Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-3.pdf
В садик приходят дети младшего возраста, т.е. дети с «большими проблемами маленького человека». Я сильно переживала, беспокоилась, ставя перед собой вопрос: «Какие эти дети? Как с ними надо работать?». Время не стоит на месте, меняются сегодня и взрослые, и малыши. Поэтому я наметила свой план работы по теме: «Взаимодействие детского сада и семьи в процессе адаптация детей младшего дошкольного возраста». Необходимость в такой теме появилась на основании того, что я заметила, как трудно и детям, и взрослым в адаптационный период, которые требуют особого внимания, индивидуального подхода, и, конечно же, педагогической логики и мастерства. Сильно волнуются родители, волнения связаны с тем, насколько быстро ребенок привыкнет к новой обстановке. Эти волнения имеют реальные основания, поскольку известно, что изменение социальной среды сказывается и на психологическом, и на физическом здоровье детей.
Актуальность темы «Взаимодействие педагогов с семьей в период адаптации ребенка к условиям ДОУ.», обусловлена тем, что в последние годы наметилась тенденция к увеличению числа детей, поступающих в дошкольное учреждение в раннем возрасте. Общеизвестно, что для многих родителей проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению стоит достаточно остро. Поступление ребенка в дошкольное учреждение – процесс сложный и для самого малыша, и для родителей. Для ребенка это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент выхода ребенка в детский сад, насколько серьезные, хотя и не сразу бросающиеся в глаза последствия он может иметь. Чтобы привыкание ребенка к детскому саду было максимально безболезненным, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации. Все это определяет актуальность данной темы. На основании этого определена проблема педагогического обеспечения процесса адаптации детей.
Гипотеза: моего исследования заключается в том, что если создать комплексную систему сопровождения адаптации детей раннего возраста к ДОУ, включающую в себя психологическое просвещение родителей, развивающие занятия по формированию адаптационных механизмов, и систему наблюдения педагогов за протеканием адаптации детей к ДОУ, то адаптация детей раннего возраста будет происходить безболезненно. Объектом исследования является процесс адаптации детей раннего возраста к условиям системы дошкольного образовательного учреждения. Предмет исследования составляет возможность исследования комплекса педагогических, медицинских и социально-психологических мероприятий для сохранения и развития естественных адаптационных механизмов.
Целью работы является создать максимально благоприятные условия для адаптации детей к условиям детского сада.
Задачи:
1. Выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье.
2. Оказать квалифицированную консультацию и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребенка.
3. Сформировать у ребенка чувство защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.
4. Активировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Значение адаптации для здоровья ребенка:
Ребенок, переходящий в новые условия жизни в дошкольном учреждении, переживает стрессовое состояние; у него появляется торможение, возникают ориентировочные реакции (можно, нельзя), напряженное состояние, ребенок попадает под целый комплекс воздействий. Возникает синдром адаптации, т.е. скопление неизвестных воздействий, что вызывает у него страх, отрицательные эмоции. А сочетание отрицательных симптомов рассматривается в медицине как заболевание тоска по дому» - так называли адаптацию в прошлом (это состояние еще в 1848 году было описано). Именно в том, как организм ребенка выдерживает приспособление к окружающей среде, и заключается значение адаптации для его дальнейшего здоровья и самочувствия в новых условиях.
Механизм развития адаптационного синдрома:
Адаптационный период условно можно разделить на несколько этапов:
Подготовительный – его следует начинать за 1-2 месяца до приема в детский сад. Задача этого этапа – сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям. В процессе подготовительного этапа необходимо особое внимание уделить рациону питания малыша, необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности.
Основной (на этом этапе в работу включается педагог) т.к. главная задача этого этапа – создание положительного образа воспитателя. В этот период родители должны установить с воспитателем доброжелательные отношения, рассказать воспитателю об особенностях своего ребенка. Имея полную информацию о ребенке, воспитатель быстрее поймет его и установит контакт.
Заключительный – ребенок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день.
Исход адаптации.
Адаптационный период считается законченным, если: ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает, вовремя просыпается, играет. Длительность адаптации зависит от уровня развития ребенка:
- если с ребенком систематически занимаются дома, то ребенок растет общительным и самостоятельными и период адаптации заканчивается за 10-12 дней;
- если у ребенка слабо развита речь, низкий уровень самостоятельности, он не может обходиться без помощи взрослых ни в игре, ни при кормлении, ни при укладывании на сон, то период адаптации будет проходить сложнее и может растянуться на месяц и более.
Создание целостной системы взаимосвязанной деятельности специалистов ДОУ с семьей в период адаптации.
Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.
Цель этой работы: развивать педагогическую компетентность родителей, помогать семье находить ответы на интересующие вопросы в воспитании детей, привлекать их к сотрудничеству в плане единых подходов в воспитании ребенка.
Задачами этой работы являются следующие параметры:
1. Выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье.
2. Оказать квалифицированную консультацию и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребенка.
3. Сформировать у ребенка чувство защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.
4. Активировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях,
При взаимодействии с родителями необходимо придерживаться следующими принципам:
- целенаправленность, систематичность, плановость;
-дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;
- возрастной характер взаимодействия с родителями;
- доброжелательность, открытость.
Ожидаемые результаты работы с родителями – это явление интереса родителей к работе ДОУ, к воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений; повышение компетентности родителей в психолого-педагогических и правовых вопросах; увеличение количества обращений с вопросами к педагогу, на индивидуальные консультации к специалистам; возрастание интереса к мероприятиям, проводимых в ДОУ; увеличение количества родителей – участников в совместных мероприятиях; рост удовлетворенности родителей работой педагога и ДОУ в целом.
Сотрудничество ДОУ с семьей – это взаимодействие педагогов с родителями, оно направлено на обеспечение единства и согласованности воспитательных воздействий.
Задача модернизации взаимодействия семейного воспитания и ДОУ – развитие отношений «Ребенок-педагог-родитель».
Этапы работы с родителями в период адаптации:
1. Информирование о проблемах адаптации. Объяснение целей и задач своей работы.
2. Составление семейного анамнеза.
3. Установление доверительных отношений между сотрудниками ДОУ и родителями.
Заключение:
Детский сад – серьёзный вызов в жизни ребенка, большое испытание для малыша, а любое испытание – или ломает, или закаляет; делает сильнее, продвигает вперед в развитии – или отбрасывает назад. Поэтому на сегодняшний день актуальна тема взаимодействие ДОУ и семьи в период адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Таким образом, можно сказать, что цель исследования: взаимодействия ДОУ и семьи в период адаптации детей третьего года жизни была достигнута, созданием целостной системы взаимосвязанной деятельности специалистов ДОУ с семьей в период адаптации, а задачи реализованы через технологию педагогической поддержки ребенка и семьи в адаптационный период.
В садик приходят дети младшего возраста, т.е. дети с «большими проблемами маленького человека». Я сильно переживала, беспокоилась, ставя перед собой вопрос: «Какие эти дети? Как с ними надо работать?». Время не стоит на месте, меняются сегодня и взрослые, и малыши. Поэтому я наметила свой план работы по теме: «Взаимодействие детского сада и семьи в процессе адаптация детей младшего дошкольного возраста». Необходимость в такой теме появилась на основании того, что я заметила, как трудно и детям, и взрослым в адаптационный период, которые требуют особого внимания, индивидуального подхода, и, конечно же, педагогической логики и мастерства. Сильно волнуются родители, волнения связаны с тем, насколько быстро ребенок привыкнет к новой обстановке. Эти волнения имеют реальные основания, поскольку известно, что изменение социальной среды сказывается и на психологическом, и на физическом здоровье детей.
Актуальность темы «Взаимодействие педагогов с семьей в период адаптации ребенка к условиям ДОУ.», обусловлена тем, что в последние годы наметилась тенденция к увеличению числа детей, поступающих в дошкольное учреждение в раннем возрасте. Общеизвестно, что для многих родителей проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению стоит достаточно остро. Поступление ребенка в дошкольное учреждение – процесс сложный и для самого малыша, и для родителей. Для ребенка это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент выхода ребенка в детский сад, насколько серьезные, хотя и не сразу бросающиеся в глаза последствия он может иметь. Чтобы привыкание ребенка к детскому саду было максимально безболезненным, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации. Все это определяет актуальность данной темы. На основании этого определена проблема педагогического обеспечения процесса адаптации детей.
Гипотеза: моего исследования заключается в том, что если создать комплексную систему сопровождения адаптации детей раннего возраста к ДОУ, включающую в себя психологическое просвещение родителей, развивающие занятия по формированию адаптационных механизмов, и систему наблюдения педагогов за протеканием адаптации детей к ДОУ, то адаптация детей раннего возраста будет происходить безболезненно. Объектом исследования является процесс адаптации детей раннего возраста к условиям системы дошкольного образовательного учреждения. Предмет исследования составляет возможность исследования комплекса педагогических, медицинских и социально-психологических мероприятий для сохранения и развития естественных адаптационных механизмов.
