Выпуск № 40 (115) 2021

Подгорная Н.С. Бережливые технологии, применяемые в ДОУ

В июне 2019 г. в Белгородской области начал реализовываться региональный проект «Внедрение бережливых технологий в деятельность дошкольных образовательных организаций Белгородской области (Бережливый детский сад)».
Подход «бережливое производство» сегодня внедряется во все сферы работы: промышленность, банковское дело, здравоохранение и т.д. Образование в этом ключе имеет много специфических особенностей, поскольку школы и детские сады сами по себе являются сложными организмами. Однако и здесь пригодятся универсальные, зарекомендовавшие себя подходы.
«Бережливые технологии в ДОО» – технологии, направленные на повышение эффективности и улучшения качества услуг в дошкольных образовательных организациях, сокращение различных видов потерь во всех сферах деятельности ДОО, развитие критического мышления сотрудников.
Суть проекта «Внедрение бережливых технологий в деятельность дошкольных образовательных организаций Белгородской области (Бережливый детский сад) » заключается во внедрении принципов «Бережливого производства» в практику работы детского сада с целью повышения эффективности и улучшения качества услуг в дошкольных образовательных организациях.
Основной целью внедрения бережливых технологий является повышение безопасности детей, современную организацию рабочих мест, повышение информированности родителей воспитанников, «формирования бережливого сознания дошкольников, бережливого отношения к вещам, книгам, предметам».
Существуют следующие инструменты бережливого производства:
1. Доска задач (канбан) позволяет визуально и очень наглядно отслеживать с начала и до конца процесс работы над любым проектом. Это обычная таблица с несколькими столбцами-колонками. Содержание разделов меняется в зависимости от текущих проектов (или от ваших задач). Применимо для работников ДОУ (взрослые).
2. Система 5S.
Эта система организации и рационализации рабочего места, разработанная в Японии, обязательна к внедрению и в детском саду.
"Сортировка", подразумевающая четкое разделение вещей на нужные и ненужные и избавление от последних;
"Соблюдение порядка" – организация хранения необходимых вещей, которая позволяет быстро и просто их найти и использовать;
"Содержание в чистоте" – содержание рабочего места в чистоте и опрятности;
"Стандартизация" – поддержание порядка, необходимое условие для выполнения первых трех правил и
"Совершенствование" – воспитание привычки точного выполнения установленных правил, процедур и технологических операций.
В детских садах согласно принципу 5S должны быть организованы рабочие пространства: заведующего, старшего воспитателя, воспитателей, помощников воспитателей, узких специалистов.
Остановимся подробнее на принципах 5С для группы ДОУ при организации сюжетно-ролевых игр.
1. Сортировка. Подразумевает четкое разделение атрибутов на нужные и ненужные и избавление от последних. Таким образом, в контейнере для определенной сюжетно-ролевой игры сложены атрибуты необходимые именно для ее развертывания.
2. Соблюдение порядка. Делаем так, чтобы каждая вещь оказалась «на своем месте». Ориентируемся на принципы безопасности, качества вещей и их эффективность. Организация хранения сюжетно-ролевых игр строго по одинаковым, промаркированным в едином стиле контейнерам. Это позволяет быстро и просто их найти и использовать.
3. Систематическая уборка. Развиваем привычку убирать после себя. Содержание атрибутов к сюжетно-ролевым играм в чистоте и опрятности. Организация хранения контейнеров с сюжетно-ролевыми играми в своём обозначенном месте в пространстве игровой комнаты.
4. Стандартизация – поддержание порядка. Письменно закрепите правила содержания сюжетно-ролевых игр, технологии работы и другие процедуры. В каждом контейнере находится карта – визуализация атрибутов к данной игре, чтобы дети меньше времени тратили на наведение порядка и четко знали, куда и что положить. Особые требования к стандартам: краткость и содержательность описание действий должно быть представлено в простой лаконичной форме, понятной для каждого ребенка.
