Выпуск № 62 (137) 2021

Пчелинцева Н.Н. Детское экспериментирование в ДОУ

Одним из эффективных методов познавательного развития дошкольников является детское экспериментирование. Мир – это сложная многогранная система знаний о человеке, природе, предметах, живых существах. В период дошкольного детства происходит формирование первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое – основа формирования этой познавательной активности.
Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины
Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Не нужно стремлений к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и не понятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.
Обобщая это, можно сделать вывод, что экспериментирование — это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении.
Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.
Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является развитие стремления к самостоятельному познанию объектов живой и неживой природы.
Задачи опытно-экспериментальной деятельности.
·          Формировать интерес дошкольников к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность.
·          Развивать умения получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования.
·          Создавать условия для развития самостоятельности и умения устанавливать причинно-следственные связи в природе.
Когда использовать экспериментальную деятельность? Воспитатель работает в этом направлении непрерывно: организует проведение опытов на занятиях, на прогулке, во время тематических досугов, создает ситуации для привлечения детей к экспериментированию в самостоятельной деятельности. Детские эксперименты как маленькие научные открытия: дети осознают важность проделанной работы и видят свои результаты, которые имеют большую ценность для ребенка Этапы развития экспериментальной деятельности Наблюдение — это первый этап к становлению экспериментальной деятельности. Ребенок наблюдает за объектами живой и неживой природы, замечает происходящие изменения. В результате наблюдений у детей развиваются мыслительные процессы, активизируется внимание, появляются идеи к проведению эксперимента. Размышление — второй этап, подводящий к проведению опыта, эксперимента. При наблюдении ребенок начинает размышлять, что помогает ему сформулировать некоторую гипотезу, интересную для него самого, и высказать предположения для решения поставленной проблемы. Этот этап предполагает ответ на вопрос: «Что будет, если…?» и вызывает необходимость придумывать, фантазировать, воображать. Проверка гипотезы — проведение опытов и экспериментов. Ребенок пытается доказать правоту своей гипотезы (предположения). Иногда возникает необходимость измерения, что позволяет использовать математические знания ребенка. Вывод. На этом этапе ребенок пытается ответить на вопросы «Как? Зачем? Почему?», подтвердилась или нет его гипотеза. Последний этап дается детям труднее, чем предыдущие, но если экспериментировать с детьми регулярно, то большинство детей легко с ним справляются.
Методы и приёмы экспериментальной деятельности.
В дошкольном образовательном учреждении целесообразно использовать следующие приемы и методы экспериментальной деятельности: Проблемно-поисковый метод. Воспитатель создаёт проблемную ситуацию. Дети должны предположить пути решения данной проблемы (выдвинуть гипотезы), попытаться доказать свои гипотезы с помощью опытов и экспериментов, сделать выводы. Проблемно-поисковый метод является ведущим для современной системы обучения. Наблюдения за объектом. Воспитатель организует наблюдение за объектом в помещении или на территории детского сада. Наблюдения и исследования, проводимые во время прогулок, активно погружают ребят в мир природы, где много разных запахов, звуков, красок. Наблюдение является одной из активных практик опытно-исследовательской деятельности дошкольников. Опыты и эксперименты. Эта деятельность увлекательна и наряду с игровой деятельностью также является ведущей. Дети совместно с педагогом с удовольствием участвуют в проведении игр-экспериментов. Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы, чтобы к периоду старшего дошкольного возраста пробудить в них желание самостоятельно экспериментировать. Этот метод исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива. В процессе детского экспериментирования дети учатся – Видеть и выделять проблему – Принимать и ставить цель – Анализировать объект или явление – Выделять существенные признаки, связи – Выдвигать гипотезы, строить сложные предложения – Отбирать материал для самостоятельной деятельности – Делать вывод. Внедрение детского экспериментирования в практику дошкольного учреждения объединяет все образовательные области в единую систему и на сегодняшний день является одним из наиболее эффективных методов познания для раскрытия умственных способностей детей в соответствии с их возрастом.
Список литературы:
1. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Под ред. О. В. Дыбиной.-М.:ТЦ Сфера, 2013.
2. Ватлина, Е. А. Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду / Е. А. Ватлина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 2 (240). — С. 333-335.
3. Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. СПб.: ООО «Издательство Детство-пресс», 2015.