В настоящее время появилось инклюзивное образование, в дошкольных учреждениях, которое позволяет нам проводить различные диагностики, выявлять способности детей на разных этапах развития, а так же самое главное группы формируются из ребят общего возраста, но с разным физическим и физиологическим развитием, где на примере наблюдений можно сделать выводы по несформированности развития малыша, и предпринять различного вида занятия, благотворно-влияющие на самого ребёнка. Ведь как показывает практика, чем раньше мы выявим характер нарушения, тем раньше приступим к работе над его исправлением или же его коррекции.
Цели ФГОС гласят о равенстве возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования. На основании изучения литературных источников и методических пособий, можно сделать выводы что коррекционная работа по развитию мануального праксиса у детей с дизартрией старшего дошкольного возраста, недостаточно развита, педагоги нуждаются в методических рекомендациях, в которых было бы подробно описана работа по коррекции и развитию мануального праксиса у детей с дизартрией. Так же в данных методиках должны быть описаны игры и упражнения, разработанные по возможности и возрасту каждого ребёнка, нуждающегося к формированию и коррекции мануального праксиса. Важно учитывать все возможности малыша, как физические, так и психологические, его готовность в коммуникации с педагогом.
Таким образом проблематикой нашего исследования является конкретное описание содержания работы по коррекции мануального праксиса у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, совместно с педагогом-логопедом. На мой взгляд выбранная тема в настоящее время носит актуальный характер.
Дизартрия – нарушение звукопроизношения и просодики вследствие нарушения иннервации мышц речевого аппарата (дыхательного, речевого, артикуляционных отделов). Дизартрия относится к числу сложных нарушений: речь неплавная, невнятная. Нарушения произносительной стороны речи при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. Дизартрия это нарушение центральной нервной системы, следовательно тяжесть её развития зависит от места локализации.
Первыми кто определил понятие дизартрия были такие авторы как: Волкова Л. С. и Селивёрстов В. И. Они выявили следующие понятие и рассматривают его как расстройство произносительной стороны речи, при которой страдает просодическая сторона звукового потока, фонетическая окраска звуков или неправильная реализация фонемных сигнальных признаков звукового сторона речи (пропуски, замены звуков).
По мнению Мастюковой Е. М. дети с дизартрией по клинико-психологической классификации делились на группы:
· дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием;
· дизартрия у детей с церебральным параличом (ДЦП),
· дизартрия у детей с интеллектуальными нарушениями,
· дизартрия у детей с гидроцефалией,
· дизартрия у детей с задержкой психического развития (ЗПР),
· дизартрия у детей с минимальной мозговой дисфункцией (ММД);
· дизартрия у детей с общим недоразвитием речи (ОНР);
· дизартрия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН);
· дизартрия у детей с последствиями перинатального поражения мозга (ПЭП).
Также существует на сегодняшний день и более того носит свой доказательный характер такой термин как «стёртая дизартрия». Впервые в 1969году, была предложена такая формулировка Токаревой О. А., в обозначении которой было выявлено как легкие проявления, то есть стёртые, «псевдобульбарной дизартрии» в преодолении которой идут отличия особой трудности. Ольга Алексеевна считала, что ребята с стёртой формой дизартрии обычно изолированные звуки могут произносить правильно, но вот в предложениях (произносимых ими) слабо автоматизируют их, происходит недостаточная дифференциация. На такое нарушение в свою очередь, зарубежный учёный Монделаерс Б. Ж. (в англоязычной литературе) утвердил понятие как «речевая или артикуляционная диспраксия развития» (Developental apraxia of speech – DAS). Определяющее нарушение контроля за движениями речевого аппарата ребёнка.
Мануальный праксис – это сформированность моторики пальцев рук.
Мануальный – производимый вручную или руками.
Праксис - процесс, посредством которого реализуется некоторая теория.
Непосредственная часть овладением мелкими движениями пальцев рук ведёт к развитию речи ребёнка. Исторически доказано, что первой формой общения у первобытных людей были так называемые жестикуляции (жесты). Великая роль в таком общении была рука, ведь она даёт возможность движению, тем самым тем самым развивается первичный язык жестов, таким образом люди начинали своё общение между друг другом. В дальнейшем жесты стали переплетаться совместно с возгласами (криками), придавая значение или смысл. В процессе эволюционирования рука ещё долгое время имела своё значение в общении, и по сей день у ребят раннего возраста все ученые, которые таковых изучают, пришли к выводу, что развитие функции руки имеет большое влияние на дальнейшее развитие речи.
