2023 2022
1 (219) 2023

Авдеева Е.Н. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ НА ТЕМУ «МАЛЫМИ ШАГАМИ ПО РОДНОМУ КРАЮ. БАЛТИЙСКОЕ МОРЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-6.pdf

Цель: Формирование любви, активной жизненной положительной позиции по отношению к родному краю, Балтийскому морю, развитие экологического сознания через формирования представлений об окружающей действительности.

Задачи

Образовательные

· Формировать у детей интерес к родному краю.

· Расширять представления детей о Балтийском море, его состоянии, учить подбирать слова, которые его характеризуют.

· Познакомить детей с обитателями морских глубин (рыбами, животными).

· Уточнить представление о значении моря в жизни человека, его активном использовании (хозяйственном, оздоровительном, эстетическом).

· Дать представления о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды. Сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе. Познакомить с формами защиты окружающей среде.

Развивающие

· Развивать связную речь, любознательность, внимание, логическое мышление, навыки выстраивать логическое рассуждение.

· Развивать умение анализировать и делать выводы на основе результатов исследовательской деятельности и наблюдений.

· Обогащать словарный запас детей новыми терминами, способствовать развитию познавательного интереса.

Воспитательные

· Воспитывать патриотические чувства, любовь к родине, к родному краю, Балтийскому морю, бережное отношение к нему и желание сохранить его красоту.

Предварительная работа:

1. Рассматривание географической карты Калининградской области.

2. Рассматривание иллюстраций с изображением Балтийского моря, его обитателей (морская чайка, тювяк (серый тюлень), балтийская нерпа, морская свинья, салака, балтийская килька, треска, корюшка, лосось.

3. Прослушивание аудио записей с шумом моря в разном состоянии (сильный ветер, шторм, идёт дождь, штиль и т.д.).

4. Просмотр видео роликов: «Балтийское море».

5. Разучивание считалок на морскую тематику («Моряк», «Морской флот», «Пароход», «Соленое море»).

6. Рассматривание и обсуждение Красной Книги России.

7. Беседы об экологическом состоянии Балтийского моря; «Защита Балтийского моря».

8. Создание презентации «Малыми шагами по родному краю. Балтийское море».

Оборудование: Магнитная доска, магниты, фон моря для доски, картинки с изображением морских судов (военные грузовые, рыболовные), рыб (салака, корюшка, сельдь, камбала, треска, балтийская килька, животных (балтийская нерпа, морская свинья), чайка, кораблики – оригами для игры, обручи, синяя ткань (невод), макет моря – аквариум, лодочки-игрушки, фантики, пробки от бутылок, стакан с подсолнечным маслом, стакан с окрашенной в чёрный цвет водой, влажные салфетки.

Занятие сопровождается показом презентации.

Ход занятия

Организационный момент:

Мы идём, идём по кругу,

Улыбаемся друг другу.

Повстречаться мы спешим,

Поздороваться хотим.

Воспитатель: Ребята, как называется страна, в которой мы живём? (Россия) Посмотрите на карту (показать территорию России)

Воспитатель:

Если долго-долго-долго,

В самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго,

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда,

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы.

И, поймём тогда, какая,

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

Звучит песня о Калининграде

Демонстрируется видео

Воспитатель: О чём поётся в песне? (о г. Калининграде)

Воспитатель: Как называется наша область? (Калининградская обл.)

Воспитатель: Правильно, наш край называется - Калининградская область. Это и есть наша малая Родина. Взгляните на карту, и вы увидите, что с одной стороны наша земля имеет выход в море.

Воспитатель: Ну-ка, дети, поясните, и быстрее объясните.

- Что такое море? (Море – это часть воды, оно огромное, большое, глубокое!)

Воспитатель: Как называется наше море? (Балтийское море)

Воспитатель: Балтийское море у нас замечательное. И у него есть собственное настроение. Каким бывает наше море, мы узнаем, когда поиграем в игру.

Дидактическая игра «Какое бывает море?»

Воспитатель: Будет передавать рыбку по кругу, и называть по одному слову. Я начинаю. Море бывает: спокойное, синее, глубокое, солёное, тёплое, холодное, бушующее, прекрасное, величественное, могучее, громадное, широкое, бездонное, бескрайнее, безмолвное, тихое, успокаивающее, чистое.

Воспитатель: Подумайте, а хорошо, что у нас есть море? (ответы детей)

Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в путешествие по Балтийскому морю и найти ответ на этот вопрос. В конце нашего путешествия вы мне скажите, хорошо, ли что у нас есть море?

Воспитатель: Прошу вас пройти и занять места на стульчиках.

Воспитатель: Кто скажет, что это? (показать кусок янтаря)

Воспитатель: Вспомните, как ещё называется наш край? (Янтарный)

- Почему край называют янтарным? (ответы)

Воспитатель: Наш край называют янтарным за этот необычный камень - минерал, который выносит на свои берега Балтийское море. Янтарь — это чудо природы. Янтарь – это камень, который очень - очень давно получился из смолы сосен. Люди красиво называют его «солнечный камень». Почему?

