2023 2022
1 (219) 2023

Матлыгина Н.Е. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МНЕМОТЕХНИКИ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-8.pdf

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Радость» комбинированного вида, детский сад №19, город Нижний Тагил

Municipal autonomous preschool educational institution «Radost’» of a combined type, kindergarten No.19, Nizhniy Tagil

Аннотация: в статье представлен педагогический опыт, направленный на развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста с использованием мнемотехники, рассматриваются некоторые аспекты мнемотехнических приемов. Обоснование мнемотехники, как актуальной технологии развития речи детей дошкольного возраста, целесообразность введения приемов с младшего дошкольного возраста. Сделан вывод о том, что приемы мнемотехники помогают дошкольникам не только сделать процесс запоминания более простым и интересным, но и развивают их коммуникативные навыки общения.

Annotation: there is a pedagogic experience in this article, aimed on a development of connected speech of preschoolers by mnemonics, some aspects of mnemonic techniques. Reasoning of mnemonics as a relevant technology of development of preschoolers’ connected speech, expediency of establishment of this mnemonics since preschool age of a child. It is concluded that mnemonic techniques help preschoolers to not only ease the process of remembering, but also develop their communicative skills.

Ключевые слова: речь, речевое развитие, связная речь, мнемотехника, мнемоквадрат, мнемодорожка, дошкольное образование.

Key words: speech, speech developmen, connected speech, mnemonics, mnemonic square, mnemonic track, preschool education.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предусматривает овладение детьми «… речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» [1].

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от полноты, четкости и грамотности развернутого высказывания можно судить о полноценном развитии личности [2, с. 18].

Исследования показывают, что проблема развития речи детей дошкольного возраста является комплексной и основывается на данных психологии, педагогики, общего языкознания, социолингвистики, психолингвистики (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, О.И. Соловьева, Е.И. Тихеева, Д.Б. Эльконин, другие).

Ученые, определяя основные закономерности речевого развития и этапы становления речи, отмечают, что постоянное совершенствование речевых навыков является необходимой составляющей образованности и интеллигентности личности. Следовательно, формирование речи, овладение нормами и правилами родного языка, умение содержательно и логично строить высказывания, можно определить, как одной из главных задач речевого развития дошкольников. Именно в умении свободно пользоваться лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей и составлении высказываний реализуется основная коммуникативная функция языка и речи [12].

Заметим, что до сих пор в ряде исследований и методических пособий по развитию речи сохраняется абсолютно неприемлемое положение о том, что в дошкольном детстве родной язык усваивается только на основе подражания, интуитивно, даже инстинктивно. Исследования, проведенные в лаборатории развития речи Института дошкольного образования и семейного воспитания, доказали, что овладение языком характеризуется прежде всего развитием языковых обобщений и элементарного осознания языковых явлений. Это осознание связано с развитием функций детской речи, формированием речевых умений и навыков и развитием языковой способности в целом. Поэтому необходимо формировать осознание явлений языковой действительности. Эта идея стала центральной в исследовании всех сторон речи дошкольника. Необходимость лингвистического развития ребенка в настоящее время доказана во многих исследованиях, выполненных в этом направлении [9. с. 12].

О.С. Ушакова, писала, что «задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи» [9, с. 102]. Автор, в своей работе, показывает уровни развития речи детей дошкольного возраста и отмечает, что без специального обучения не все дети способны достичь высокого уровня речевого развития. Что очень важно, так как высокий уровень речевого развития – важнейшее условие формирования личности ребенка дошкольного возраста, поскольку речь – уникальная форма общения и передачи информации, влияющая на его становление и развитие.

Характеризуя особенности речевого развития у дошкольников, мы можем отметить трудности ясно и четко излагать свои мысли, ограничение свободного высказывания, бедный словарный запас, неспособность сформулировать вопрос, построение краткого и развернутого ответа, отсутствие образной речи, богатой синонимами, дополнениями, определениями. Речь чаще односложная, словарь беден. Дети не могут грамматически правильно построить распространенное предложение, ограничиваясь простыми предложениями, а зачастую перечислениями предметов и их частей. У детей отмечаются значительные трудности при описании предмета по плану, данному педагогом. Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами, разучивании стихов, пословиц, поговорок. Одной из причин трудностей в развитии речи у детей является подмена живого человеческого общения компьютером, недостаток общения с родителями и интегрирование речевых трудностей детей, что приводит к увеличению числа дошкольников с недостатками речи.