Целью работы является создать максимально благоприятные условия для адаптации детей к условиям детского сада.
Задачи:
1. Выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье.
2. Оказать квалифицированную консультацию и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребенка.
3. Сформировать у ребенка чувство защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.
4. Активировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Значение адаптации для здоровья ребенка:
Ребенок, переходящий в новые условия жизни в дошкольном учреждении, переживает стрессовое состояние; у него появляется торможение, возникают ориентировочные реакции (можно, нельзя), напряженное состояние, ребенок попадает под целый комплекс воздействий. Возникает синдром адаптации, т.е. скопление неизвестных воздействий, что вызывает у него страх, отрицательные эмоции. А сочетание отрицательных симптомов рассматривается в медицине как заболевание тоска по дому» - так называли адаптацию в прошлом (это состояние еще в 1848 году было описано). Именно в том, как организм ребенка выдерживает приспособление к окружающей среде, и заключается значение адаптации для его дальнейшего здоровья и самочувствия в новых условиях.
Механизм развития адаптационного синдрома:
Адаптационный период условно можно разделить на несколько этапов:
Подготовительный – его следует начинать за 1-2 месяца до приема в детский сад. Задача этого этапа – сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям. В процессе подготовительного этапа необходимо особое внимание уделить рациону питания малыша, необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности.
Основной (на этом этапе в работу включается педагог) т.к. главная задача этого этапа – создание положительного образа воспитателя. В этот период родители должны установить с воспитателем доброжелательные отношения, рассказать воспитателю об особенностях своего ребенка. Имея полную информацию о ребенке, воспитатель быстрее поймет его и установит контакт.
Заключительный – ребенок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день.
Исход адаптации.
Адаптационный период считается законченным, если: ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает, вовремя просыпается, играет. Длительность адаптации зависит от уровня развития ребенка:
- если с ребенком систематически занимаются дома, то ребенок растет общительным и самостоятельными и период адаптации заканчивается за 10-12 дней;
- если у ребенка слабо развита речь, низкий уровень самостоятельности, он не может обходиться без помощи взрослых ни в игре, ни при кормлении, ни при укладывании на сон, то период адаптации будет проходить сложнее и может растянуться на месяц и более.
Создание целостной системы взаимосвязанной деятельности специалистов ДОУ с семьей в период адаптации.
Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.
Цель этой работы: развивать педагогическую компетентность родителей, помогать семье находить ответы на интересующие вопросы в воспитании детей, привлекать их к сотрудничеству в плане единых подходов в воспитании ребенка.
Задачами этой работы являются следующие параметры:
1. Выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье.
2. Оказать квалифицированную консультацию и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребенка.
3. Сформировать у ребенка чувство защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.
4. Активировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях,
При взаимодействии с родителями необходимо придерживаться следующими принципам:
- целенаправленность, систематичность, плановость;
-дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;
- возрастной характер взаимодействия с родителями;
- доброжелательность, открытость.
Ожидаемые результаты работы с родителями – это явление интереса родителей к работе ДОУ, к воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений; повышение компетентности родителей в психолого-педагогических и правовых вопросах; увеличение количества обращений с вопросами к педагогу, на индивидуальные консультации к специалистам; возрастание интереса к мероприятиям, проводимых в ДОУ; увеличение количества родителей – участников в совместных мероприятиях; рост удовлетворенности родителей работой педагога и ДОУ в целом.
Сотрудничество ДОУ с семьей – это взаимодействие педагогов с родителями, оно направлено на обеспечение единства и согласованности воспитательных воздействий.
Задача модернизации взаимодействия семейного воспитания и ДОУ – развитие отношений «Ребенок-педагог-родитель».
Этапы работы с родителями в период адаптации:
1. Информирование о проблемах адаптации. Объяснение целей и задач своей работы.
2. Составление семейного анамнеза.
3. Установление доверительных отношений между сотрудниками ДОУ и родителями.
Заключение:
Детский сад – серьёзный вызов в жизни ребенка, большое испытание для малыша, а любое испытание – или ломает, или закаляет; делает сильнее, продвигает вперед в развитии – или отбрасывает назад. Поэтому на сегодняшний день актуальна тема взаимодействие ДОУ и семьи в период адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Таким образом, можно сказать, что цель исследования: взаимодействия ДОУ и семьи в период адаптации детей третьего года жизни была достигнута, созданием целостной системы взаимосвязанной деятельности специалистов ДОУ с семьей в период адаптации, а задачи реализованы через технологию педагогической поддержки ребенка и семьи в адаптационный период.