2023 2022
1 (219) 2023

Галиаскарова Г.Г. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-1.pdf

Эмоциональный интеллект одно из наиболее популярных понятий последнего десятилетия. Но, несмотря на это, многие современные родители в погоне за ранним развитием академических навыков детей упускают такой важный аспект, как развитие эмоциональной сферы.

Эмоции – это переживание человеком своего личного отношения к тем или иным явлениям окружающей действительности. К выразительным формам эмоций относятся: жесты (движение рук), мимика (движение мышц лица), пантомимика (движения всего тела), эмоциональные компоненты речи (сила, интонация и тембр голоса), вегетативные изменения (покраснение, бледность, потоотделение, озноб, учащенное сердцебиение).

Способность распознавать и выражать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания, как других людей, так и собственных; в том числе управлять эмоциями в целях решения практических задач и является эмоциональным интеллектом. Не поддаться общей истерике, вовремя сосредоточиться, мотивировать себя на достижение, распознать опасность, суметь утешить плачущего товарища — это лишь некоторые примеры владения эмоциональным интеллектом.

Эмоциональная сфера является важнейшей системой, регулирующей поведение и жизнь ребенка в условиях нормального развития, а также играет ведущую роль в общем гармоничном психическом развитии. Эмоциональное развитие любого человека неразрывно связано с «живым» общением, а его в современном мире ощущается дефицит, последнее, как мы можем наблюдать, вытеснено всевозможными гаджетами. Многие психологи и педагоги склонны считать, что во многом из-за отсутствия «живого» общения, дети практически разучились чувствовать эмоциональное состояние и настроение другого человека, реагировать на них. Родители и педагоги нередко сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, как частая смена настроения, повышенная раздражительность, враждебность, агрессия, плаксивость, утомляемость. Это происходит во многом от того, что ребенок не умеет распознать свои эмоции и чувства. Когда же ребенок знает себя – свои реакции на различные события, предпочтения, когда понимает свое настроение и отношение к происходящему, ему становится гораздо легче регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний.

Почти тридцать лет назад первопроходцы в изучении эмоционального интеллекта — Дж. Мэйера и П. Сэловея — доказали, что чувственная сфера прямо влияет на внимание, память, способность к обучению, на умение общаться и даже на физическое и умственное здоровье. Психологи из Орегонского университета добавляют, что дети с развитым эмоциональным интеллектом лучше концентрируют внимание, легче налаживают отношения в обществе и более эмпатичны, чем их неподкованные товарищи.

Дошкольный возраст особенно благоприятен для развития данной сферы. В этот период ребенок восприимчив и открыт, он способен научиться различать истинные и внешне проявляемые эмоции, переживать их, понимать эмоциональное состояние других людей по их мимике и пантомимике, проявлять сочувствие (эмпатию) к окружающим. Формирование эмпатии у дошкольника, кстати, – это залог дальнейшего успешного обучения в школе, его легкой социализации, беспроблемного общения.

Необходимо помнить, что ребенок может научиться сопереживать, сочувствовать литературному герою и реальному человеку, разыгрывать, передавать различные эмоциональные состояния только в процессе взаимодействия и обучения с другими людьми: родителями, воспитателями, сверстниками. Выражать, распознавать, контролировать свои эмоции, так же важно, как уметь ходить, говорить, обслуживать себя. Поэтому просто необходимо создать благоприятную эмоциональную среду ребенку для формирования вышеперечисленных процессов, а именно:

- создать вокруг ребенка теплую атмосферу, где будет царствовать любовь, взаимопонимание и доверие;

- разбирать с ребенком разные жизненные ситуации;

- знакомить малыша с принципами существования в обществе;

- объяснять, как правильно поступать с людьми в разных ситуациях;

- пояснять, какие последствия может нести то или иное поведение людей;

- развивать у малыша позитивные социальные черты характера: оптимизм, доверие, прощение, солидарность (проговаривать детям очевидные вещи: о необходимости уважать старших, не обижать товарищей, любить животных и природу);

- учить малыша делать полезные поступки, помогать другим, при этом не забывать хвалить ребенка;

- сопереживать ребенку, проговаривать с ним ощущения, которые он испытывает, тем самым Вы расширите словарный запас ребенка, он научится облекать эмоции в слова;

- обсуждать с ребенком тематические изображения и фотографии, изображать эмоции перед зеркалом, играть в эмоциональные игры, такие как «Угадай настроение», «Найди такую же эмоцию как у меня», «Сделай как я», «Зеркало» - цель таких игр научить следить за действиями взрослого и воспроизводить их самостоятельно;

- быть для ребенка примером для подражания, строго придерживаясь тех принципов и правил, которым обучаете малыша.

