2023 2022
1 (219) 2023

Мальцева О.Ф., Симонова Т.Е. БИНАРНОЕ ЗАНЯТИЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ИГРАЛИЮ»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-7.pdf

Цель: Развитие познавательной и эмоциональной сферы дошкольников.

Задачи:
1. Развитие игровых навыков.
2. Закрепление понятий «большой - маленький».
3. Развитие техники выразительных движений.
4. Закреплять умение детей соотносить предметы по цвету, называть цвет предметов (красный, синий, желтый, зеленый и т. д.).
5. Снятие психоэмоционального напряжения.
6. Развитие внимания детей.
7. Создание положительного эмоционального фона в группе.
8. Развитие мелкой моторики.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Дети, давайте поздороваемся друг с другом улыбкой и скажем громко (приветствие):

«Доброе утро! И всем улыбнулись.
Влево и вправо друзьям поклонились.
Будем дружить мы везде и всегда,
Дети ответьте, согласны вы? Да!»

«Солнышко в ладошках»

Хотите, чтобы наше занятие прошло весело и интересно? (Дети отвечают) Тогда мы с вами проведем разминку. Потрём ладошки друг о друга сильно-сильно, пока они не станут горячими и в них не появится «солнышко». Теперь возьмём и выпустим солнышко в группу, чтобы оно согревало и помогало, и радовало нас. (сдули «солнышко» с ладоней)

Я предлагаю вам отправиться в Волшебную страну «Игралию», полную весёлых игр, приключений и радости. Для этого нам нужно встать в круг, закрыть глазки, повернуться вокруг себя и сказать волшебные слова: «Один, два, три вокруг себя обернись, в Сказочной стране очутись!».

— Вот мы и в Сказочной стране Игралии.

Стук в дверь (тук-тук).

Психолог: «Ой, что это? Кто-то спешит к нам в гости?

Звенит колокольчик. Под музыку входит Волшебник Динь-Дон Веселый Перезвон:

- Здравствуйте, ребята! Не узнали меня? Я добрый Волшебник Динь-Дон Веселый Перезвон. Рад приветствовать вас в своей волшебной стране Игралии. В нашей стране всем весело, смешно и интересно. Здесь много игр, игрушек и развлечений. Я рад, что вы пришли ко мне в гости!

- Ребята, у меня к вам есть огромная просьба. Дело в том, что я стал очень рассеянный, и всё теряю. Вот и сегодня я потерял свои волшебные очки и почти ничего не вижу. Самое ужасное, что я не могу прочитать ни одного доброго заклинания. Помогите мне их найти. Пожалуйста. Для этого вам нужно выполнить ряд заданий. Очень сложных. Справитесь? Поможете мне? А уж я вас щедро вознагражу волшебными подарками.

Ответы детей: «Да. Справимся. Поможем!»

Волшебник: -В этой волшебной шкатулочке лежит конверт с заданиями. Сейчас я поверну ключик и открою её:

Чик-трак сейчас я сделаю вот так.

Ключик, ключик повернись

И шкатулка отварись. (Открывается шкатулка).

Вы конверт сей час берите (Отдает конверт воспитателю)

И скорей мне помогите.

Не подведите меня. А мне пора, пойду поливать свои волшебные цветы. Волшебник уходит.

Психолог: открывает конверт. Дети, наше 1-е задание, вот какое, нужно суметь пройти Волшебный лес. Аккуратно, один за другим, по тропинке. Никого не испугать и не потревожить. (Звучит музыка).

Психогимнастика «Волшебный лес»

Мы идём с вами по осеннему лесу по узкой тропинке. Вокруг нас высокие деревья (показываем ручками). Мы вышли на полянку, рвём цветы. Дорожка сужается, идём по ней боком. Рядышком с нами пробежал ежик, он несет на спинке грибок своим ежатам. А теперь идём тихонечко на цыпочках - там, на дорожке спит мишка. Давайте тихо, чтобы не разбудить, перешагнём через него. Мы с вами вышли к мостику, крепко держимся за поручни, чтобы не упасть. Перед нами Волшебное озеро с чудесным водопадом.

Это необычный водопад. Вместо воды в нём льется мягкий белый свет. Теперь давайте наклонимся и окажемся под этим водопадом.

Телесно-ориентированное упражнение «Водопад»

«Почувствуем, как этот прекрасный белый свет струится по вашей головке. Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, рот, расслабляются мышцы шеи (гладим ручками части тела). Белый свет течёт по вашей груди, животу и вы чувствуете, как они расслабляются, и дышать вам становится легко. Расслабляются ваши ручки, ладони, пальцы, ноги, ступни.

А теперь этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Мы чувствуем себя спокойно, умиротворённо и безмятежно. С каждым вдохом вы расслабляетесь и наполняетесь свежими силами».

Психолог: - Молодцы! С первым заданием мы справились.

Следующее задание будет посложнее.

«Помоги рыбкам» (игра).

Только что вы были у Волшебного озера. В этом озере живут рыбки-мамы и рыбки –детки. Они выплыли на прогулку. Но вдруг поднялся сильный ветер, озеро зашумело, заволновалось, рыбки-детки запутались в водорослях и потерялись. Ребята, давайте поможем мамам найти своих деток (на столе – море, большие рыбки – мамы трёх цветов (красного, желтого, зеленого) и много маленьких рыбок тех же цветов). Детям предлагается найти для каждой мамы-рыбки своих деток.

Психолог: - Молодцы, ребята, мы справились с вами и с этим заданием. Посмотрите, что у меня есть: показывает «жетончики» с изображением зайчиков и мишек. Раздает их. Посмотрите внимательно, кто нарисован у вас на картинке? – Правильно, мишки и зайчики.

