2023 2022
2 (220) 2023

Колесникова Н.В., Кустова В.П. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В РАМКАХ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-3.pdf

Успешность решения задач воспитания, обучения и развития ребенка во многом определяется уровнем педагогической компетенции родителей, а также эффективным взаимодействием детского сада и семьи. Процесс взаимодействия воспитателей и родителей мы рассматриваем, прежде всего, как диалог двух партнеров в совместном деле воспитания и развития детей дошкольного возраста. Чтобы он был содержательным, а главное интересным, нужно постоянно раздвигать рамки решаемых совместно с родителями проблем.

Сегодня работа с родителями - приоритетное направление педагогической деятельности в дошкольных учреждениях.

По признаниям ученых, семья - величайшая социокультурная ценность, созданная человечеством. Необходимость укрепления института семьи понимают все специалисты, работающие в детской среде. В крепкой и надежной семье нуждается абсолютно каждый человек, независимо от возраста. Только в семье ребенок может жить полноценной жизнью, а в хорошей семье – быть по-настоящему счастливым. Педагог, работающий с детьми, не может быть воспитателем родителей. Отношения «свысока» никогда не отличались эффективными результатами. Отношения с родителями можно построить лишь на принципе доверия, поддержки – помочь, подсказать, привлечь внимание к насущной детской проблеме. Основная цель при этом – дать возможность родителям получить не только информацию или знания, а новый опыт, с помощью которого они смогут лучше понимать будущие потребности своего ребенка, а, значит, им будет легче настроить и подготовить его к различным видам деятельности. Успешное осуществление этой деятельности невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – самые первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь. В настоящее время перед нами, воспитателями, стоит одна из сложных задач – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком. Дать понять родителям, что детский сад - только помощник в воспитании ребенка и потому они не должны устраняться от воспитательно-образовательного процесса. Со своей стороны мы стремимся создать атмосферу творческого общения, взаимопонимания и поддержки.

Чтобы добиться определенных результатов при взаимодействии с родителями, мы решили создать «Творческую мастерскую», которая вызывает наибольший интерес у родителей, где они смогут сделать что-то своими руками, а затем научить своих детей. Так в октябре был проведен первый семинар – практикум, где родители получили не только теоретические знания об использовании нетрадиционных техник рисования, но и создали рисунок своими руками. К первому заседанию творческой мастерской не все родители отнеслись однозначно. Было недоверие, и удивление, и настороженность, и недовольство. К концу работы первого заседания появились интерес, азарт, хорошее настроение, удовлетворение. По высказыванию родителей, создавая сюжетные картины, рисуя пальчиком или ладошкой, они забыли о своих проблемах, домочадцах, а вспомнили себя детьми. Особенно родителей увлекает создание коллективных работ.

Цель работы нашей творческой мастерской: объединение усилий семьи и детского сада для воспитания и развития дошкольников.

Задачи:

1. Распространять педагогические знания среди родителей.

2. Развивать (в будущем) творческое взаимодействие родителей и детей.

3. Способствовать формированию доверительного отношения между воспитателями группы и родителями.

4. Совершенствовать партнерские отношения между педагогами, родителями и детским садом.

Заседания родительского клуба проходят ежемесячно с октября по май. Проходят чаще в форме семинаров - практикумов. Это самая продуктивная форма деятельности, так как родители всегда могут выразить свои идеи, задумки в работе. На первом семинаре – практикуме «Опускаем пальцы в краску» задача наша, как педагогов, стояла в том, чтобы способствовать знакомству родителей группы друг с другом; познакомить родителей с приемами нетрадиционных техник рисования, вызвать интерес к занятиям по изобразительной деятельности, т.к. родителям, имеющим детей дошкольного возраста, необходимо знать, что рисование одно из любимых занятий дошкольников, а рисование нетрадиционными техниками еще больше увлекает и завораживает детей. На следующем занятии «Веселые ладошки» была поставлена задача: способствовать осознанию значимости развития мелкой моторики рук на развитие речи и укрепление здоровья малыша. Рисование - один из самых творческих видов деятельности и, вместе с этим, имеющая неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового, и умственного развития ребенка. Еще В.А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка – на кончике его пальцев». Каждый ребенок с упоением рисует все, что видит, слышит, ощущает, воображает. Как правило, творческие способности любого человека скрыты, реализуются в малой степени.