5. Совершенствование – воспитание привычки точного выполнения установленных правил и процедур.
Использование технологии 5S – отличная возможность продемонстрировать воспитанникам пользу алгоритмов и правил на собственном примере.
В младших группах детского сада, в связи с особенностями психологических и возрастных особенностей детей, возможно внедрение первых 3 пунктов системы "5S" - это сортировка, соблюдение порядка и содержание в чистоте.
3. Картирование процесса – схема (алгоритм), изображающая каждый этап движения материальных и информационных потоков с целью выявления возможностей совершенствования текущего процесса и его приближения к идеальному состоянию.
При организации работы в группе детей, создание бережливых технологий тесно связано с необходимостью сделать окружающую среду безопасной, понятной, доступной. Основным методом работы является картирование процесса – схема (алгоритм).
Задача картирования – визуализация каждого процесса: посмотрел, вспомнил, повторил в действии. Для работы с детьми применяются различные алгоритмы, правила, подсказки, условные обозначения, маркёры. На красочной картинке, находящейся в зоне видимости ребенка, изображен порядок действия в той или иной ситуации.
Алгоритмы и правила нужны ребенку на раннем возрасте, на момент знакомства с жизнедеятельностью, организационными моментами образовательного учреждения. Так он сможет быстрее адаптироваться, почувствовать себя в группе уверенно. В более старшем возрасте, когда действия ребенка доведены до автоматизма, и внешние подсказки не имеют столь важного практического значения, ребенок, на примере имеющихся правил, учится планировать и организовывать свою дальнейшую жизнь. Сам составляет для себя алгоритмы: распорядок дня, порядок в портфеле, схема пути в школу и др. Данные технологии ориентируют ребенка, сокращают время на выполнение необходимого действия, стандартизируют рядовые операции, уменьшают время педагога, затраченное на организацию режимных моментов, информируют родителей о правилах учреждения.
Насыщение РППС группы инструментами бережливых технологий (картирование):
- в раздевалке размещены алгоритмы: одевания на улицу, складывания вещей шкафу, завязывания шнурков, переодевания на физкультуру. Обратите внимание на то, что инструкция последовательности одевания по сезонам располагается на самом видном месте, чтобы ребенок мог «подсмотреть» как правильно и быстро одеться. Чтобы избежать нравоучений дома вы тоже можете расположить такие инструкции в шкафу или рядом.
- в детских шкафчиках вверху на дверцах прикреплены пластиковые конверты (планшеты) для передачи информации родителям;
- в групповой комнате размещены алгоритмы: дежурства, ухода за комнатными растениями, подготовки к изо деятельности, экспериментальной
деятельности и т.д.;
- в спальне (при наличии таковой) или в определенном месте группового помещения (при отсутствии спальни) для детей находятся алгоритмы: заправки кровати после дневного сна, складывания вещей на стульчик перед сном;
- в туалетной комнате размещены алгоритмы: умывания (располагается в туалетной комнате над раковинами), пользования туалетом (отдельно для мальчиков и девочек, в каждой туалетной кабине, если таковые есть). Такие единые требования приводят ребенка к пониманию необходимости выполнять эти процедуры быстро и постоянно.
Напольная разметка для соблюдения дистанции перед раковинами для умывания дает возможность детям поочередно умываться и свободно проходить с мокрыми руками к стойкам с полотенцами (или корзинам с чистыми и грязными салфетками).
4. Визуализация
В большинстве детских садов детских садах внедрены элементы визуализации, направленной на повышение безопасности детей, родителей и сотрудников. Появилась разметка открывания дверей в коридорах, система пространственной навигации (указатели), система стандартизации ежедневных операций в режиме дня воспитанников детского сада (разработаны алгоритмы ежедневных действий детей).
- шкафы, полки и контейнеры с игровым и развивающим оборудованием расположены и обозначены в групповом пространстве с применение визуализации: маркеры, изображения, включая фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, разметку, цветные ярлыки и т. п.
