Выпуск № 75 (150) 2021

Дурасова Т.В., Алексеева Е.А. Подбор дидактических игр для коррекционной работы с детьми шести лет с ОНР

Нарушение речи – это отклонения речевого развития от установленной языковой нормы определённой языковой среды, к которой относится говорящий. Абсолютное большинство нарушений речи происходят из-за органических повреждений речевых отделов головного мозга, которые в свою очередь могут развиться по разным причинам [2].
Характер нарушения речи зависит от степени нарушения, от локализации пораженной функции, от времени нарушения, от выраженности вторичных дефектов, возникающих под воздействием первичного дефекта.
Р.Е. Левина в своих исследованиях доказала взаимосвязь речи с другими психическими функциями. При анализе нарушений речи ученый выделяет связь речи с другими процессами психического развития. Вся психика ребенка и различные ее процессы, протекающие в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. Эти связи проявляются не только в нормальном, но и в патологическом развитии [1].
Речь является одной из важнейших психических функций человека. Общение с помощью речи формирует человеческие способы социального контакта между людьми, с помощью которых развиваются высшие формы познавательной деятельности, в том числе и словесно-логическая память. При овладении речью ребенок приобретает способность понятийно мыслить, обобщенно отражать окружающую действительность, осознанно планировать и регулировать свои действия. Поэтому очевидно, что отклонения в речевом развитии оказывают большое влияние на формирование всех психических функций.
Предлагаем подбор игр, для использования в своей работе.
1.Нарушение фонематического восприятия
1. Развитие слухового восприятия:
- дифференциация звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности;
- воспроизведение ритмического рисунка на слух
Содержание коррекционно-развивающей работы
Д/игра «Песенка звуков»
Д/игра «Тихо - громко»
Д/игра «Повтори ритмический рисунок»
2. Развитие фонематического восприятия:
- узнавание заданного звука среди других фонем и вычленение его из слова в разных позициях;
- дифференциация звуков, близких по артикуляционным или акустическим свойствам
Содержание коррекционно-развивающей работы
Д/игра «Хлопай, не зевай»
Д/игра «Поймай звук»
Д/игра «Назови первый звук»
Д/игра «Дружные звуки»
Д/игра «Назови правильное слово»
Д/игра «Назови пару»
Д/игра «Похожи слова или нет?»
Д/игра «Подбери слово»
Д/игра «Найди лишнюю картинку»
2. Проблемы в подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения
1. Развитие произвольного внимания, слуховой памяти.
Содержание коррекционно-развивающей работы
Д/игра «Запомни, повтори»
2. Закрепление понятия «звук», «слог».
Содержание коррекционно-развивающей работы
Д/игра «Поймай звук» Д/игра «Выдели звук»
3. Совершенствование навыков различения звуков:
- речевых и неречевых;
гласных — согласных,
- твердых — мягких,
- звонких — глухих,
- звуков, отличающихся способом и местом образования.
Содержание коррекционно-развивающей работы
Д/игра «Повтори за мной»
Д/игра «Гласный - согласный»
Д/игра «Твердый - мягкий»
Д/игра «Звонкий - глухой»
Д/игра «Слушай и показывай»
4. Формирование умения выделять согласные и гласные звуки в слове.
Содержание коррекционно-развивающей работы
Д/игра «Хлопай, не зевай»
5. Формирование умения производить анализ и синтез слогов, слов.
Содержание коррекционно-развивающей работы
Д/игра «Выбери фишку» Д/игра «Зашифруй слово» Д/игра «Собери слово»
6. Знакомить с буквами, соответствующими правильно произносимым звукам.
Содержание коррекционно-развивающей работы
Д/игра «Звуки - буквы»
7. Анализировать оптико-пространственные и графические признаки буквы.
Содержание коррекционно-развивающей работы
Д/игра «Звуки - буквы»
8. Составлять из букв разрезной азбуки слоги, слова.
Содержание коррекционно-развивающей работы
Д/игра «На что похожа буква?» Д/игра «Волшебники» Д/игра «Найди букву»
9. Развитие графо - моторных навыков.
Содержание коррекционно-развивающей работы
Д/игра «Дружные буквы» Д/игра «Составь слово»
10. Формирование навыков написания слогов, слов.
Содержание коррекционно-развивающей работы
Д/игра «Заштрихуй букву» Д/игра «Отремонтируй букву»
11. Формирование навыков преобразования слогов, слов с помощью замены букв, удаления или добавления буквы.
Содержание коррекционно-развивающей работы
Д/игра «Зрительный диктант»
12. Определять количество слов в предложении, их последовательность.
Содержание коррекционно-развивающей работы
Д/игра «Замени букву» Д/игра «Добавь букву» Д/игра «Доскажи слово»
13. Выкладывать из букв разрезной азбуки и читать небольшие предложения.
Содержание коррекционно-развивающей работы
Д/игра «Составь схему предложения»
14. Формирование навыка беглого, сознательного, послогового чтения коротких текстов.
Содержание коррекционно-развивающей работы
Д/игра «Составь предложения» Д/игра «Зрительный диктант»
Чтение коротких текстов
3. Нарушение слоговой структуры слова
1.Развитие динамической и ритмической организации движений.
Содержание коррекционно-развивающей работы
Д/игра «Повтори ритмический рисунок»
2.Развитие умения воспринимать и воспроизводить ритмы.
Содержание коррекционно-развивающей работы
Д/игра «Прошагай слово», «Повторяй за мной»
3.Формирование операций слогового анализа и синтеза.
Содержание коррекционно-развивающей работы
Д/игра «Составь слово», «Подбери слово к схеме»
4.Формирование правильного воспроизведения слов, различных по слоговой структуре посредством:
-  упражнений на объяснение значений малознакомых слов;
-  упражнений на отраженноескандированное повторение словизучаемого типа.
Содержание коррекционно-развивающей работы
Д/игра «Длинные – короткие слова», «Полоски - символы», «Умные схемы», «Поставь правильно ударение», «Подбери символ», «Повтори цепочку», «Добавь звук», «Поменяй звуки», «Назови картинку», «Сложные слова»
5.Заучивание и проговаривание слов, словосочетаний, предложений, рифмовок, стихов, скороговорок, рассказов, содержащих слова сложной слоговой структуры.
Содержание коррекционно-развивающей работы
Т. А. Ткаченко «Коррекция нарушений слоговой структуры слова»
стр.23 - 39
4. Нарушение связной речи
Развитие связной речи:
- составление простых предложений по моделям,
- распространение предложений путем введения однородных членов,
- усвоение конструкций сложносочиненных и сложноподчиненных предложений,
- составление рассказов:
- по картинке;
- по серии сюжетных картин;
- рассказов описаний;
- пересказов.
Содержание коррекционно-развивающей работы
Д/игра «Составь предложение по схеме»
Д/игра «Ответь полным предложением»
Д/игра «Закончи предложение»
Д/игра «Составь рассказ по картине»
Д/игра «Составь рассказ по серии сюжетных картин»
Д/игра «Составь рассказ по схеме»
Д/игра «Перескажи - ка»
Список литературы
1.       Истомина, З.М Развитие памяти [Текст] / Учебно–методическое пособие. З.М. Истомина. – М.: Союз издат, 2016. – 345 с.
2.       Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб.заведений [Текст] / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2012. –680 с.