B настоящий момент исследованиями учёных доказанo, что уровень развития речи находится в прямой зависимости степени сформированности движений пальцев рук. Это обусловленнo анатомической близостью расположения двигательных и речевых зон в коре головного мозга, общей функционированностью двигательной и речевой систем, также взаимосвязь формирования речи и моторики в норме и при патологии.
По утверждению профессора и доктора психологических наук Визель Т. Г., пальцевый (мануальный) праксис можно диагностировать с 2,5 лет. Это нам даёт понять, что с 2 лет идёт формирование первичного праксиса. С 3 лет формируется оральный праксис, с 4 лет формируется артикуляторный праксис.
То есть другими словами можно прийти к выводу, что двигательная активность ведёт к развитию речи, а формировние более сложных движений воспроизводится в непосредственном участии речи. Вот такой «кроговорот». Большую роль внесла в развитие движений пальцев рук такой учёный как Мария Мотессори.
Необходимо рассмотреть саму работу, то есть комплекс провдимых действий как в занятиях так и подготовки перед ними. Ведь очень важную роль имеет такие действия логопеда и его подопечного-ребёнка как:
-знакомство с самим ребёнком и логопедом (его кабинетом-«логопнктом);
-борьба с соливацией;
-подготовка малыша перед самим занятием (нормальзация тонуса мышц, развитие: мимики, дыхания, моторной сферы).
Далее можно переходить непосредственно к самим занятиям на постановку, автоматизацию звуков и так далее.
В текущем параграфе будет представлена сама методика и её выявленные результаты, по отношению к детям с дизартрией. Его поставленной целью является выявление сформированности мануального праксиса у детей 6 лет с нарушением дизартрия.
Задачами опытно-поисковой работы являлись:
- анализ в проведении методик, на выявление сформированности мануального праксиса детей;
- проведение диагностики на выявление уровня сформированности мануального праксиса;
- рекомендации родителям и педагогу-логопеду по организации развития мануального праксиса у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
И так на первом этапе нужно рассмотреть и провести диагностику, чтобы определить стадию сформированности мануального праксиса. Этап будет осуществлён с помощью книги тестов «Диагностика готовности ребёнка к школе».
Второй этап нам покажет на сколько ребёнок готов к производимости заданных упражнений, для улучшения развития более сложных движений пальцев рук. Этот этап будет воспроизведен при помощи подобранных пальчиковых гимнастик и дидактических игр, на развитие мануального праксиса.
В третьем этапе будет предоставлены рекомендации для педагога-логопеда и родителей ребят с дизартрией.
Материалом для диагностики мелкой моторики стали упражнения из пособия: Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Книга тестов.
В итоге данной диагностики выявилось, что у всех детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, посещающие логопеда проблемы с мелкой моторикой рук. У 90% (4 ребёнка) детей с дизартрией данной группы наблюдается средний уровень развития общей и мелкой моторики. И только у 10% (1 ребёнок) той же группы детей с дизартрией наблюдается низкий уровень развития общей и мелкой моторики, отстают от возрастной нормы в её развитии. Так же во время диагностики у ребят выявилась слабая концентрация внимания, нужна была постоянная помощь педагога в выполнении заданий. Допускались ошибки в последовательности движений, нужно было постоянно повторять и показывать движения-задания вновь ребёнку. Результаты предоставлены в рисунке 4 ниже.
Рисунок 4 «Результаты изучения уровня развития мануального праксиса»
Корректирующая работа по развитию мануального праксиса у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Выявив вышеизложенные результаты диагностики, были подобраны соответсвующие, для развития и коррекции мануального праксиса, дидактические игры и пальчиковые гимнастики.
Так же учитывался тот момент что подобранные игры и пальчиковые гимнастики, были понятны, а самое важное увлекательные для детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, данной группы.
Для начала перейдём к пальчиковым играм:
Цель:
развитие мануального праксиса и координации рук у детей старшего дошкольного возратса;
снятие мышечного напряжения.
Задачи:
улучшать координацию и точность движений рук заданной позы;
улучшать гибкость рук и ритмичность;
улучшать мелкую моторику пальцеы и кистей рук.
совершенствовать умение детей учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковые игры с предметами, изобразительной, конструктивной.