Использование кукольного персонажа (например: Фиксик SOS), как визуализации, позволяет воспитателю ненавязчиво указать детям на беспорядок в том, или ином месте группового помещения.
Визуализация подразделяется на цветовую маркировку – это предметы или группы предметов, объединенные общими признаками, маркируются цветными ярлыками. В книжном уголке книги расположены в контейнерах с определенной цветовой маркировкой (например, в контейнере с желтой маркировкой находятся книги по теме недели, с синей маркировкой обучение к школе, с красной – сказки). На каждой книге есть значок определенного цвета, который помогает найти детям соответствующий контейнер.
Метод теней - нанесение на место размещения предмета разметки, повторяющей его контур. Мы столкнулись с такой проблемой, после организованной деятельности все материалы необходимо сложить в определённое место, но всегда это получалось хаотично. Мы нашли такое решение - по контуру обвели тетрадь, коробку карандашей, дно подстаканников, контуры помогают детям аккуратно сложить материал.
Такая же проблема была, как сложить посуду после еды. Мы нас стол приклеили трафареты (для салфетки, суповой тарелки, тарелка для второго, поднос для бокалов и т. д.). Но т. к. все столы используются для образовательной деятельности, мы перенесли данные трафареты на клеенку, которую используем по мере необходимости.
Но маркеры и различные визуализации, удобны не только для детей и их обучения, но и для самих педагогов. Так в группе мы разместили подсказки и для воспитателей, ведь их принцип очень прост, посмотрел, вспомнил, повторил в действии. Это напоминания, о необходимости выключении света, электрооборудования, перекрытия воды и закрытия окон.
Значок «Капелька воды» нужен для того, чтобы дети экономили воду: включали тонкой струйкой и закрывали кран до конца. Такие же подобные значки есть в буфетной, как напоминание для помощника воспитателя.
Сигнальный значок «Лампочка» напоминает о том, что уходя, надо гасить свет. Т. к. дети сами достать не могу до выключателя, то напоминают воспитателю.
Обращайте внимание на следующее:
Безопасность была и будет приоритетным звеном в комплексе педагогической и организационной деятельности дошкольного учреждения. Там, где ребенок может обезопасить себя сам, снова используем метод воздействия на сенсорику. Для обозначения возможной опасности необходим определенный эталон. Существует определенный государственный стандарт, который должны знать и взрослые и дети: цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная; назначение и правила применения.
Непосредственная опасность – красный цвет.
Возможная опасность – желтый цвет.
Безопасность, безопасные условия – зеленый цвет.
Указание – синий цвет.
Неподвижный объект.
Подвижный объект.
Направление движения.
Например, красный цвет, он яркий, привлекает внимание, им обозначен запрещающий сигнал светофора, окрашены ядовитые цветы растения. Таким образом, у ребенка подсознательно формируется понятие об осторожном поведении в обозначенном месте. На острые углы, зоны открывания дверей, и другие места, где ребенок должен быть бдительным, можно нанести маркёры красного цвета.
Основной целью внедрения бережливого производства является формирование бережливого сознания дошкольников, бережливого отношения к вещам, книгам, предметам. Соблюдая принципы 5С, у детей прививаются навыки правильного одевания, экономии времени, бережного отношения к игрушкам, соблюдения чистоты и многие другие.
Принципы бережливого производства, внедренные в дошкольных и школьных учреждениях, своей главной задачей ставят воспитание в детях бережливого мировоззрения.
Библиографический список:
1. Формирование бережливой среды в образовательной организации: учебно-методическое пособие/ А.В. Шарина, Л.В. Сибирякова, А.Н. Новоселова – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2019.
2. Учебно-методический центр бережливых технологий в образовании ("Фабрика процессов") НИРО.
3. Вебинар "Содержательные аспекты реализации мероприятий Дорожной карты по внедрению бережливых технологий".
4. Материалы Белгородского института развития образования.