2023 2022
1 (219) 2023

Отраднова С.В. КОНСПЕКТ НОД ПО МАТЕМАТИКЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЮЖНОМУ УРАЛУ»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-9.pdf

Задачи:

Образовательные:

- Развивать умение зрительно распознавать и преобразовывать геометрические фигуры по признакам (цвет, форма, размер, толщина);

- Закреплять знания о составе числа 7 из двух меньших;

- упражнять в порядковом счете, работать со зрительно представленным числовым рядом от 0 до 10 (Числовая Да-нет-ка до 10);

Развивающие:

-Создавать условия для развития логического мышления, внимания и зрительной памяти;

-Способствовать формированию мыслительных операций;

Воспитательные:

-воспитывать интерес к математике;

-Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее;

-воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение слушать

Оборудование: Блоки Дьенеша, ладошки-указатели по изменению признаков фигур (цвет, форма, размер); плоскостные тарелочки; коробки с палочками Кюизенера, цифры и знаки сложения; Числовые полоски «Да-нет-ки» до 10; плоскостные очки с разной формой линз цветом оправы; медали детям

Ход:

-Ребята, кто из вас сплавлялся по реке на катамаранах?

Я приглашаю вас отправиться в водное путешествие по Южному Уралу. Думаю, нас будет ждать много приключений. Представьте, что ваши места за столами будут катамаранами. Занимайте свои места.

Игра «Да-нет-ка» от 1 до 10

-Давайте поиграем в числовую «Да-нет-ку»
(дети отгадывают число 7)

Какое главное правило «Да-нет-ки»? («Найди середину, убери половину»)

Вы знаете, число 7- счастливое число, число удачи и здоровья. Думаю, удача пригодится нам в нашем путешествии!

Палочки Кюизенера

Ребята, нам для привала на берегу понадобится коврик, чтобы отдохнуть, набраться сил. Предлагаю вам из палочек сплести коврик. Возьмите палочку числа 7, затем подумайте из каких двух меньших палочек можно ее составить. Составьте все варианты.

А теперь запишем на доске варианты состава числа 7 (5 +2; 4+3; 6+1; 3+4; 2+5; 1+6;)

(Игра «Волшебные очки»)

-Ребята, представьте себе, что мы с вами долго плыли, давайте сойдем на берег и познакомимся с его достопримечательностями. А волшебные очки помогут лучше рассмотреть объекты.

Скажите, одинаковые ли очки? (они отличаются формой линз и цветом оправы)

Каждый из вас возьмите очки, посмотрите через них вокруг и за минуту найдите объекты по вашей форме линз. Затем по- очереди, надо назвать объекты. Как только прозвенит звонок, возвращайтесь к катамаранам.

(Игра с блоками Дьенеша «Смени цвет, форму, размер»)

-Ребята, Южный Урал богат полезными ископаемыми и драгоценными камнями.

Представьте себе, что мы пришли к пещере, где хранятся драгоценные камни. Чем отличаются камни? (цветом, формой, размером)

Каждый из вас сможет по одному человеку спуститься в пещеру и достать камень. Будьте внимательны, на ладошке-указателе вы увидите, какой по форме, цвету и размеру можно взять фигуру-камень и положить его в свою тарелочку- сундучок.

-Молодцы, ребята. Садись в катамараны и будем возвращаться из нашего путешествия.

Рефлексия

Давайте вспомним, что с нами происходило во время путешествия, что вам понравилось?

Вы были дружны, находчивы и внимательны. Молодцы! (вручение медалей)

Приложение

Игра «Волшебные очки» (с трехлетнего возраста)

Цель: - способствовать формированию у детей умения различать предметы по цвету и форме; развивать внимание, способность к анализу и синтезу

1 вариант



Предложить детям «надеть» очки с определённой формой линз – круглой, квадратной, треугольной. Затем предложить найти и назвать вокруг себя предметы такой же формы.

2 вариант

Предложить «надеть» очки из картона красного, зелёного, жёлтого и др цветов; Игра «Смени цвет, форму, размер»

- упражнять ребёнка в нахождении предметов разного цвета.

Надевая очки разного цвета, нужно вначале вместе с ребёнком, а затем самостоятельно находить предметы такого же цвета, какие в данный момент одеты очки.



Игра «Смени цвет, форму, размер»

Цель: Развивать умение зрительно распознавать и преобразовывать геометрические фигуры по признакам (цвет, форма, размер)

Оборудование: блоки Дьенеша, ладошки-указатели по изменению признаков фигур (цвет, форма, размер); плоскостные тарелочки;

Ход: Воспитатель кладет на тарелочку любую фигуру, и предлагает ребенку взять такую же фигуру, изменив указанные на ладошке один или несколько признаков.

Например: на тарелочку воспитатель кладет большой желтый круг, а на указателе следующей тарелочки стоит буквенный значок признака (Ц -цвет). Значит надо поменять цвет фигуры. Ребенок подбирает фигуру, изменив цвет (кладет большой синий круг).

На указателе могут стоят несколько признаков (например: Р Ф-размер и форма).

Вместо большого синего круга следующий ребенок кладет маленький синий квадрат.



Игра Числовая «Да-нет-ка» от 1 до 10

Цель:

Обучение детей работе со зрительно представленным числовым рядом от 0 до 10. Обучение выявления среднего числа с последующим отсечением половинного множества. Овладение словами, определяющими место данного числа. Обогащение речи словами «до», «после», «между», «перед».

Ход игры:

Ребенок спрашивает, а ведущий отвечает только словами «да» и «нет»:

-Это число 5 (середина)? -Нет

-Это число больше 5? –Да

-Это число 8 (середина чисел от 6 до 10)? –Нет

-Это меньше 8? –Да

Остались два числа 6 и 7. Ребенок задает «хитрый вопрос», не называя числа:

- Это число похоже на косу для травы? – Да!

- Это число 7!

Игры с Палочками КюизенераЦель: Освоение понятия «Состав числа»7, обучение навыкам сложения.

Ход:

Возьмите палочку числа 7 и положите ее перед собой в горизонтальном направлении.

Подумайте, из каких двух меньших палочек можно ее составить. Присоедините к палочке 7 две палочки. Какие две палочки вы поставили? (5 и 2)

Составьте все варианты состава палочки 7.



А теперь запишем на доске варианты состава числа 7 (5 +2; 4+3; 6+1; 3+4; 2+5; 1+6;)



Дети могут составлять варианты состава числа на столе.