Выпуск № 53 (128) 2021

Ковалева Т.В. Реализация регионального компонента через совместную деятельность детей и родителей по ознакомлению с городом Череповцом Вологодской области

Родина, Отечество… В этих словах запечатлены образы, близкие каждому: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. На воспитание влияет, в первую очередь, его семья.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие ФГОС произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием, и историей страны, своего края.
Современная жизнь такова, что родители и дети одновременно находятся дома мало. Общение детей и родителей происходит преимущественно во время просмотра телепередач, обсуждения проблем, значительно реже - в совместных прогулках, играх, чтении книг. С целью активизации семейного отдыха в нашем детском саду разработан программа «Клуб выходного дня «Разгадай Череповец», которая может реализовываться в выходные дни для семей наших воспитанников силами сотрудников дошкольного образовательного учреждения и экскурсоводами турфирмы «Вокруг света», работающей с ДОУ по договору. Этот проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, одной из задач которого является ознакомление с родным городом.
У нас уже стало доброй традицией проводить выходные вместе с родителями в семейном Клубе выходного дня «Разгадай Череповец». Этот проект в нашем саду уже существует третий год. Проект объединил ДОУ и семьи наших воспитанников. Планируя такую форму взаимодействия с семьей, как организация клуба выходного дня, мы исходили из следующих целей: объединить ДОУ и семью в воспитании детей, сформировать у детей интерес к родному городу Череповец через семейный Клуб выходного дня, установить доверительный контакт между семьей и детским садом.
Наш Клуб является дополнительным компонентом воспитательного процесса, где родители и дети могут получить знания и развивать свои умения. Такие мероприятия сплачивают родителей и детей, они больше узнают друг о друге, находят себе друзей, у них появляются общие интересы и дела. Сами родители охотно идут на сотрудничество; они понимают, что не только педагоги, но и они сами являются первыми воспитателями своих детей. Участие родителей в жизни ребенка не только дома, но и в детском саду поможет им:
Ø Увидеть мир с позиции ребенка;
Ø Относиться к ребенку как к равному;
Ø Понять, что недопустимо его сравнивать с другими детьми - если он что- то сделал сегодня лучше, чем вчера, нужно радоваться его личностному росту;
Ø Проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях быть готовым к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его горестей и радостей;
Ø Знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;
Ø Установить хорошие доверительные отношения.
Проект Клуб выходного дня рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, одной из задач которой является ознакомление с родным городом. Следует отметить, что Череповец представляет собой богатое наследие для реализации дошкольного образования. Мы гордимся своими земляками, художником Верещагиным и его родным братом, благодаря которому весь мир полюбил Вологодское масло (ведь именно он придумал рецепт!). В нашем городе есть их родовое гнездо - старинный небольшой двухэтажный дом времен 19 века. Город издавна славился своими народными промыслами: гончарным искусством, резьбой и росписью по дереву, вышивкой, кузнечным и ювелирным (Северная чернь) делом. Не менее интересен и современный город металлургов и химиков, где есть множества разнообразных предприятий и профессий.
Поэтому наши мероприятия бывают разные по теме и по содержанию. Это может быть выход в музей, на экскурсию к историческим местам Череповца или просто экскурсия по городу. Так, например, в ноябре мы встретились на теплоходе «Пётр Первый», где с удовольствием провели субботнее время, узнали, что такое камбуз, рында, а также научились вязать крепкие морские узлы, нашли таинственное послание капитана и поздравили наших мам с праздником «День матери». А в феврале мы встретились с родителями и детьми в историко-краеведческом музее. Встреча наша была посвящена главному празднику февраля - Дню защитника Отечества. Тема экскурсии «Аты-баты шли солдаты!» заинтересовала не только мальчишек, но и девчонок! Мы увидели обмундирование воинов, живших много лет назад, солдат - гвардейцев, прикоснулись к шинели солдата Великой Отечественной войны, узнали насколько тяжелый шлем у солдат, которые служат в армии сегодня. А в «Детском музее», как вы думаете, кому понравилось больше всего? Конечно же родителям! Они увидели игрушки, которыми когда-то играли сами, и старый пионерский галстук.
