Дурасова Т.В., Алексеева Е.А. Подбор дидактических игр для коррекционной работы с детьми шести лет с ОНР
Нарушение речи – это отклонения речевого развития от установленной языковой нормы определённой языковой среды, к которой относится говорящий. Абсолютное большинство нарушений речи происходят из-за органических повреждений речевых отделов головного мозга, которые в свою очередь могут развиться по разным причинам [2]. Характер нарушения речи зависит от степени нарушения, от локализации пораженной функции, от времени нарушения, от выраженности вторичных дефектов, возникающих под воздействием первичного дефекта. Р.Е. Левина в своих исследованиях доказала взаимосвязь речи с другими психическими функциями. При анализе нарушений речи ученый выделяет связь речи с другими процессами психического развития. Вся психика ребенка и различные ее процессы, протекающие в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. Эти связи проявляются не только в нормальном, но и в патологическом развитии [1]. Речь является одной из важнейших психических функций человека. Общение с помощью речи формирует человеческие способы социального контакта между людьми, с помощью которых развиваются высшие формы познавательной деятельности, в том числе и словесно-логическая память. При овладении речью ребенок приобретает способность понятийно мыслить, обобщенно отражать окружающую действительность, осознанно планировать и регулировать свои действия. Поэтому очевидно, что отклонения в речевом развитии оказывают большое влияние на формирование всех психических функций. Предлагаем подбор игр, для использования в своей работе. 1.Нарушение фонематического восприятия 1. Развитие слухового восприятия: - дифференциация звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности; - воспроизведение ритмического рисунка на слух Содержание коррекционно-развивающей работы Д/игра «Песенка звуков» Д/игра «Тихо - громко» Д/игра «Повтори ритмический рисунок» 2. Развитие фонематического восприятия: - узнавание заданного звука среди других фонем и вычленение его из слова в разных позициях; - дифференциация звуков, близких по артикуляционным или акустическим свойствам Содержание коррекционно-развивающей работы Д/игра «Хлопай, не зевай» Д/игра «Поймай звук» Д/игра «Назови первый звук» Д/игра «Дружные звуки» Д/игра «Назови правильное слово» Д/игра «Назови пару» Д/игра «Похожи слова или нет?» Д/игра «Подбери слово» Д/игра «Найди лишнюю картинку» 2. Проблемы в подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения 1. Развитие произвольного внимания, слуховой памяти. Содержание коррекционно-развивающей работы Д/игра «Запомни, повтори» 2. Закрепление понятия «звук», «слог». Содержание коррекционно-развивающей работы Д/игра «Поймай звук» Д/игра «Выдели звук» 3. Совершенствование навыков различения звуков: - речевых и неречевых; гласных — согласных, - твердых — мягких, - звонких — глухих, - звуков, отличающихся способом и местом образования. Содержание коррекционно-развивающей работы Д/игра «Повтори за мной» Д/игра «Гласный - согласный» Д/игра «Твердый - мягкий» Д/игра «Звонкий - глухой» Д/игра «Слушай и показывай» 4. Формирование умения выделять согласные и гласные звуки в слове. Содержание коррекционно-развивающей работы Д/игра «Хлопай, не зевай» 5. Формирование умения производить анализ и синтез слогов, слов. Содержание коррекционно-развивающей работы Д/игра «Выбери фишку» Д/игра «Зашифруй слово» Д/игра «Собери слово» 6. Знакомить с буквами, соответствующими правильно произносимым звукам. Содержание коррекционно-развивающей работы Д/игра «Звуки - буквы» 7. Анализировать оптико-пространственные и графические признаки буквы. Содержание коррекционно-развивающей работы Д/игра «Звуки - буквы» 8. Составлять из букв разрезной азбуки слоги, слова. Содержание коррекционно-развивающей работы Д/игра «На что похожа буква?» Д/игра «Волшебники» Д/игра «Найди букву» 9. Развитие графо - моторных навыков. Содержание коррекционно-развивающей работы Д/игра «Дружные буквы» Д/игра «Составь слово» 10. Формирование навыков написания слогов, слов. Содержание коррекционно-развивающей работы Д/игра «Заштрихуй букву» Д/игра «Отремонтируй букву» 11. Формирование навыков преобразования слогов, слов с помощью замены букв, удаления или добавления буквы. Содержание коррекционно-развивающей работы Д/игра «Зрительный диктант» 12. Определять количество слов в предложении, их последовательность. Содержание коррекционно-развивающей работы Д/игра «Замени букву» Д/игра «Добавь букву» Д/игра «Доскажи слово» 13. Выкладывать из букв разрезной азбуки и читать небольшие предложения. Содержание коррекционно-развивающей работы Д/игра «Составь схему предложения» 14. Формирование навыка беглого, сознательного, послогового чтения коротких текстов. Содержание коррекционно-развивающей работы Д/игра «Составь предложения» Д/игра «Зрительный диктант» Чтение коротких текстов 3. Нарушение слоговой структуры слова 1.Развитие динамической и ритмической организации движений. Содержание коррекционно-развивающей работы Д/игра «Повтори ритмический рисунок» 2.Развитие умения воспринимать и воспроизводить ритмы. Содержание коррекционно-развивающей работы Д/игра «Прошагай слово», «Повторяй за мной» 3.Формирование операций слогового анализа и синтеза. Содержание коррекционно-развивающей работы Д/игра «Составь слово», «Подбери слово к схеме» 4.Формирование правильного воспроизведения слов, различных по слоговой структуре посредством: - упражнений на объяснение значений малознакомых слов; - упражнений на отраженноескандированное повторение словизучаемого типа. Содержание коррекционно-развивающей работы Д/игра «Длинные – короткие слова», «Полоски - символы», «Умные схемы», «Поставь правильно ударение», «Подбери символ», «Повтори цепочку», «Добавь звук», «Поменяй звуки», «Назови картинку», «Сложные слова» 5.Заучивание и проговаривание слов, словосочетаний, предложений, рифмовок, стихов, скороговорок, рассказов, содержащих слова сложной слоговой структуры. Содержание коррекционно-развивающей работы Т. А. Ткаченко «Коррекция нарушений слоговой структуры слова» стр.23 - 39 4. Нарушение связной речи Развитие связной речи: - составление простых предложений по моделям, - распространение предложений путем введения однородных членов, - усвоение конструкций сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, - составление рассказов: - по картинке; - по серии сюжетных картин; - рассказов описаний; - пересказов. Содержание коррекционно-развивающей работы Д/игра «Составь предложение по схеме» Д/игра «Ответь полным предложением» Д/игра «Закончи предложение» Д/игра «Составь рассказ по картине» Д/игра «Составь рассказ по серии сюжетных картин» Д/игра «Составь рассказ по схеме» Д/игра «Перескажи - ка» Список литературы 1. Истомина, З.М Развитие памяти [Текст] / Учебно–методическое пособие. З.М. Истомина. – М.: Союз издат, 2016. – 345 с. 2. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб.заведений [Текст] / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2012. –680 с.