Создавая условия, можно их «разбудить». Творчество требует большой самостоятельности, независимости от известных решений. Поэтому развитие творческого воображения требует от ребенка и взрослого времени и терпения.

Результатом этих заседаний стало оформление Новогодних газет, которыми была украшена приемная группы. В газетах родители с помощью нетрадиционных приемов рисования выразили свое настроение, отношение друг к другу, воспитателям, детскому саду. Новогодняя газета включала в себя различные рубрики: поздравление для взрослых, для детей, «Наша мечта», «Кто куда, а мы на елку». Газеты получились интересными, содержательными, не похожи друг на друга. Родители с удовольствием их рассматривали, читали.

На семинаре практикуме по изготовлению игрушек на елку из бросового материала «Волшебный шар» родители с большим интересом экспериментировали с бросовым материалом, создавая «Волшебные шары», проявляя творчество и фантазию. Во время работы родители общались друг с другом, делились воспоминаниями из своего детства, что, безусловно, положительно отразилось на их сплочении.

Работа в творческой мастерской делает родителей единомышленниками, стимулирует на проявление творчества, инициативы, снимает отрицательные эмоции.

На семинаре практикуме «Бумажные комочки» наша задача состояла в том, чтобы познакомить родителей с созданием аппликации способом «мятая бумага». Родители с большим интересом взялись за работу и создали настоящий шедевр, используя разноцветные мятые комочки. После каждого семинара родители выполняют домашнее задание вместе с детьми. Для того чтобы рассказать о работе творческой мастерской, родители создали страничку на сайте и там делятся своими впечатлениями, опытом с теми, кто не смог прийти на семинар.

Родители интересуются, когда будет следующее мероприятие, именно эти слова, на наш взгляд, дают ответ на вопрос: «В правильном ли направлении мы работаем?».

Итак, время неумолимо движется вперед, меняются дети, родители, их отношение к окружающей действительности. Неизменным остается процесс воспитания. Как и какими методами, приемами сделать родителей своими союзниками в этом непростом процессе, каждый педагог решает для себя сам. Наша творческая мастерская со временем переродится в семейный клуб, который будут посещать не только взрослые, но и дети. Мы будем учиться общению, жить общими интересами, создадим свои традиции и будем их уважать и приумножать!

План работы творческой мастерской

Срок проведения

Мероприятия

ОКТЯБРЬ

Семинар - практикум

«Опускаем пальцы в краску»

Задачи:

- Способствовать знакомству родителей группы друг с другом;

- познакомить родителей с приёмами нетрадиционных техник рисования;

- вызвать интерес к занятиям по изо - деятельнояти.

НОЯБРЬ

Семинар - практикум

«Весёлые ладошки»

Задачи:

-Способствовать осознанию значимости развития мелкой моторики рук на развитие речи и укрепление здоровья малыша;

- продолжать знакомить родителей с приёмами нетрадиционных техник рисования.

ДЕКАБРЬ

Изготовление игрушек на ёлку из бросового материала «Волшебный шар»

Задачи:

- Способствовать развитию творческой фантазии родителей;

- совершенствовать умение экспериментировать с бросовым материалом, необходимым для создания ёлочных игрушек.

ФЕВРАЛЬ

Аппликация

«Бумажные комочки»

Задачи:

- Познакомить родителей с созданием аппликации способом «мятая бумага»;

- продрлжать поддерживать положительное эмоциональное отношение родителей к изо деятельности.

МАРТ

Рисование пластелином

«Открытка для мамы»

Задачи:

- Познакомить родителей со способом аппликации «мягкая бумага»;

- продолжить поддерживать положительное эмоциональное отношение родителей к изо - деятельности.

АПРЕЛЬ

Изготовление игрушки

«Мякиш»

Задачи:

- Способствовать умению самостоятельно изготавливать игрушки для развития мелкой моторики рук ребёнка.

МАЙ

Коллективная работа

с использованием всех нетрадиционных техник рисования и аппликации

Задача:

- Совершенствовать знания и умения родителей, полученные во время работы в творческой мастерской.



Семинар - практикум «Опускаем пальцы в краску»





Семинар - практикум «Весёлые ладошки»





Аппликация «Волшебныеи комочки»