2023 2022
2 (220) 2023

Томинова Л.П. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «КОЖЛЯНСКАЯ ИГРУШКА - РЕБЯТАМ ВСЕМ ПОДРУЖКА. ОСОБЕННОСТИ ЛЕПКИ ГЛИНЯНОЙ ИГРУШКИ»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-4.pdf

Кожлянская игрушка
Ребятам всем подружка.
Путь, что б сделать её – длинный.
Она лепится из глины,
В печь, затем её кладут,
И огнем часами жгут,
Что б была прочна, игрива,
И певуче и красива.
Она с виду хороша,
У неё есть и душа Курская, раздольная,
Словно ветер вольная.

Родина кожлянской игрушки – деревня Кожля Курской области. Первые упоминания о Кожле относятся к 18 веку. Согласно историческим источникам, коренным населением, занимающим эти территории, были переселенцы с Украины. Согласно легенде, в этих местах водились козы, поэтому так назвали деревню, но жители Кожли с такой версией не очень согласны. По крайней мере, в XVII-XIX веке козы там точно не водились. В этих местах были богатые залежи хорошей глины. Поэтому, стал активно развиваться гончарный промысел. А где гончарство, горшки, посуда разная, там и игрушка конечно! До 30-х годов в Кожле насчитывалось 360 дворов, лепкой игрушки занимались в 150 дворах. В последней четверти 20 века промысел начал мигрировать в пределах Курчатовского района, потому что работающие, но постаревшие мастера, переехали жить к своим детям в другие населенные пункты.



Так появились молодые умельцы, никогда не жившие в Кожле. Если в прошлом игрушку делали только в селе Кожля Льговского уезда Курской губернии, то сегодня ее лепят в Курчатове, селах Дроняево и Иванино Курчатовского района, Курске.

Душа глиняной игрушки.

С древних времен глиняную игрушку изготовляли, чтобы задобрить духов – охранителей человека, спасти и приумножить жилище, скот и посевы. Согласно народным верованиям, в ней непосредственно и ярко выражается душа, психология автора. Казалось бы, процесс создания глиняной игрушки очень прост: смешать глину с водой, размять ее, придать необходимую форму, просушить получившееся изделие на воздухе, а потом обжечь на огне. Но у каждого мастера есть свои тонкости. Кроме того, легким это дело кажется лишь на первый взгляд: образ, появившийся в голове, сложно воплотить потом из глины, да так, чтобы это не казалось нелепицей.

В далёком прошлом глиняная игрушка, по существу, маленькая скульптура, была образом-символом, часто носила ритуальную функцию. Глиняные фигурки, так же, как и деревянные, участвовали в магических обрядах, были воплощением духов, богов, людей и животных, принесённых в жертву грозным силам природы.

Чуть ли не каждая российская губерния имела свой гончарный промысел. Посуда в обиходе была в основном глиняная – махотки, квасники, корчаги, черепушки, пасочницы, копилки, опарницы. Целые сёла занимались гончарством. В Пензе – Абашево, в Рязани – Скопии да Сапожок, в Туле – Филимоново и Большие Гончары, в Вятке – Дымково, в Курске – Кожля и Дроняево.

Игрушки-свистульки – это не просто забавные фигурки. Если выполнять их по всем законам мастерства, они несут в себе информацию о наших предках, их представлении об окружающем мире, о красоте… «Петушки», «собачки», «кони» – символы веры в солнце и силу родной земли.

История промысла

Игрушками занимались исключительно женщины, а мужчины добывали глину и лепили серьёзные гончарные изделия.

Кожлянские свистульки пользовались популярностью на ярмарках, их продавали в Орловскую, Харьковскую губернии. Купцы переправляли их даже в Персию и Турцию.

Кожлянская глиняная игрушка изготавливается из местной глины серовато-синеватого оттенка, которая после обжига становится совершенно белого цвета.





