Шарина Т.В. Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному-исследовательской деятельности на тему «Хлеб – всему голова» (старший дошкольный возраст)
Цель: «Формировать представление о хлебе, как об одном из величайших богатств на земле» Задачи: 1. Закрепить знания о хлебе – одном из главных богатств России. 2.обобщить и уточнить представления об этапах выращивания хлеба. 3. Способствовать превращению высказываний в рассказ. 4.Познакомить со свойствами муки. Закреплять умение выявлять и описывать качества исследуемых объектов. 5. Совершенствовать монологическую и диалогическую речь: умение согласовывать слова в предложениях. 6. Продолжать учить по условным обозначениям рассказывать о последовательно развивающимся действии. 7.Упражнять в употреблении простых сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. 8. Развивать интерес к познавательной деятельности. 9. Воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отношение к хлебу, умение дорожить им. Дети заходят в группу под русскую народную мелодию. Становятся полукругом. Здороваются с гостями. Вос - ль: Ребята, послушайте, пожалуйста, загадку: Рос сперва на воле, в поле, Летом цвел и колосился А когда обмолотился Он в зерно вдруг превратился Из зерна в муку и тесто В магазине занял место Что это? (хлеб) Показываю каравай, который лежит на полотенце - Правильно, хлеб. Вот о нем мы и поговорим. Ребята присаживайтесь на свои места. (садятся полукругом) - Хлеб - наше богатство в него вложен труд многих людей. Прежде чем оказаться на нашем столе хлеб проходит длинный путь. Давайте разберемся с чего начинается путь хлеба. Алина: Ведь не сразу стали зерна Хлебом теплым на столе Люди долго и упорно Потрудились на земле. Вос – ль: -Как называется профессия людей, выращивающих хлеб. Дети: - Хлеборобы (показ картинки) - Сейчас мы более подробно поговорим о труде хлеборобов с помощью условных обозначений. Работа с таблицами. 1. Весной выходят в поле трактора и пашут землю. 2. Выезжают трактора с сеялками и сеют в землю зерно. Чтобы зерно проросло, нужны вода и тепло. 3. Появляются всходы. Пока хлеб растет – ни секунды свободной нет у хлеборобов. Денис: Ты расти, расти, травинка, Наливайся сладким соком, Подымайся надо мною, Спелым колосом высоким!... 4. И вот пришло время жатвы. Созревает зерно, нужно убирать урожай. В поле выезжают комбайны и грузовые машины. Комбайны убирают зерно, а грузовые машины везут его на элеватор. 5. На элеваторе зерно сушат, очищают, сортируют. Часть зерна остаётся в хранилище, а остальное везут на мукомольные заводы. Здесь из зерна получают муку. 6. Муку везут на хлебозавод, где пекут хлеб для населения. 7. С хлебозавода хлеб везут в магазины, где мы его и покупаем. Вос – ль - Итак, ребята. Как вы думаете легка ли дорога хлеба к нашему столу? Дети: Нет. Вос – ль: Чтобы на нашем столе всегда был свежий душистый хлеб с хрустящей корочкой, трудятся люди, много людей. Поэтому когда вы будете есть хлеб, вспомните, сколько человеческого труда вложено в каждую крошку хлеба. Коля: Хлеб наш – берегите Хлебом не сорите Хлеб наш уважайте С хлебом не играйте Хлеб выбрасывать нельзя Берегите хлеб, Друзья! Вос – ль: - Издавна народ сложил о хлебе много пословиц. Давайте вспомним некоторые пословицы о хлебе. Встаньте ребята в круг. Я начну пословицу, а заканчивать будет тот, кому я брошу мяч. Проводится игра «Продолжи пословицу» 1. Без хлеба – не будет и обеда. 2. Без печки холодно – без хлеба голодно. 3. Хлеб ногами топтать – народу голодать. 4. Много снега – много хлеба. 5. Хлеб бросать – силу терять. Вос – ль: - Молодцы ребята, вы много знаете пословиц о хлебе. Как вы думаете, как можно назвать одним словом хлеб, батон, баранки, булки? Дети:- Хлебобулочные изделия. Вос – ль: - Из чего можно приготовить хлебобулочные изделия? Дети - Из муки. Вос – ль: - Ребята, давайте мы оденем форму пекаря, пройдем на свои места, и приготовим угощение из муки для наших кукол. (Одеваем форму, проходим на места) (На столах стоят стаканы с водой и стаканы с мукой, ложки, тарелки, салфетки, лупы) Кручу муку. Вос – ль: -Дети, давайте рассмотрим муку. Расскажите о её свойствах. - Какая мука? (мука белая, сыпучая, состоит из мелких крупинок) - Как же из этой муки можно приготовить угощение, ведь она рассыпается в руках? - Как вы думаете, что поможет муке стать клейкой? (Вода. Нужно налить в емкость с мукой воду и перемешать её) - Попробуем налить воды. Только нальем немножко и размешаем ложкой (наливаем и размешиваем. Контролирую объем налитой воды, слежу за тем, чтобы тесто получилось густым, плотным) - Что у нас получилось? (Получилось тесто. Мука при смешивании с водой становится тестом, из этого теста можно приготовить все что захочется) - Сейчас мы приготовим угощение для кукол. (Самостоятельно готовят уз теста угощение, ставят на поднос, вытирают руки, выходят, выстраиваются.) Яша: Хлеб, батон, баранки, булки Не добудешь на прогулке Люди хлеб в полях лелеют Сил для хлеба не жалеют - Богатая у нас страна. Богатые урожаи выращивают наши хлеборобы. А вы, ребята, должны беречь хлеб и уважать труд хлеборобов.