Для преодоления указанных трудностей многие ученые и педагоги разрабатывали приемы, методы и технологии. Перед системой образования и педагогами стоит важная задача использовать не только традиционные методики при обучении и развитии дошкольников, но и творческие, нестандартные методики и техники. Одной из таких методик, является использование мнемотехнических приемов.

Мнемотехника или мнемоника («mnemonikon») в переводе с греческого – «искусство запоминания», представляет собой систему методов и приемов, обеспечивающих ускоренное и эффективное запоминание, сохранения, воспроизведение и конечно развитие речи путем дополнительных ассоциаций [8, с. 4].

Полянская Т.Б. определяет мнемотехнику как систему приемов, благодаря которым ребенка учат запоминать новую, нужную, сложную информацию и расширяют память. Автор подчеркивает, что посредством мнемотехники происходит передача информации в образы (слуховые, зрительные, графические) и ассоциации; обеспечивается развитие памяти, интеллекта, внимательности и речи у детей дошкольного возраста [8].

По мнению ученых (В.М. Ввозная, О.Е. Громова, Т.Г. Давьщова, Г.Н. Соломатина и др.) цель мнемотехники – развитие памяти, мышления, воображения, внимания, которые всецело влияют на развитие речи ребенка. Поэтому комплекс различных приемов мнемотехники направлен на то, чтобы облегчить запоминание путем дополнительных ассоциаций и игровых методов обучения.

Как и любая современная технология развития речи, мнемотехника опирается на определенные принципы работы (Н.А. Стародубова, Т.Б. Феличева, Л.П. Федоренко и др.), среди которых необходимо выделить принципы развивающего обучения, дифференцированности, научности, практической применяемости, предметности, наглядности др.

Например, постепенность освоения детьми приемов мнемотехники соответствует принципу «от простого к сложному», а именно:

Первый этап, освоение детьми мнемоквадратов, что представляет собой несложное изображение, которое обозначает слово, словосочетание или простое предложение.

Второй этап, освоение детьми мнемодорожки – коллаж из четырех простых изображений, опираясь на которые ребенок учится составлять небольшие рассказы и истории в 2-4 предложения.

Третий этап, освоение детьми мнемотаблицы или схемы с заложенным текстом, составленных таким образом, чтобы по ним можно было составить рассказ или сказку, отгадать загадку, проговорить скороговорку, выучить стихотворение.

Наблюдая за детьми в дошкольной организации, мы видим, что дети, начиная уже с младшего дошкольного возраста, даже без специального обучения, проявляют большой интерес к языковой действительности, «экспериментируют» со словами, создают новые, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка.

В младшем дошкольном возрасте речь связана с непосредственным опытом детей, что отражается на формах речи. Для нее характерны неполные, неопределенно-личные предложения, состоящие часто из одного сказуемого; названия предметов заменяются местоимениями. В рассказах ребенка переплетаются факты из материала на заданную тему с всплывающими на поверхность фактами из личного опыта.

Для достижения связности речи необходим ряд умений, а именно: умений понимать и осмысливать тему, определять ее границы; отбирать необходимый материал; располагать материал в нужной последовательности; пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания; строить речь преднамеренно и произвольно [2, с. 263].

В практике педагогической деятельности по развитию связной речи преимущество отдаю мнемотехнике, обуславливая тем, что данная технология теоретически и экспериментально обоснована, приемы символизации облегчают и ускоряют процесс запоминания и усвоения нового материала, повышая интерес к познавательной деятельности. Кроме того, в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, запоминание носит непроизвольный характер, дети запоминают то, что близко их опыту. А также, используя графическую аналогию, ребенок учится выделять главное, систематизировать и анализировать новые знания.

