётся, ну реветь,

Как зовут его … (Медведь)

Любит красную морковку,

Грызёт капусту очень ловко,

Скачет он то тут, то там,

По лесам и по полям,

Серый, белый и косой,

Кто, скажите, он такой? (Заяц)

Как большая кошка он

Грациозен и умён.

Но не любит разных игр

Полосатый грозный… (Тигр)

По тропинке в лесу,

Я большое яблоко несу,

На иголки я похож,

Звать меня конечно — (Ёж)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый — краса!

А зовут ее… (Лиса)

Кошка красивая, мех рыжеватый,

Кисточки уши и мощные лапы.

Только, пожалуй, ты с ней не водись -

Хищник опасный. Зовут её … (Рысь)

Домик сделала в дупле,

Чтоб зимою жить в тепле.

Прыгает, как стрелка,

Рыженькая … (Белка)

Кот ученый: Молодцы! Хорошо знаете зверей нашего края. Но, посмотрите внимательно и скажите, какой зверь не проживает в наших лесах?

Дети: Тигр.

Кот ученый: Какие вы умные ребята. Вот вам четвертая геометрическая фигура.

А впереди нас ждет еще одна станция. И эта станция «Творческая». Сейчас на этой станции мы нарисуем то, что мы видели в нашем путешествии (совместное творчество).

Кот ученый: Мне понравилось очень наше путешествие по родному краю. А вам? (ответы детей).

Вот мы и пришли к нашему вертолету, прошу вас занять свои места, пристегнуть ремни. Всё, полетели в детский сад.

Кот ученый: Ребята, вот вы в своей группе. Теперь можете спокойно сесть и сложить ваши геометрические фигуры (работа детей).

Что же у вас получилось?

Дети: Наш край. Вологодская область.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Правильно. А кто помнит цель нашего путешествия?

Дети: Познакомиться с нашим краем, лучше его узнать.

Воспитатель: Верно. Скажите, ребята, а сегодня вы узнали что-то новое о нашем крае? Понравилась вам наша область?

Дети: Да.

Воспитатель: Наша Вологодская область большая и очень красивая. Чтобы она могла и дальше радовать людей своей красотой, давайте любить наш родной край и бережно к нему относиться!

Практическая значимость

1. В результате мероприятия дети повысили свой уровень знаний о Вологодском крае. Они ближе познакомились с природой Вологодчины: растениями, грибами, животными; не только услышали о наших народных играх, но и сами попробовали в них играть.

2. Любовь к Родине начинается с её познания. Данная работа не только расширила кругозор детей, но и продолжила воспитание в них любви и бережного отношения к родному Вологодскому краю.

Список литературы:

1. https://mamamozhetvse.ru/zagadki

2. http://www.numama.ru/zagadki

3. https://zagadki-dlya-detej.ru/zagadki

4. https://nsportal.ru/detskii-sad/distantsionnoe-obuchenie/2020/05/25/zagadki-dlya-detey-3-4-let-zhivotnye