Перед тем как переходить к пальчиковым играм необходимо сделать стимулирующий массаж ладоней и пальчиков рук ребёнка. Для массажа можно выбирать массажный мячик, подходящий по размеру ладони малыша, катать шарик предлагается катать по ладони, пальчика и руке. Мячик можно представить в виде тёплого солнышко, которого так не хватает нам осенью и зимой. Солнышко помогает нашим ручкам согреться и очень важно его не выронить. Так же для разнообразия массажа мячик можно положить на стол и продолжать ребёнком производить такие же движения с массажным мячом уже на столе.
Существует нетрадиционный способ массажа массажной расчёской, для начала движения манипуляций с расчёской показывает педагог на ребёнке, массажируя круговыми движениями по ладони и руке ребёнка, в последующем ребёнку самому предлагается самостоятельно произвести данный массаж самому себе.
Был проведён нетрадиционный вид пальчиковых гимнастик, с использованием в них бросовый материал.
Например, для пальчиковой гимнастики: «В гости к пальчику большому» были собраны и подготовлены, для сложности, совместно с родителями, крышечки от фруктовых пюре. Так как отверстия в них очень удобны для нанизывания их на пальчики детей. В ходе загибания каждого пальца, перед этим действием была нанизана крышечка от пюре, и целью ребёнка было не только загнуть каждый пальчик друг за другом, описывая его, но и произвести способность в удержании крышечек в ладошке.
Игра с бельевыми прищепками «Уточки и гуси»:
Берутся нетугие бельевые прищепки. Прищепкой прищемите ногтевые фаланги пальцев (кроме большого).
На каждый ударный слог меняйте пальчик.
5-- – 4 –-- 3 ---– 2
Наши уточки с утра
2 –-- 3 –-- 4 – ---5
Кря - кря – кря – кря!
Другая рука:
5--- – 4--- – 3 ---– 2
Наши гуси у пруда
2 ---– 3 ---– 4 ---– 5
Га – га – га – га!
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)
Но я же играю с тобою, малыш,
а будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
Очень интересно для детей «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона и т. д.
Проводились в том числе и классические пальчиковые гимнастики: «Я хочу построить дом», «Апельсин», «Семья», и другие.
Затем предлагается разработка игр на развитие мануального праксиса у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией:
«Помоги Золушке»
Цель: развитие мануального праксиса, развитие координации рук.
Задачи: улучшать гибкость рук и ритмичность;
улучшать мелкую моторику пальцев и кистей рук.
Материал: пластиковый таз (прямоугольный), фасоль, горох (цельный), две чашечки.
Ход игры: фасоль и горох высыпаем в таз, перемешиваем и предлагаем ребятам разобрать отдельно фасоль, правой рукой, и отдельно горох левой рукой, в чашечки, чтобы Золушка смогла приготовить разные каши.
«Найди сюрприз»
Цель: развитие мануального праксиса, развитие координации рук.
Задачи: улучшать гибкость рук и ритмичность;
улучшать мелкую моторику пальцев и кистей рук.
Материал: пустые пластиковые яйца из-под киндеров, игрушки-киндеры (герои известных мультфильмов, транспорт, фрукты, овощи, предметы быта), вместительный таз (пластиковый).
Ход игры: На дно таза раскладываются игрушки-киндеры, сверху высыпаются пустые яйца-киндеры, затем ребятам предлагается, с закрытыми глазами найти все игрушки и положить их на стол, после этого открыть глаза и спрятать все игрушки в свои домики-яйца, и всё сложить в обратно в пластиковый таз.
Ну и конечно же не забываем про такие важные игры, которые подготавливают руку к письму в столь важном возрасте, для ребят с дизартрией дошкольного возраста.
«Вырасти букву»
Цель: развитие мануального праксиса у детей дошкольного возраста.
Задачи: улучшать правильное держание пальцами рук предмета для письма;
улучшать гибкость рук.
Материал: листы бумаги А4 с нарисованными на них буквами (известные детям), ручки, карандаши.
Ход игры: на листе бумаги в нижнем левом углу расположена маленькая буква, а в правом верхнем углу расположена большая буква. Ребятам предлагается самим нарисовать на своём листе, ручкой или карандашом, от маленькой буквы к большой букву по нарастающей.
«Камушки Марблс»
Цель: развитие мануального праксиса у детей дошкольного возраста.
Задачи: улучшать правильное держание пальцами рук предмета для письма;
улучшать гибкость рук.
Материал: плоские камушки Марблс (основынх цветов), пластиковый контейнер, пластиковые ложечки, картинки с изображением божьей коровки, панцырь которых окрашен в основные цвета, и имеются круглые пустоты на них.