При применении мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста следует учитывать тот факт, что для большинства из них восприятие данной методики обучения без предварительной подготовки имеет некоторые трудности. В своей практической деятельности мы отмечаем, что на первоначальных этапах обучения лучше использовать понятные и простые мнемоквадраты с красочным изображением и яркими тонами. При использовании мнемодорожек не следует использовать много картинок, так как это затрудняет восприятие информации. Количество клеток в мнемодорожке, в мнемотаблице зависит от уровня развития детей. Рекомендуется следующие размеры таблиц: для младших дошкольников от 4 до 9 клеток, для старших – 9-16 клеток. Изображения должны быть: хорошо знакомы и понятны детям, отображать обобщённый образ предмета (который оговорен с детьми)

Приёмы мнемотехники целесообразно начинать использовать на занятиях с детьми младшего возраста. Дети этого возраста еще не готовы к логическому пересказу произведения. Поэтому необходимо включение в образовательный процесс педагогических технологий, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти у детей.

Чтобы выработать у детей определённые навыки и умения, вводить в обучающий процесс, мнемоквадраты, из которых составлять мнемодорожку для разучивания потешек, стихотворений, где на каждое слово или словосочетание продумывается картинка. Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Ребёнок, смотрит на схему и легко воспроизводит текстовую информацию. Важно отметить то, что для детей младшего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как у детей остаются в памяти отдельные образы: вода – голубая, лиса – рыжая, мышка - серая, ёлочка - зеленая и т. д.

Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов:

Во - первых, рассматривание таблицы и понимание того, что на ней изображено.

Во - вторых, осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы, знаки.

В - третьих, происходит пересказ сказки, стихотворения или рассказ по заданной теме.

Работа на любом возрастном этапе ведется последовательно, наращивая темпы обогащения речи. Вместе с детьми дополняя и уточняя схемы, а иногда придумывая схемы вместе с детьми.

Разыгрывание речевого содержания при помощи заместителей необходимо начинать с простого воспроизведения хорошо знакомых детских сказок, особенностью которых является построение сюжета по цепочке. Большова. Т. В подчеркивает «…тексты сказок - это наилучший вариант для развития речи...» [9, с43]. Кроме того, образы знакомых героев имеют признак стереотипности и повторяются из одной сказки в другую, что позволяет использовать соответствующие модели (например, образ лисы всегда ассоциируется с оранжевым цветом). Прежде чем приступить с детьми к моделированию сказки, можно вспомнить и назвать персонажей сказки, уточнить, сколько героев в сказке, сравнить персонажей по размеру.

Восприятие сказки идет успешнее если: неоднократно читаем сказку, обсуждаем, рассматриваем иллюстрации в книге, а затем постепенно переходим к работе с мнемотаблицами. Посредством игры дети размещают карточки с героями в окошечках мнемотаблицы. Мнемотаблица позволяют ребенку зрительно представить сюжет сказки. Усваивая содержание сказки, дети учатся передавать слова разных героев, это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности речи. После занятий с мнемотаблицей над сказкой, их помещают в книжный уголок. В свободной деятельности детей желательно привлекать к кодировке и упражнять в разгадывании символов.

В младшей группе проводится моделирование эпизодов сказки – так дети легче могут усвоить ее образное содержание. Нарисовать ушки, ребенок видит не простой кружок, а зайчика, который убегает от лисы. Как уже говорилось ранее, немаловажную роль в моделировании в младшей группе играет цвет и величина, в сказке «Колобок» дети моделируют из геометрических фигур домик - квадрат, треугольник - крыша, круг -колобок, колобок - желтый, круг - заяц, серый, волк - серый круг, но он большой и т. д.

Первоначально, число заместителей и число персонажей в сказке должны совпадать, поскольку важно, чтобы ребенок научился соотносить символ и образ и показывать соответствующий символ (оранжевый круг – лиса) в процессе рассказывания сказки. Добавление лишних заместителей вводится постепенно с целью обучения детей умению выбрать нужный. Пересказ с помощью мнемотаблиц способствует развитию у детей умения видеть всех персонажей, сосредотачивая внимание непосредственно на правильном построении предложений, тем самым развивая связную речь.