Хочется сказать, что для детей эти выходы за пределы детского сада – долгожданное событие. Семьи дошколят не пугает даже погода, потому что всегда есть вариант, как провести время с пользой для здоровья, для поднятия настроения и для заряда бодрости на всю следующую неделю.
Проект Клуб выходного дня направлен на развитие познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста к окружающей действительности. Знакомство детей с родным краем - с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Формируется также интерес к продуктивным видам деятельности (рисованию, аппликации, лепке, художественному труду), приобщение к изобразительному и музыкальному искусству как ребенка, так и родителей. После каждой встречи в Клубе дети делятся своими впечатлениями об увиденном. Мы вспоминаем и обсуждаем наиболее яркие моменты, которые им понравились, и дети зарисовывают свои впечатления в созданном нами альбоме «Мой город на Шексне».
Мы заметили, что при посещении достопримечательностей города, у детей повысился интерес к ним. И теперь у каждого ребенка появились любимые места в нашем городе. Мы решили поддержать их интерес. Так появился наш информационный проект «Разгадай Череповец вместе с нами», который нашел одобрение со стороны родителей. Они отвечали на вопросы детей с удовольствием и впоследствии помогли нам изготовить буклет, в котором записаны мнения детей о достопримечательностях нашего города. Наш проект занял второе место на Детско-исследовательской конференции.
В детском саду состоялась первая детско-родительская конференция, посвященная подведению итогов 2-летней работы семейного Клуба выходного дня «Разгадай Череповец». Были подведены итоги совместной работы родителей, воспитателя по формированию у детей интереса к родному городу через семейный Клуб выходного дня. Участниками конференции стали воспитанники детского сада, педагоги и родители. Для родителей провели викторину по достопримечательностям города. Ну, а если родители затруднялись при ответе, им помогали дети.
Каждому воспитаннику подготовительной группы был вручен сертификат «Юного Череповчанина». ООО «АП «Вокруг света», народный проект «Народная роща» подарили выпускникам подготовительной группы сертификат на посадку дерева в парке «Серпантин» (Зашекснинский район).
Семьям вручены благодарственные письма. В заключении все вместе просмотрели фильм о том, который еще раз напомнил о том, где мы были, что интересного увидели и узнали о нашем городе.
Важно то, что родители стали понимать: задача воспитания — детей- это задачи семьи, а педагоги детского сада их помощники, союзники. Для того чтобы родители сотрудничали с детским садом необходимо полное взаимопонимание, взаимоуважение и взаимное доверие. А педагоги детского сада должны быть помощниками, друзьями и просто людьми, которые смогут выслушать родителя и, если надо, дать совет. Только совместно с родителями мы сможем решать все трудности и проблемы, преодолевать неудачи, создавать благоприятные условия для обучения детей. Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, формирования первоначальных представлений об особенностях родного края, где большое значение имеет поддержка со стороны родителей. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним. Современному педагогу не только необходимо знать все то, что связано с региональным компонентом, но и уметь передать детям свои знания, открыть им глаза на народное богатство родины, привить любовь и уважение к народным ценностям своего региона.
Библиографический список
1.        Алёшина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М.:ТЦ Сфера,1999. – 112 с.
2.        Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004. – 156 с.
3.        Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 – 55.
4.        Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
5.        Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. – М., 2005.
6.        Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007.
7.        Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29
8.        Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы [Текст] / М. Трунова // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.
9.        Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников [Текст] / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.
10.    Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени [Текст] / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.
11.    Шевкунова, Е. «Музей и дети»: педагогический аспект региональной программы [Текст] / Е. Шевкунова, Л. Власова, Е. Иванова. // Дошкольное воспитание. – 2009.- N4 - С. 59-65.
2021-07-25 14:25