Ход игры: ребятам на стол выкладываются картинки с божьеми коровками, на панцере которых находятся пустоты, все цвета панцирей жуков совпадают с цветами камушками. Ребяткам предлагается с помощью ложечки достать камушек, ложечкой из контейнера, и заполнить пустоты на панцыре.
Существует, на мой взгляд, интересный способ подготвки руки к письму, у ребят с дизартрией дошкольного возраста, как рисование шпателями на песке в настольеой писочнице с подсветкой. В такой увлекательной писочнице можно специальными шпателями (похожими на ручку-карандаш) можно ребёнку прорисовывать как формы, так и буквы и цифры, дорисовыввать втору часть картинки, по аналогу первой части. Такие игры помогут даже самым замкнутым детям раскрепоститься и принять участие в них.
Рекомендации по организации развития мануального праксиса у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Проведя поисковую работу по изучению сформированности развития мануального праксиса у детей с дизартрией данной группы, разработан ряд рекомендаций для логопеда-педагога, для родителей ребят с выявленной дизартрией.
И так представим рекомендации для логопеда-педагога:
1. Рекомендовано сделать уголок экспериментирования и включить туда ряд игр, наиболее понятны и интересны для детей с дизартрией. Данный игры должны носить характер по развитию мануального праксиса.
2. Необходимо при выборе пальчиковых гимнастик учитывать, что все потешки к ним будут понятны ребёнку и доступны в их исполнении. Важно показать ребёнку и помочь сделать всё правильно.
3. Пальчиковые гимнастики должны включать в себя участие каждого пальчика ребёнка.
4. Игры должны подбираться с чередованием отдыха с растяжением кисти рук.
5. Необходимо ввести игры, при которых одна рука делает одно действие, а другая другое.
Так же рекомендуется, родителям детей с дизартрией данной группы, раздать листовки-рекомендации, где будет указанно какими подручными материалами можно занять ребёнка, даже на отдыхе, чтобы продолжать развивать мануальный праксис и готовить пуку ребёнка к письму. Все домашние занятия должны проходить в непринуждённой обстановке. Через игровые упражнения.
Библиографический список:
1. Мчелидзе Н.Б. и др. сост. «История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности: «Дошкольная педагогика и психология»» – 2-е изд., доп. – М: Просвещение, 1986г. – 464 с. (в сокращении по: Фрёбель Ф. Детский сад. Пер. с нем. Я. Соколова. Пед. соч. М., 1913, т. II, с.)
2. Фрёбель Ф. Будем жить для своих детей. – М.: Карапуз, 2001.
3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л.,Топоркова И.Г.,Щербинина С.В. Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС». – 2008 – 80 с. 2. Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
4. Волкова Л.С., Ша ховская С. Н. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. за ведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. М.: Гуманит. изд. це нтр ВЛАДОС, 2002. – 680 с.
5. Выготский Л.С., Мышле ние и речь. – 5-е изд., испр. – М.: Изд-во «Лабиринт», 1999. – 352 с.
6. Коноваленко В.В. Артикуляцио нная и па льчиковая гимнастика: Ко мплекс упра жнений / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: ООО «Гном-пресс», 2000. – 18с., ил.
7. Лалаева Р.И. Ло гопедическая ра бота в ко ррекционных классах. - М.: Владос, 2004.
8. Озерецкий Н.И. Ме тодика иссле дования психо моторики / Н.И. Озерецкий. - М. - Л.: Го смедиздат 1930
9. Светлова И. Ра звиваем ме лкую мо торику и ко ординацию движений рук. М., «Олма-Пресс», 2001.
10. Семенович А.В. Не йропсихологическая диа гностика и ко ррекция в де тском возрасте. - М.: Академия, 2002. - 232 с.
11. Сиротюк А.Л. Обуче ние де тей с уче том психофизиологии: Пра ктическое руко водство для учите лей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.
12. Соколова Г. Для де вочек и ма льчиков гимна стика для па льчиков / Г. Со колова // До школьное воспитание. – 2005. - №6. – (С. 34-36.)
13. Соколова Ю.А. Игры с па льчиками / Ю.А.Соколова. – М.: 2004. – 20 с.
14. Се ченов И.М., Па влов И.П., Введенский Н.Е. Физио логия нервной системы. – М., 1952, 629с.
15. Цвынтарный В.В. Игра ем па льчиками и ра звиваем речь / В.В. Цвынтарный. – Нижний Новгород: Флокс, 1995. – 230 с.