Описательно-повествовательная речь считается более сложной, дети не располагают ещё теми знаниями, которые приобретают в течение жизни сначала необходимо научить дошкольника выделять признаки предмета, обращая внимание на характерные особенности внешнего вида предмета (части, цвет, форму). В результате обогащается словарный запас ребенка.

В младшем возрасте дети учатся составлять реалистические рассказы из личного опыта. Темы предлагаются конкретные: о недавних пережитых ярких событиях или связанные с трудом людей из ближайшего окружения (повар, младший воспитатель, воспитатель, дворник и др.). Источником материала для составления рассказов о природе являются прогулки, экскурсии. Во время которых дети наблюдают, задают вопросы, составляют рассказ об увиденном.

Добиться эффективного результата в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста, позволяют приемы мнемотехники, путем создания системы организованной учебной деятельности и при интеграции образовательных областей, а также при предоставлении возможности ребенку самостоятельно анализировать объекты окружающей действительности, что помогает развивать замысел, расширять идею будущего рассказа, планировать свои высказывания, облегчает воспитанникам поиск и запоминание слов, предложений и текстов, у дошкольников появляется желание пересказывать тексты, заучивать стихи, придумывать интересные истории.

Таким образом, чем раньше учить детей рассказывать и пересказывать, используя методы и приемы мнемотехники, тем лучше будет готовность их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и его готовности к школе. Мнемотехника позволяет не только ускорить процесс запоминания информации, но и развивать психические процессы, наглядно представить изучаемый материал.

Список использованной литературы и источников

Законодательные и нормативные акты и документы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155) [Текст] / - М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.

Литература:

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С. 253-353 - URL: https://pedlib.ru/Books/4/0018/index.shtml (дата обращения: 24.05.2022). –Текст: электронный.

3. Базикова, О. А. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах: учебное пособие – 3-е изд., перераб. и доп./ О. А. Базикова. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014 – 93 с. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44122706_68717477.pdf (дата обращения: 20.05.2022). – Режим доступа: для зарегистрир. читателей. =Текст: электронный.

4. Белякова, Л.И. Речевой онтогенез и значение гиперсензитивных периодов [Текст] / Л.И. Белякова. – Воронеж: МОДЭК, 2001. – 256 с.

5. Большева, Т. В. Учимся по сказке. Мнемотехника для младших дошкольников: учебно-методическое пособие / Т. В. Большова. – Санкт-Петербург: «Издательство «Детство-пресс», 2021 – 72 с. –URL: https://detstvopress.ru/upload/iblock/7ad/7ad32644eb5fd206b9e08090ffcb99f.pdf (дата обращения: 25.05.2022). – Текст: электронный.

6. Давьщова Т.Г., Ввозная Т.Г. Использование опорных схем в работе с детьми // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2008. № 1. С. 16.

7. Кольцова, М. М. Ребёнок учится говорить/ М. М. Кольцова. – М.: Советская Россия, 1979 – 192 с. – URL: https://logoped.name/wp-content/uploads/2010/06/rebenok-uchitsya-govorit-kolcova-skachat-pdf (дата обращения: 12.05.2022.). – Текст: электронный.

8. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010. – 290 с.

9. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2001 – 256 с. – URL: https://pedlib.ru/Books/6/0473/index.shtml (дата обращения: 20.05.2022). –Текст: электронный.

10. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова., Е. М. Струнина. – М.: изд. Владос. – 2013 – 288 с. URL: https://pedlib.ru/Books/5/0220/index.shtml (дата обращения: 20.05.2022). – Текст: электронный.

11. Эльконин, Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений - 4-е изд., стер. / Д. Б. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», - 2007 = С. 152=183. – URL: http://psychlib.ru/mgppu/Edp2007/Edp-001.htm#$p1 (дата обращения: 15.05. 2022). – Текст: электронный.

12. Эльконин Д. Б. Психология детей дошкольного возраста// М., 1964 [Электронный ресурс] // https://pedlib.ru/Books/2/0278/2_0278-1.shtml#book_page_top(дата обращения: 15.05. 2022). – Текст: электронный.