2023 2022
2 (220) 2023

Ветрова Е.А. ПСИХОЛОГИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-5.pdf

«Эмоциональное развитие детей дошкольного
возраста - одно из важнейших направлений
профессиональной деятельности педагога.
Эмоции являются «центральным звеном»
психической жизни человека, и прежде всего ребенка»

(Л. Выготский)На сегодняшний день очевидна актуальность проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья детей. Для ее решения важно обеспечить специально организованное воздействие на дошкольников, создание соответствующих условий и психологическое просвещение педагогов и родителей.

Исследование эмоций и их развитие имеют существенное значение для разработки общих проблем онтогенеза человеческой психики, который не может быть сведен только к развитию интеллекта. Все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства необходимо связывать, как справедливо указывал Л.С. Выготский, с глубокими изменениями в мотивационно- эмоциональной сфере личности ребенка. Воспитание предполагает не только обучение детей определенной системе знаний, но и формирование эмоционального отношения к действительности и неудачам. Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление.

Эмоциональный фон присутствует в ощущениях, которые могут быть приятны или неприятны. Влияние эмоций сказывается на восприятии: для радостного человека все вокруг приятно, рассерженный замечает в предмете своего гнева лишь то, что усиливает его раздражение.

Для психологического здоровья необходима сбалансированность эмоций, поэтому при воспитании эмоций важно не просто научить детей стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчества, ибо невозможно представить себе какую-то деятельность без неудач, ошибок и срывов. Разбалансировка чувств, способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности, к нарушению социальных контактов.

В настоящее время выявлено следующее: у детей часто отмечаются состояние эмоциональной напряженности, регресс эмоциональной децентрации, и как следствие, напряженные отношения в семье, в детском коллективе. Социальное развитие дошкольников, его контакты с окружающими развиваются успешно при условии эмоциональной грамотности, т.е. умения не только культурно выражать собственные чувства, но и правильно понимать и оценивать эмоции других. Часто дошкольник проявляет равнодушие к людям в силу того, что не может понять их состояние, настроение, не умеет прочесть эмоцию, выраженную в мимике, жестах, интонации. Стресс от неразрешенного конфликта переносится на всю деятельность в течение дня, а это малопродуктивное состояние. Человек не может нормально взаимодействовать в коллективе, комфортно чувствовать себя, а соответственно психологически уязвим.

В общении между детьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.

Поэтому немаловажными задачами в работе психолога и педагогов являются формирование гуманных межличностных отношений между старшими дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Сохранение эмоционального здоровья возможно в игровой деятельности с использованием нестандартного игрового и дидактического материала.

В подготовительной группе нашего детского сада изготовлен «Ковер мира». Он представляет собой вышитое на куске ткани солнце с голубем, где желтый круг - символ доброты, тепла, единения, целостности, лучи – имена каждого ребенка. Ковер постоянно находится в игровой зоне, и по необходимости дети его берут, раскладывают, садятся на него (каждый около своего имени) и на ковре обсуждают возникшие проблемы, ссоры. Затем дети мирятся, произнося «мирилки». Такой ковер позволяет детям разрешать конфликтные ситуации с помощью переговоров и бесед. Само его наличие побуждает ребят отказаться от драк, споров и заменить их обсуждением проблемы друг с другом. Вариантами восстановления отношений являются также яркие «Коробки примирения», с отверстиями для рук и сюрпризом внутри, позволяющие примириться втайне от всех. «Подушки – премирушки», с пришитыми перчатками на резинках, дающие возможность рукопожатия-примирения, сидя на подушке рядом. В старшей группе создан уголок настроения для отслеживания эмоционального состояния детей и его изменении в течение дня. Для этого в уголке размещены сказочные персонажи – «Грибы настроения», к которым дети прикрепляют свои фото, согласно настроению в момент прихода в группу.

Для знакомства с разнообразием проявления эмоциональных мимических состояний изготовлен «Куб настроения», набор масок Эмоций, «Киндер-гномики». Используются эти дидактические находки для формирования умения анализировать свое эмоциональное состояние, состояние окружающих и сказочных персонажей. «Мешочки настроений» учат детей в приемлемой форме избавляться от плохого настроения. С помощью игровых мотиваций дети учатся владеть своими эмоциями. В старших группах еженедельно подводятся итоги добрых дел. В этом помогает красочный сундучок или шкатулка. За каждый хороший поступок дети кладут в «Шкатулку добрых дел» красную фишку. За каждый плохой –синюю фишку. Таким образом, определяя количество добрых и злых дел, дети выясняют, почему так случилось. Общий анализ поступков объединяет детей и заставляет задуматься каждого ребенка над своими действиями и над своим вкладом в общие хорошие дела всей группы. Наличие в младшей группе «Шатра уединения» позволяет детям «спрятаться от внешнего мира, посекретничать, посмотреть альбом с семейными или групповыми фото, перебрать вещи в «Личной коробке» - своеобразном уголке души, где собраны вещи, которые близки и дороги только одному ребенку. Игровое пособие может использоваться и без шатра уединения. Справиться с отрицательными эмоциями, снять напряжение, выплеснуть накопившуюся энергию дошкольника помогают боксерские груши, подушки для битья, подушки – «Злючки». Систематические игры детей с использованием мягких игрушек различных размеров (от крохотных, до игрушек в рост ребенка) в период проявления негативных эмоций (после конфликтов, расставания с родителями утром) служат средством релаксации. «Сонные игрушки» в каждой группе применяются в период адаптации воспитанников к дошкольному учреждению, его режиму и требованиям, когда эмоциональные дети испытывают чувство тревоги, беспокойства, а иногда и раздражения, проявляют агрессию. Разнообразные «Волшебные предметы»: шляпа, палочка, плащ, башмачки помогают в перевоплощении детей, переходе из одних ролей в другие, позволяют дифференцировать различные состоянии мимики, жестов в соответствии с выбранной ролью.

Все названные игровые пособия выполнены с использованием подручного материала – упаковочных коробок, яркой самоклеящейся ленты, вариантов пряжи различной фактуры. Казалось бы, малобюджетное игровое пособие, а результат – несомненно, ценный психологический эффект.

Анализ работы в данном направлении дает основания считать, что система работы по сохранению и укреплению психологического здоровья детей с использованием всего арсенала психологических уголков дала положительные результаты:

- воспитанники с повышенной активностью научились приемам саморегуляции;

-агрессивные дети стали меньше ссориться и драться;

-дошкольники научились сотрудничать друг с другом, согласованно действовать в командных играх;

-улучшились показатели уровня психологического здоровья выпускников.

В заключении следует подчеркнуть: неизменным помощником в социально-эмоциональном развитии детей является семья. Только в сотрудничестве с близким взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов. Взаимодействие с семьей эффективно при условии, что педагоги и родители доверяют друг другу, понимают и принимают общие цели методы и средства социально-эмоционального развития. Нужно лишь показать родителям свою искреннюю заинтересованность, доброе отношение к ребенку, стремление содействовать его успешному развитию. Это станет основой совместных усилий и помощи ребенку в налаживании контактов с социальным миром.

Библиографический список:

1.Чистякова М.И. «Психогимнастика» Под ред. М.И.Буянова М., «Просвещение», «Владос»,1995

2.Широкова Г.А «Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста» Ростов-на –Дону «Феникс»,2005

3.Романов А.А «Коррекция расстройства поведения и эмоций у детей», «Плейт»,2006