Воспитатель: Месторождение янтаря
на берегу Балтийского моря, в пределах Калининградской области. Это пос. Янтарный.

Воспитатель: Какие сувениры делают из янтаря?

Воспитатель: Давайте выясним, как жизнь человека связана с морем?

Воспитатель: Всё о чём мы говорим, будем обозначать на макете моря.

(Перед детьми макет моря)

Воспитатель: Как человек использует Балтийское море? И чем полезно море? (ответы детей)

Воспитатель: Балтийское море очень активно используется человеком.

Воспитатель: Много транспортных кораблей и паромов пересекают море.

Воспитатель: Ребята, а вы видели военные корабли?

Воспитатель: На берегах и в водах Балтийского моря расположены пограничные войска и флотилии России.

Воспитатель: Как называется наш флот? (Балтийский флот)

Воспитатель: Балтийский флот имеет дивизию военных кораблей, бригаду подводных лодок, военно-воздушные, береговые и пограничные войска.

Воспитатель: Зачем нам нужен морской флот?
Что делают военные корабли в море?

Воспитатель: Часто в море выходят военные корабли для проведения учений и охраны наших берегов.

На макет дети ставят военный корабль и подводную лодку.

Игра «Кораблики»

Правила игры: Детям раздать синие и жёлтые кораблики. На полу разложены синий и жёлтый обручи. Дети под музыку бегают по залу. Когда музыка закончилась – дети должны встать в свой обруч такого же цвета как кораблик.

Воспитатель: Пограничные корабли патрулируют воды Балтийского моря. По сигналу корабли идут на военную морскую базу.

Воспитатель: Посмотрите на картинку и скажите, что вы видите? (грузовые суда – контейнеровозы)

Воспитатель: Что доставляют морем? (Продукты питания: крупы, зерно, мука, рыба). Перевозка практически любого вида грузов: уголь, камни, нефть, масла, химическое сырье природный газ, автомобили и т.д. По сути, морем можно доставить все, кроме скоропортящейся продукции.

Ставим на макет (грузовые суда) – контейнеровозы.

Воспитатель: Посмотрите на слайд. Что вы видите? (промысловые суда - рыболовные).

Воспитатель: Промысловые суда выходят в море. Зачем? (на лов рыбы) Воспитатель: Можно сказать, что море нас кормит?

Воспитатель: Посмотрите, какая рыба плавает в Балтийском море?

Воспитатель: Наше море необычное – самое малосолёное в мире. Здесь водится балтийская сельдь, салака, килька, треска, камбала, лосось, корюшка. В заливе хорошо чувствует себя и речная рыба – судак, окунь, щука, лещ.

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру и проверить, как вы запомнили рыб, которые водятся в нашем Балтийском море.

Подвижная игра «Рыбки».

Правила игры: Дети пробегают под синей тканью (неводом), кого накроет, тот пойман. Ведущий спрашивает: «Рыбка, рыбка, как тебя зовут? Рыбка отвечает: «Меня зовут килька, камбала …». Игра начинается со слов: «Сети в море я бросаю, много рыбы я поймаю».

На макет дети ставят карточки с изображением рыб.

Воспитатель: Посмотрите, какие животные (млекопитающие) живут в Балтийском море. Давайте назовём их?

Воспитатель: В балтийском море живут: серый и обыкновенный тюлень, балтийская нерпа, морская свинья.

Воспитатель: Балтийская нерпа и морская свинья занесены в Красную книгу и охраняются.

Воспитатель: Поясните, что такое Красная книга? (ответы детей)

Красная книга содержит сведения о редких, исчезающих животных, которые нуждаются в охране. Они исчезают, их становится мало.

(На макет дети ставят картинки с изображением животных)

Воспитатель: Кто, знает, что это? (морские водоросли)

Воспитатель: А где они нам могут пригодиться? Перед вами таблица. Используя эту таблицу. расскажите, где человек использует водоросли?

Воспитатель: Морские водоросли мы употребляем в пищу и их используют в приготовлении суфле, мармелада, мороженого, зубной пасты, кремов, мыла, лекарств.

Воспитатель: Дети, скажите, чем полезно море? (ответы детей)

Воспитатель: Берег моря привлекает всех людей, которые живут в области, гостей и туристов. Море даёт нам прохладу, закаляемся, купаясь в морской воде. С морской водой принимают лечебные ванны. Морская вода очень полезная, она богата ценными для человека микроэлементами (полезными веществами), солями и особенно йодом. Поэтому морской отдых всегда даёт прилив сил, бодрости и, конечно, поднимает иммунитет. А чтобы люди могли и отдохнуть, и полечиться, на побережье строят санатории – дома отдыха.

Воспитатель: Посмотрите, сколько мы узнали о море.