О мастерах, которые делали и делают эти игрушки: Валентина Венедиктовна Кавкина. Самая знаменитая из мастериц — Валентина Венедиктовна Кавкина. Она всегда жила в селе Кожля. Валентина Венедиктовна донесла опыт до наших дней. Она стала народным мастером России. Её игрушки — свистульки украшают многие музеи России. Эта мастерица является лауреатом Государственной премии.

Дериглазова Ольга Ивановна

Ковкина Ульяна Ивановна

Кожлянская игрушка воспроизводит в глине больше 20 ключевых образов. Одни относятся к язычеству. Например, медведь, олень, конь, всадник, барыня, птичка, баран, козел, корова. Другие возникли в 18–19 веках из-за ослабления воздействия на человека древних верований, освоения географической среды, смены уклада жизни. К ним относятся заяц, лиса, белка, курский соловей, рыбка, петух, утка, гусь, тройка, кошка, собака.

В последней четверти 20 века мастерицы Ольга Дериглазова и Валентина Ковкина ввели в промысел собственные формы, ставшие традиционными.

Ольга Дериглазова — «Семью», «Сани», «Самовар», «Стол», «Диван», «Кошку-копилку», «Крокодила», «Обезьяну», «Комарика», «Муравейчика», «Пару танцующую», «Лизуна» (улитку). Валентина Ковкина — «Ангела», «Гусей-лебедей», «Машеньку и медведя», «Масленицу» (петуха на тройке), «Пана» (всадника на козле, зайце или лисице), «Скомороха» (всадника на баране), «Царевну-лягушку», «Барыню на олене», «Пару» и другие мотивы.



Сегодня традиция создания кожлянской глиняной игрушки сохраняется и изучается в двух видах: дериглазовском, более архаичном (от Ольги Дериглазовой и Ульяны Ковкиной) и ковкинском, лаконичном (от Валентины Ковкиной) стилях лепки и росписи игрушки.

Техника изготовления.

Кожлянская игрушка – не просто забава, а такая же визитная карточка Курского края, как голосистые соловьи и пахучая антоновка.

Чем же отличается игрушка из Кожли от изготовленных в других областях России? Кожлянская игрушка – это, свистулька. Её начинали делать с музыкальной части. Глину для лепки брали только дроняевскую, её ещё называют синей. В сыром виде она отливает синевой, а после обжига становится белой. Например, Дымковскую игрушку мастера подбеливают, подкрашивают, а кожлянскую – нет. Ещё одна отличительная черта игрушки из Кожли – на ней нет «налепов», то есть всевозможных отдельно сделанных деталей, потом прилепленных на игрушку. Всё в ней слито воедино, но показано самое характерное. Лепили барынь, всадников на конях, баранов, птичек и прочих традиционных для русских игрушек сюжеты. Вылепили – теперь нужно раскрасить. Здесь тоже неукоснительно следовали традиции. В росписи используются четыре основных цвета: жёлтый, красный или розовый, синий или фиолетовый и зелёный.

«Готовность» изделий определяли по цвету. Для росписи тонкими куриными перьями использовали разные краски: изначально – природные, потом – флуоресцентные, анилиновые и гуашевые. Но во все времена добавляли молоко для сочности цвета и яйцо для прочности красителя. Иногда краску сахарили – чтобы придать блеск.

Поверхность игрушки после обжига украшают орнаментом. Чаще всего элементами орнамента являются крестики, точки, полоски, черточки, сеточки, кружочки. Детали одежды, головные уборы фигурок, гребни птиц закрашивают сплошным цветом, чаще малиновым, зеленым, фиолетовым.

Тематика кожлянской игрушки развивалась и развивается сегодня в русле отражения деревенского быта, живописного мира, сказочных и мифологических образов. Здесь можно увидеть барышню с кошечкой, женский хоровод, медведя, оленя, кошку с котятами, петуха, крокодила с балалайкой, лису с мальчиком «на руках».

Особый сюжет кожлянской игрушки — фантастические животные, такие, как и 200 лет назад.



Один из наиболее интересных сюжетов — всадник на трехглавом коне — своеобразный вариант русской тройки.

