2023 2022
1 (219) 2023

Баранова О.В. ПРОЕКТ ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ «В МИРЕ ПРОФЕССИЙ»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-5.pdf

Профессий много есть на свете,
Это знают даже дети.
И профессий нет не важных –
Вам об этом скажет каждый

Актуальность.

Дошкольное образование является первой ступенью общего образования, что закреплено в законе «Об образовании Российской Федерации». У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но приобретение детьми опыта общения с людьми, понятия о профессиональной деятельности взрослых. В ходе беседы с детьми выяснилось, что они недостаточно ознакомлены с профессиями своих родителей. В этом случае углубленное изучение профессий, через профессии родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда. Ребенку необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет, чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. Тематика проекта отражает знакомство детей с некоторыми профессиями родителей. Знакомство детей с профессиями, их социальная адаптация в обществе напрямую зависит от правильно организованной работы, спланированной с учетом ФГОС ДО.

Цель:

Формирование у дошкольников первоначальных знаний о профессиях и положительного отношения к труду и профессиональному миру в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей, через «погружение» в реальные практические ситуации.

Задачи:

• Формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

• Дать возможность сориентироваться в профессиях родителей, выявить свои стремления, желания и наклонности.

• Создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании, через различные формы работы и виды деятельности.

• Развивать коммуникативные способности. Обогащать словарный запас детей.

• Расширять кругозор и познавательный интерес детей.

• Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду, к людям разных профессий.

Участники проекта: Дети, родители, воспитатели

Вид, тип проекта:

творческий, познавательный, информационный.

Место проведения:

МАДОУ детский сад №5, г. Верхняя Пышма

Сроки проведения: долгосрочный, февраль 2021г. – октябрь 2022г.

Возраст детей: 6-7 лет.

Планируемый результат

Для детей:

- наличие у детей определенных знаний и представлений о профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда, гордость и уважение к труду своих родителей);

- обеспечение активности ребенка в процессе его социализации;

- понимание детьми значения слово «профессия», проявление признательности и уважения к труду взрослых (родителей).

- сформированность знаний о некоторых профессиях родителей, их назначении, особенностях;

- пополнение лексики воспитанников;

умение имитировать деятельность людей различных профессий в ходе сюжетно-ролевых игр.

Для родителей:

- успешное взаимодействие со своими детьми; - повышение психологопедагогических компетенций.

Для воспитателя:

- создание предметно-пространственной развивающей среды по теме проекта;

- совместная работа с родителями по расширению знаний детей; - повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.

После завершения проекта дошкольники смогут:

Узнавать и называть профессии и место работы родителей.

Владеть обобщающим понятием «профессия».

Задуматься о том, кем они будут, когда вырастут.

Обогатить словарный запас и развить коммуникативные навыки.

План реализации проекта (этапы работы).

I этап – подготовительный (диагностическо-прогностический): выявление проблемы.

Содержание: исследование комплекса педагогических условий ДОУ, способствующих развитию ранних представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста включает: определение темы проекта и перечня профессий родителей для

ознакомления с ними детей; формулировка цели и задач;

составление плана деятельности по реализации проекта и определение форм

работы с детьми; анализ психолого-педагогической и методической литературы; создание предметно-развивающей среды; сотрудничество с родителями и интеграция с работниками ДОУ; планирование деятельности по реализации проекта; подбор дидактического материала для мультимедийных презентаций и интерактивных игр; пополнение предметно – пространственной развивающей среды.

2 этап – основной, организационно-практический

Реализация проекта «Профессии родителей», через организацию различных видов деятельности детей и взрослых.

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов, приемов и форм работы по расширению знаний дошкольников о таких профессиях родителей, как повар, полицейский, стоматолог, медицинская сестра, парикмахер.

Формирование обобщенных представлений о значимости труда людей требует наличия у детей, прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное назначение – удовлетворять ту или иную потребность. Ознакомление с трудовой деятельностью родителей имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости его в жизни общества.

развитие.

Формы работы с детьми, в рамках реализации проекта

Образовательная деятельность с детьми (с использованием ИКТ).

Беседы с детьми по профориентации.

Сюжетно-ролевые, дидактические и интерактивные игры профессиональной направленности.

Чтение литературных произведений по теме проекта и выбору профессий (стихи, загадки, рассказы).

Рассматривание иллюстрации, картин о профессиях – (кондитер, фотограф, парикмахер, пожарный и медицинская сестра).

Экскурсии «Все работы хороши!», по знакомству детей с профессиями.

Встречи с людьми разных профессий или приход в гости родителей с рассказами о своих профессиях, а иногда и с результатами своего труда - самое яркое событие для детей.

Наблюдения за трудом взрослых обеспечит наибольшую отчетливость приобретаемых детьми знаний профнаправленности.

3 этап – заключительныйЦель - призван наглядно продемонстрировать единение и атмосферу сотрудничества всех участников проекта, и его результат.

Входит:

Представление проекта.

Художественно-творческая (продуктивная) деятельность детей (выставка детских работ).

Дидактические игры на закрепление полученных знаний о пяти профессиях родителей.

Продолжение знакомства с другими профессиями родителей.

«Гости месяца»

(Мастер-классы от родителей)



Экскурсии с детьми













Консультации для родителей по ранней профориентации детей и полезные мультфильмы о профессиях (с использованием QR-кода).