Воспитатель: Используя наш макет, ответьте на вопрос «Хорошо ли, что у нас есть море?» (ответы детей)

1.Защита на море.

2. Перевозка грузов по морю.

3. Море нас кормит (ловля рыбы, морепродукты).

4. Пассажирские перевозки

5. Отдых на море.

Воспитатель: Ребята, давайте немного отдохнём и поиграем.

Игра «Кто живет в море?»

- А в воде живет индюк? (Нет)

- А в воде живет утюг? (Нет)

- А в воде живет медуза? (Да)

- Ну а корка от арбуза? (Нет)

- Ну а в море есть дельфины? (Да)

- А большие мандарины? (Нет)

- Рыбы в нашем море есть? (Да)

- Крокодилов в нем не счесть? (Нет)

- Дети плещутся в воде? (Да)

- Мусор плавает везде? (Нет)

Воспитатель: А вот здесь, я с вами не совсем согласна. В последнее время море очень печально, оно часто очень тяжело вздыхает, да сказать ничего не может.

Воспитатель: Расскажите, а может ли человек нанести вред морю? Как? (ответы детей)

Воспитатель: И если бы море умело говорить, то оно сказало бы, что очень сильно загрязнено (рассмотреть слайд).

Воспитатель: Люди не берегут море, бросают в него мусор, целлофановые пакеты, пластиковые бутылки, банки, этикетки, стёкла, рыболовные сети в воду попадают разные ядовитые вещества.

Воспитатель: Сейчас мы проведём маленькое исследование и попробуем узнать, что происходит с морем и окружающей средой.

Экспериментальная деятельность.

На столе стоит аквариум с чистой водой.

Воспитатель: Ребята, представьте, что это наше маленькое море.

Опускаем игрушечный пластмассовый корабль.

· Это танкер, который перевозит нефть или масло. Произошла авария. У него утечка - протекло масло в воду.

Наливаем масло в аквариум. (Разбираем с детьми ситуацию)

· Еще один корабль идёт по морю. Это лесовоз. На море шторм, кораблекрушение. Брёвна упали в воду.

Бросаем палочки в аквариум. (Разбираем с детьми ситуацию)

· Идёт пароход с туристами. Туристы бросают с палубы в воду бутылки, пакеты от чипсов и сухариков, фантики от конфет.

Бросаем в аквариум фантики и пробки от бутылок. (Разбираем с детьми ситуацию).

Воспитатель: Посмотрите, какой стала вода в нашем маленьком море. Смогут ли рыбы и морские растения жить в таком море? (Ответы детей) Погибнет рыба, что произойдёт с чайками? И почему? (Ответы детей). Какая экология получилась у нашего моря? (плохая). А экология – это наука о сохранении природы.

Дети садятся на стульчики.

Выводы: Произошла авария в море, разлилась нефть и покрыла плотной пленкой морскую поверхность, не пропуская солнечные лучи и кислород. Это все вредно сказывается на микроклимате моря. Обитатели морских глубин плохо себя чувствуют и даже гибнут, рыбы и прочие морские животные уплывают подальше от этих мест.

Воспитатель: А вы бы хотели плавать в таком море, отдыхать на берегах, где много мусора? (нет)

Воспитатель: Как вы считаете, море в опасности? (да)

Воспитатель: Как мы можем защитить наше море? (Самим не мусорить).

Воспитатель: Как могут помочь люди и учёные?

- Устраивают морские заповедники. Был открыт Национальный парк Куршская коса.

- Есть такие кораблики, мусорщики их называют «морские дворники». Они плавают и собирают мусор.

- А ещё, учёные придумали специальную систему для отчистки воды. На самом дне устанавливают трубы, через которые подается кислород под давлением. Поток пузырьков создает тягу, которая заставляет мусор подниматься на поверхность — а другая часть системы создает течение, направляя пластик в систему сбора, установленную на берегу (рассмотреть слайд).

- Люди проводят акции в защиту моря. Отчищают берег от мусора.

Воспитатель: И совсем не важно, что море наше чаще бывает холодным, чем тёплым, но без Балтийского моря мы не можем представить себе нашей Калининградской области.

Сюрпризный момент. Ребята, я приготовила вам сюрприз. Он в этой коробочке. И я думаю, что он вам очень понравится. Это сладость. Для этой сладости нам нужны морские водоросли. Из водорослей делают порошок. Называется он – агар. Это как пищевой желатин. Его используют для приготовления суфле, желатинок и мармелада. Догадались? Вот такие желатиновые морские рыбки сегодня для вас.

Библиографический список:

1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368 с.

2. Источники из интернета:

Кто живёт в Балтийском море. - URL:https://www.balticarium.com (дата обращения ноябрь 2022 г.)

3. 13 интересных фактов о Балтийском море. – URL:http://стофактов.рф (дата обращения ноябрь 2022 г.)

4. Детям о Балтийском море. – URL:http://www.lithuania.travel(дата обращения ноябрь 2022 г.)