Размеры изделия тоже бывают разные от 5 сантиметров до 30. Маленькие – самые простые. С них чаще всего начинают свою учебу дети, а большие игрушки считаются верхом мастерства.

Игрушка, как любое произведение искусства, имеет свои особенности. Каноны лепки очень жесткие и строго соблюдаются мастерами. Иначе, по их словам, этот народный промысел давно бы уже исчез.

Вся сложность – в свисте. Игрушка полая. После того как корпус готов, нужно его еще правильно проколоть, чтобы он издавал определенный звук. У игрушки может не быть ножек и головы, но обязательно должна быть свистулька.

Игрушка уникальна. Причем исторически этим видом гончарного искусства занимались только женщины и девочки. Изготовление горшков было тяжелой работой и требовало большой физической силы, а игрушку считали баловством, развлечением. Но это же и очень тонкая работа. Женские руки с ней лучше справляются, чем мужские. Хотя сейчас лепят все, как парни, так и девушки.

Элементы росписи

Роспись по кожлянской глиняной игрушке наносится яркими красками с помощью

гусиного перышка, разные штрихи и линии складываются в сеточку, веточки, волнистые линии. Вылепили – теперь нужно раскрасить. Здесь тоже неукоснительно следовали традиции. В росписи используются четыре основных цвета: жёлтый, красный или розовый, синий или фиолетовый и зелёный.

орнамент

"сеточка" – это вспаханное поле, символизирует

достаток, благополучие,

символ женского

начала в природе;

орнамент

«горошины» – это семена, которые мы сеем в землю,

символ плодородия;

орнамент «косые

линии»

олицетворяют дождь, ведь чтобы получить урожай,

нужна вода;

орнамент «растительные знаки» символизирует взаимосвязь всего в мире, символ долгой жизни,

семейного достатка и процветания

орнамент «волнистые линии» рассказывает о воде, но не с неба, а на земле. Это реки, озера и т.д. Обычно обозначались эти линии не по одной, а по три.

орнамент «прямые линии» – подразумевает и человеческую дорогу, а другими словами, жизнь. И то же самое – трилинии.

орнамент «звезды» – это человеческие мечты, знак разума и просветительских

мыслей



Игрушки зооморфного (звериного) типа делают следующим образом:

- скатывание шара;

- расплющивание его в «блинчик»;

- заворачивание его в заготовку для туловища игрушки – «вареник»;

- замазывание шва;

- подготовительное формование «жупки» - свистковой части;

- примазывание из комочков головы, ножек, бородок, ужек, рогов, глаз-бляшек и др. дополнительных деталей;

- прокалывание глаз, рта шпичкой;

- прокалывание основного и бокового отверстий свиста в чуть подвяленной (слегка подсохшей) игрушке.

Игрушки антропоморфного типа (барыня) лепят так:



- скатывание «морковки»;

- раскатывание её с одной стороны в «юбку» (специальной палкой);

- отделение в «морковке» шеи и талии барыни;

- выглаживание талии и плоскости будущего лица;

- «примазывание» рук из комочков;

- изготовление «свистка» - условной кошки, собачки или уточки и укрепление его под рукой барыни, прокол свиста;

- крепление «червячка» - носа к лицу, а «таблетки» - шляпки и пучка – к голове;

- прокалывание глаз и рта шпичкой.

Литература1. Окаева В. П. Душа России. Народные промыслы и ремесла Курского края.— Курск, 2007.

2. Петрова В. Б. Курская–Кожлянская игрушка. Традиции и современность. Традиционная народная культура: современное состояние, проблемы, перспективы: Материалы II межрегиональной научно–практической конференции. Под ред. Т. Ю. Нестеренко — Курск, 2009.

3. Скобликова Т. Е. Связуя нить времен: Историческая литература. — Курская городская типография, 2001.

4. Шабанов Н. К., Спесивцев Ю. С. Всадник на трёхглавом коне. Декоративное искусство и народные промыслы Курского края: Сборник статей. Под ред. Н. К. Шабанова — ИЗДАТЕЛЬСТВО КГУ, 2006.