Секрет воспитания эмоционального интеллекта заключатся в том, чтобы не подавлять эмоции ребенка, не делить их на хорошие и плохие, а принимать и направлять эмоции в нужное русло.

Работу по эмоциональному совершенствованию дошкольников нужно проводить в двух направлениях:

1. научить распознавать и сравнивать эмоции: весело, скучно, грустно, спокойно, страшно, интересно и пр.

2. научить правильно выражать эмоции и определять эмоции, переживаемые окружающими

Конечно, и сам «педагог по эмоциям» (родитель или воспитатель детского сада) должен быть открыт и эмоционален, помнить и понимать, что выступает в роли «наглядного пособия».

Многие взрослые очень любят посещать театр, потому что там со сцены фонтанирует буйство живых эмоций. Лицедейство помогает раскрепоститься, понять себя, свои чувства, ощущения, переживания. Не стоит пренебрегать данным видом искусства и при обогащении эмоционального интеллекта маленького человека. Эффект от внедрения театрализованной деятельности в процесс развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста многократно доказан практикующими педагогами и психологами.

Театрализованная деятельность – это возможность для ребенка поиграть в сказку, погрузиться в сказку. А как писал В.А. Сухомлинский: «Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу».

Что же входит в понятие театрализованная деятельность у дошколят? Это конечно в первую очередь театрализованные игры. Игра наиболее доступный ребенку и интересный способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Доверительные беседы с детьми не всегда возможны в силу разных причин, а вот игра снимает эмоциональные зажимы, позволяет раскрыть и заново прожить яркие чувства или заранее подготовиться к тем непростым эмоциям, с которыми ребёнок ещё не сталкивался. Театрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы:

1. Режиссерские игры. В режиссерской игре ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой. К режиссерским играм относятся:

- театр на стенде (фланелеграф, магнитный или теневой);

- театр на столе (фигурки и атрибуты сделаны из бумаги, природных материалов, имеют небольшие размеры, т.к. действие осуществляется на столе);

- театр «наручный» (разыгрывание сюжетов происходит с помощью кукол, которые надеваются отдельно на каждый палец или в виде перчатки на всю ладонь.

- верховой театр (кукла закреплена на высокой трости или куклы –бибабо, при этом персонаж действует из-за высокой ширмы);

- театр на полу (для таких постановок используются марионетки. Поскольку управлять ими очень сложно, дети остаются в представлениях зрителями. Но это совершенно не лишает постановки эффекта настоящего чуда для малышей и как следствие вызывает бурю эмоций)

- театр живых кукол (используются масочные, платочные и куклы-великаны).

2. Игры-драматизации. Виграх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности (интонации, мимики, пантомимики). При целенаправленном руководстве воспитателя эти игры имеют большое значение. Они обогащают детей впечатлениями, воспитывают интерес и любовь к родному слову. Обсуждение событий, поступков, характеров действующих лиц в сочетании с поисками событий, приемов передачи образов вызывает чувство сопереживания, побуждает детей пристально всматриваться в окружающий мир, учить различать добро и зло в человеческих отношениях, объяснять ощущения, учить распознавать и выражать эмоции разного спектра.

Такой богатый инструментарий с лихвой может удовлетворить любой запрос в процессе формирования эмоционального интеллекта маленького человека.

Вывод напрашивается сам собой, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмоциональной сферы, формирования способностей распознавать свое эмоциональное состояние по ощущениям, а состояние других людей по мимике, жестам, интонации. Это еще и средство развития умения ставить себя на место другого человека в различных ситуациях, умения находить адекватные способы содействия, умения считывать свои ощущения, умения называть их, умения управлять этими эмоциями.

Список литературы:

1. Акулова О.А. Театрализованные игры [Текст] / О.А. Акулова //Дошкольное воспитание. – 2005. − № 4. − С. 24–31.

2. Афанасьева Т.В. Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе театрализованной деятельности [Текст] / Т.В. Афанасьева //Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. − 2016. − № 2. − С.84−88.

3. Гром Н.А. Особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 10. – С. 86–90.

4. Задорожняя, О. П. Формирование эмоциональной сферы дошкольников через театрализованную деятельность / О. П. Задорожняя. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 23.2

5. Толмачинская Р.В. К вопросу о развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности/ Р.В. Толмачинская // Молодой ученый. – 2017. – №15. – С. 642 –645.

6. Эльконин Д. Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. Заведений / Ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — М.: Изд. центр «Академия», 2004. — 384 с.