2023 2022
1 (219) 2023

Фомушкина Н.М. РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-7.pdf

Эмпатия – это способность понимать чувства другого человека. Эмпатия не врождённая способность, а следствие воспитания. Её основы должны закладываться в раннем возрасте.

Система зеркальных нейронов заложена в человеке природой. Основная её задача — это адаптация через повторение (подражание). Ребёнок отражает поведение мамы, тем самым обучается жить в этой среде. Самое активное развитие этих нейронов в возрасте до 1 года. Природа так заложена, что ребёнку нужно выживать. Через подражание происходит адаптация к жизни. Адаптируясь у нас больше шансов «выжить». Взрослые через речь передают свои чувства так как система зеркальных нейронов находится в той части коры головного мозга, которая отвечает за речь. Вторая адаптации — это когда ребёнок начинает разговаривать. Ребёнок знакомится с чувствами через речь. В этот период важно научить ребёнка учитывать интересы других, их потребности, представленные в переживаниях.

Для развития эмпатии очень важно учитывать, что в этом возрасте ребёнок особенно восприимчив к воздействию взрослого. Но для этого очень важно, чтобы мы взрослые были сами эмоционально отзывчивыми на переживания ребёнка, и вовремя пришли ему на помощь.

Дошкольник – это человек с богатым и разнообразным эмоциональным миром, он способен глубоко чувствовать и переживать и все его переживания связаны с отношениями с самыми близкими людьми – с родителями прежде всего.

В этом возрасте у ребёнка активно формируются нравственно- эстетические или личностные категории: добро и зло, хороший и плохой, правда и ложь, красивый и не красивый и т.д. У него появляются основы чувства сопереживания и сочувствия. Их настроение во многом зависит от обстоятельств. Их радость не знает границ, страх глубок, печаль безутешна, удивление безмерно, а смех заразителен.

Как правило, в них преобладают жизнерадостность и спонтанность в выражении чувств. Ярко проявляются, как симпатии, так и антипатии. Вместе с тем, по сравнению с более ранним возрастом. Дети становятся заметно спокойнее, более уступчивыми и терпеливыми. Духовное и интеллектуальное начало ребёнка развивается благодаря эмпатии. Она способствует тому, что ребёнок положительно приспосабливается к обществу. Эмпатию важно развивать, потому что каждый день мы общаемся со многими людьми, которые влияют на нашу жизнь. Чем легче ребёнок дошкольного возраста будет чувствовать настроение и эмоции окружающих, тем проще ему будет жить.

Родители задаются вопросом, как развить эмпатию у ребёнка? Эмпатия у детей развивается через игру и чтение сказок. Сказка способствует развитию эмпатии, а это необходимо для решения ребёнком его собственных проблем, социализации в обществе в последующие периоды жизни.

Спросите у ребёнка, что чувствовал волк, когда сидел у проруби и ловил хвостом рыбку, что думала при этом лиса?

Какие качества характера отличают доктора Айболита и его сестру?

Делитесь с ребёнком своими эмоциями, рассказывайте, как вы счастливы в предвкушении предстоящего отпуска или почему взгрустнулось в ненастный день. Все ситуации, особенно конфликтные, разбирайте с ребёнком на уровне эмоций: «Ты поругался с Катей, расскажи, что ты при этом чувствуешь? Обиду, ненависть, негодование?». «Как ты думаешь, что чувствовал Дима?». Во время прогулки по походке и выражению лица угадывайте настроение проходящих людей. Подключайте фантазию, и вы увидите, насколько это занятие увлекательно.

По мнению психологов, развитие эмоционального интеллекта невозможно без эмпатии. С помощью эмоционального интеллекта мы понимаем и можем объяснить собственные эмоции и переживания, а также понимать чувства окружающих. Высокоразвитый эмоциональный интеллект позволяет нам лучше понимать себя и других, быть надёжными друзьями, хорошими слушателями и наставниками.

Эмпатия очень нужное качество. Эмпатию надо воспитывать, потому что данное качество оказывает влияние на развитие ребенка. Сопереживание – главный жизненный навык, на котором основывается развитие интеллекта, социальная адаптация и духовные качества.

Учёные изучили уровень эмпатии у детей и пришли к выводу, что успешные школьники с лидерскими качествами обладают высоким уровнем эмпатии.

Библиографический список:

1. Робертс Р.Д., Меттоюс Дж, Зайднер М. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике// Психология. Т 1, №4.стр 3-26 2010

2. Юсупов И. М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты): Дис. …д-ра. Психол. Наук. С. – Петерб. Гос. Ун-т. СПб, 2010. 252 с.

3. Пономарева, М.А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие: монография / М.А. Пономарева. – Минск: Бестпринт, 2009. – 76 с.