Игра «Спрятались от дождика» /с использованием мультимедийной презентации/

- А теперь слушайте внимательно. В теплый солнечный денек в Волшебной стране вышли зайчики и мишки погулять. Как вдруг на небе появилась огромная серая туча, закрыла солнышко, и пошел дождик. Мишкам и зайчикам нужно спрятаться от дождя, чтобы не промокнуть. А куда же спрятаться?

– Правильно, под зонтик.

Но посмотрите, в письме написано, что есть одно условие – под красным зонтиком прячутся только зайчики, а под синим мишки. Запомнили.

Звучит музыка. Мишки и зайчики гуляют. Музыка заканчивается. Зверята прячутся под зонтами (играем 2 раза).

Психолог: -Понравилась игра? Но это еще не все. В конверте Волшебника Динь-Дона Веселого Перезвона есть еще кое-что интересное.

Игра «Собери капельки в стакан» (цвет).

Перед детьми на столе раскладываются вырезанные цветные кружочки разного цвета. Детям нужно собрать капельки в стакан, но перед этим взрослый положил в каждый стакан по одной капельке разного цвета, проговаривая свои действия: «В этот стаканчик положу капельку синего цвета, наберем полный стакан одинаковых капелек». На этом занятии используются цвета: красный, синий, желтый, зеленый, белый.

Психолог: «Молодцы, ребята! Все получилось! Но в конверте у нас есть следующее задание. Называется оно:

«Заколдованные игрушки» (игра-загадки).

Чтобы их расколдовать, нужно их разгадать. Я сейчас буду показывать вам игрушки, а вы их отгадывайте!

Чебурашка: руки раскрытыми ладонями приставим к вискам, наподобие больших ушей, наклоняем голову влево и вправо, вперёд, улыбаясь как бы в приветствии. Ведущий – кто это, дети? Правильно, Чебурашка.

Самолет: руки в стороны, прямые, ровные. Напряжённые: «У-у-у». Что это? Конечно самолёт! Полетели!

Часики: руки прижмите к телу по бокам. Всё тело напряглось, не шевелится, только ногами чуть-чуть двигаем и шевелимся из стороны в сторону: «Тик-так, тик-так». А теперь покачаемся вперёд-назад. «Тик-так, тик-так».

Паровозик: я езжу по рельсам, чух-чух, чух-чух. В кабине у меня сидит машинист.

Воздушный шарик: руки вытянем вверх, сомкнём над головой в круг. Мы - воздушные шарики. Мы становимся всё легче и легче, всё тело невесомое. Вот нас подхватил ветерок, и мы взлетели! Полетели. Опустились на землю. Сели.

Психолог: - А теперь для того, чтобы мы помогли волшебнику Динь-Дону найти его очки, давайте разомнем свои пальчики (развитие мелкой моторики). А то, как же мы будем искать его волшебные очки?»

Кинезиологические упражнения (сидя на ковре)

- Домик: «Мы построим крепкий дом, жить все вместе будем в нём».

- Колечки: «Ожерелье мы составим, маме мы его подарим».

- Ушки: «Ушки сильно разотрём, и погладим, и помнём».

- Кивки: «Покиваем головой, чтобы был в душе покой».

- Дерево: «Мы растём, растём и до неба достаём».

Психолог: «Молодцы, ребята! Вот мы и подошли с вами к последнему заданию. Перед нами сундучок. Наверное, там и находятся волшебные очки.

Но, чтобы открыть его, нужно нарисовать вот такой ключик (показывает образец) на манке».

Дети рисуют пальчиками на манке.

Сундучок открывается. /под музыку/

Там лежат очки Волшебника Динь-Дона Веселого Перезвона и угощение.

Психолог: - Ребята, а вот и волшебные очки. Ой, а это что такое? Да это подарок от Волшебника Динь-Дона Веселого Перезвона за то, что мы помогли ему, нашли его волшебные очки!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1.Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Электронный ресурс]// http://dob.1september.ru/article.php?ID=200500510 (Дата доступа: 20.08.2016)

2.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. - М., 2001.

3.Абрамян Л.А. Игра дошкольника /Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 2009.

4.Антонова Ю.А. Веселые игры и развлечения для детей и родителей / Ю.А. Антонова. - М: ООО «Дом 21 век», 2007.

5.Игра дошкольника / под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 2003.

6.Игра и развитие личности дошкольника / НИИ дошкольного воспитания. - М.: Изд-во АПИ, 2003.

7.Кравцов Г.Г. Игра как ведущая деятельность и форма организации жизни дошкольника / Г.Г. Кравцов. - М.: Юрайт, 2010.

8.Усова А.П. Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова. - М.: Слово, 2008

9.Агавелян, В.С. Теоретические и прикладные аспекты психологии состояний // Психология состояний: хрестоматия / сост. Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / под. ред. А. О. Прохорова. - М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004.

10.Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. - М.: Скрипторий, 2002.

11.Данилина Т.А. Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. - М.: Айрис Пресс, 2004.

12.Борисенко М.Г. Наши пальчики играют. - Екатеринбург: Паритет, 2005.

13.Гaлянт И. Пальчиковые игры // Дoшкoльнoe воспитание. - 2011.

14.Альтхауз, Д. Цвет, форма, количество: опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста / Рус. пер. с нем. под редакцией В.В. Юршайкина. - М.: Просвещение, 1994

15.Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л.А. Венгер, Э.Г Пилюгина, Н.Б. Венгер - М.: Просвещение, 1998.