Выпуск № 75 (150) 2021

Кобзева Т.Ю. Метод моделирования в экологическом воспитании дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе.
С введением ФГОС ДО одна из главных задач дошкольной педагогики и психологии – поиск путей эффективного развития деятельности детей, повышение их самостоятельности. Известно, что ребёнок дошкольного возраста отличается удивительной активностью в познании окружающего. Но процесс познания окружающего мира для него непрост. Начинается он с чувственного восприятия. Вначале на основе того, что удалось увидеть у взрослых и соприкоснуться к чему-то самому. Позже ребёнок начинает усваивать то, о чём рассказывают, читают.
Однако, многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно. Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознании абстрактное, обобщённое представление об объекте или целом явлении природы, составить схему изучаемого явления. Решить успешно эти задачи мне помогает метод моделирования.
Метод моделирования разработанный Элькониным Д.Б., Венгером Л.А., Подьяковым Н.Н., Ветлугиной Н.А., заключается в том, что мышление ребёнка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Дети легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими.
Использование метода моделирования в экологическом воспитании дошкольников позволяет решать нам следующие задачи:
1.                   Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать.
2.                   Формировать умение вычленять главные признаки предметов, классифицировать объекты, выделять противоречивые свойства объекта.
3.                   Наглядно увидеть, понять связи и зависимости в окружающем мире.
4.                   Способствует развитию речевых навыков, психических процессов и в целом интеллектуальному развитию дошкольника.
В целях обеспечения успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними, был создан многофункциональный планшет «Сказочный экран». Данный планшет можно использовать в совместной деятельности с детьми, в организованной образовательной деятельности. Дети могут использовать его в самостоятельной деятельности – для закрепления представлений о природе.
Размер планшета 50х35 см, на котором расположены прозрачные карманы 6
штук размером 11х9 см и один карман 30х22 см.; набор тематических картинок.
Работа по использованию планшета строится в несколько этапов:
1                   этап: сначала, необходимо познакомить детей с моделью. Чтобы модель, как наглядно-практическое средство познания, выполняло свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
1.                   Чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания.
2.                   Быть простой и доступной для создания и действия с ней.
3.                   Ярко и чётко передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть усвоены.
4.                   Модель должна нести в себе что-то новое, то, чего ребёнок ещё не знает.
5.                   Далее мы подробно разбираем, что в объекте замещает тот или иной знак, символ. А затем предлагается ребёнку описать объект с помощью модели, ранее усвоенной им.
2                  этап: затем с детьми умчимся сравнивать два объекта между собой, выделять признаки, различия и сходства. Одновременно, предлагаются задания последовательно отбирать модели, замещающие эти признаки.
На 3 этапе знакомства с моделями, предлагается детям самостоятельно составить модель элементарных понятий, таких как «птицы», «рыбы», «насекомые»,
«звери» и др.
В процессе работы с планшетом нами используются такие игры с моделированием: «Что сначала? Что потом?» (жизненный цикл животных), «Найди, где можно их расставить?», «Узнай по признакам», «Кто, где живет?», «Что перепутано?» и т.д.
Таким образом, использование моделирования в процессе экологического воспитания детей при соблюдении определенных педагогических условий способствует эффективному усвоению, конкретизации, уточнении, систематизации экологических знаний и представлений детей об окружающем мире. Моделирование является интересным и полезным способом формирования экологического сознания и позволяет демонстрировать существенные экологические связи в природе.
Список литературы:
1. Бондаренко Т.М. Экологическое воспитание детей 5-6 лет. – Воронеж: ИП Лакоценина Н.И., 2012.
2. Воронкевич О.О. Добро пожаловать в экологию. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС. – 2004.
3. Кондратьева Н.Н. «Мы» Программа экологического образования детей. Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2001.
Романенко О.Г., Данилова Л.И., Дорошина Т.В. Метод моделирования в экологическом воспитании детей [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 60-62.