2023 2022
1 (219) 2023

Лазарева О.В., Фурманова О.А. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-6.pdf

Одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день является воспитание будущего патриота своей страны. Данная проблема охватывает всех людей без исключения в независимости от их религии, расы, пола, культуры, духовного и нравственного развития. И в первую очередь эта проблема касается подрастающего поколения.

Патриотизм - (от греческого patris - родина, отечество), социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к родине, заботу о её интересах и готовность всегда защитить ее от врага. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за её неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям [2].

Патриотическое воспитание – это очень сложная систематическая, целенаправленная деятельность по формированию у молодых граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своей Родине, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов своего Отечества.

Патриотическое воспитание дошкольников – это деятельность, направленная на формирование у детей любви к Родине (будь то страна, город или село), чувства патриотизма и гордости за место, в котором они родились, в котором живут. Также это формирование у дошкольников уважительного отношения к культуре и природе своей страны, толерантного отношения ко всем людям. Нельзя забывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране он выражает проявлением восхищения и восторга. В жизни ребенка эмоции играют очень важную роль, они помогают реагировать на окружающую действительность и формировать свое отношение к ней. Именно поэтому, педагогу необходимо стараться вызвать на занятии эти эмоции.

В содержании федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма у дошкольников. Поскольку учреждения дошкольного образования являются начальным звеном системы образования в стране, они призваны формировать у детей первичные представления об окружающем мире, дать возможность им почувствовать себя с ранних лет гражданами своего отечества.

ФГОС дошкольного образования ставят следующие цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности [1].

В ФГОС дошкольного образования отмечается, что познавательное развитие, наряду с другими задачами, предполагает формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира [1].

Задачи по патриотическому воспитанию старших дошкольников сформулированы в программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой [3]. В целевом разделе указано, что программа предусматривает учет региональной специфики и варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей. Авторы программы считают необходимым в организации и содержании образования учитывать природно-географическое и культурно-историческое своеобразие региона, воспитывать интерес и уважение к родному краю. В рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в подразделе «Патриотическое воспитание» отмечается, что необходимо расширять представления детей о малой Родине; формировать представления о достопримечательностях, культуре, традициях родного края, о людях, прославивших его.

Ярким примером патриотического воспитания в детском саду является парциальная программа дошкольного образования «Здравствуй, мир Белогорья!». Данная региональная программа направлена на познавательное развитие ребенка на основе социокультурных традиций Белгородской области с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников, потребностей детей и их родителей. Программа является составной частью проекта «Создание региональной системы личностного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» («Дошкольник Белогорья»), разработана на основе требований ФГОС дошкольного образования и предназначена для реализации части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений [4].

В структуре парциальной программы в соответствии с ФГОС дошкольного образования выделено три раздела: целевой, содержательный, организационный. Определены задачи, содержание и ожидаемые результаты в реализации вариативной части образовательной области «Познавательное развитие». В содержательном разделе парциальной программы выделено 12 самостоятельных модулей: «Мой детский сад», «Моя семья - мои корни», «Я – белгородец», «Природа Белогорья», «Мир животных и растений Белогорья», «Мир профессий и труда Белогорья», «Народные промыслы и ремесла Белогорья», «Белгородчина православная», «Герои Белогорья», «Деятели культуры и искусства Белогорья», «Замечательные места Белогорья» (архитектура, производство, спортивные и культурные объекты, заповедники и зоопарки), «Замечательные места Белогорья» (природа, живые и неживые объекты) [4].

Содержание программы вариативно. Оно соответствует возрастным возможностям, интересам, потребностям детей и родителей, сезону, условиям дошкольной организации и может изменяться по желанию субъектов образовательного процесса. Возможно использование отдельных модулей или замена модулей на авторские. Организационный раздел парциальной программы включает описание материально-технического обеспечения программы, обеспеченности методическими материалами, информационное сопровождение программы. Отбор содержания учитывает климатические особенности региона, периоды года, традиционные события, праздники, мероприятия.

В программе «Здравствуй, мир Белогорья!» приводятся примеры организации совместной проектной деятельности детей и взрослых по основным модулям программы. Таким образом, достигается интеграция содержания обязательной части образовательной программы и части, формируемой по выбору дошкольной образовательной организации. Это обеспечивает целостность и комплексность образовательного процесса в ходе реализации патриотического воспитания дошкольников.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - //www.consultant.ru/ (дата обращения: 11.12.2021)

2. Маслов Н.В. Толковый педагогический словарь / Под ред. Н.В. Маслова. – М.: Самшит-издат., 2006. – 752 с. [Электронный ресурс]. - https://search.rsl.ru/ru/record/01002967619 (дата обращения: 11.12.21)

3. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.:Мозаика-синтез, 2019. — c. 336.

4. Серых, Л.В. Парциальная программа дошкольного образования «Здравствуй, мир Белогорья» / Л.В. Серых, Г.А. Репринцева. – Воронеж: Издат-Черноземье, 2017. – 52 с.