Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-5.pdf
Цель: Формировать у детей интерес к русским народным
сказкам через интеграцию образовательных областей: познание, физическое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и речевое. Интегрированные образовательные области: Познавательное, физическое, речевое, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие.
Форма проведения: Фронтальная (коллективная)
Задачи:
Воспитательные:
воспитывать интерес к такому литературному жанру, как сказка;
воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к людям старшего поколения, сверстникам и гостям;
формировать представления о добре и зле.
Развивающие:
развивать и закреплять знания о последовательности чисел;
развивать и закреплять умения соотносить число с количеством;
развивать мелкую моторику, координацию движений;
развивать психические процессы: память, внимание, мышление, воображение, речь;
развивать творчество, фантазию.
Образовательные:
совершенствовать умения детей узнавать сказки по описанным в загадках персонажам;
закрепить счет в пределах 10;
совершенствовать умение сравнивать числа между собой, обозначая результат сравнения словами больше, меньше и отвечать на вопрос: на сколько меньше/больше;
формировать у детей умение проявлять инициативу, самостоятельность выбора.
Планируемый результат:
Дети расширят и пополнят свои знания о сказках, усовершенствуют умения и навыки в познавательной области.
Предварительная работа:
чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, просмотр мультфильмов, лепка и рисование любимых персонажей. Беседы по содержанию прочитанных сказок.
Материалы и оборудование
– Мультимедийное оборудование.
– Атрибуты к заданиям, играм.
– Мягкая игрушка "Зайчик", краски, раскраски персонажей сказки "Теремок", "Репка".
Ход занятия:
Орг.момент:
Звучит мелодия передачи "В гостях у сказки"
В.- Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться -" Доброе утро!"
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
Давайте улыбнемся друг другу
И подарим веселое настроение.
-Ребята у нас сегодня занятие необычное, а сказочное.
Вопросы детям:
В.– Ребята, а вы любите сказки?
(Ответ детей).
В.– Что такое сказка?
Д. Сказка-это невероятные события о том, чего на свете не бывает.
В.– Сказка может нас чему- то научить?
Д.- Учит не бояться трудностей, совершать добрые поступки, помогать слабым.
В.– Какие бывают сказки?
Д.- Волшебные, добрые, мудрые, чудесные, веселые.
Воспитатель. Правильно ребята, сказки бывают разные: весёлые, грустные, смешные, страшные.
Со сказками связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости. И всегда в сказке добро побеждает зло.
Сказки вдохновляют писателей, композиторов, художников. По сказкам ставят спектакли, кинофильмы, создаются оперы и балеты. Сказки бывают народными и авторскими.
Сказка – это древнейший жанр устного народного творчества.
Сказка пришла к нам из глубокой древности.
В.– Ребята, а почему сказки называют народными?
Д.- Потому что их придумал народ.
Воспитатель. Верно ребята, народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение. Когда появилась сказка точно сказать нельзя, но всё это время она жила в народе и рассказывалась устно.
– Ребята, а вы хотели бы отправиться в гости к русской народной сказке?
(Ответ детей).
Сказка открывает двери только добрым, отзывчивым, храбрым ребятам.
А чтобы отправиться в гости к сказке, нам надо произнести волшебное заклинание.
Если дружно встать на ножки
Топнуть, прыгнуть – не упасть,
То в страну весёлых сказок
Можно сразу же попасть. (Дети произносят слова).
Воспитатель.Вот мы и очутились в гостях у сказки. Воспитатель обращает внимание детей на стоящий ларец.
В.- Ребята, здесь стоит какой- то ларец. Как вы думаете, что в нём?
Давайте откроем его и посмотрим, что в нём лежит.
(Воспитатель открывает ларец и достаёт письмо)
«Здравствуйте ребята! Я рада приветствовать вас у себя в гостях. Чтобы вы не заблудились, я положила вам волшебный клубочек, который будет указывать вам дорожку. В добрый путь!
«Ваша сказка»
Воспитатель кидает клубок, клубок катится и останавливается около лесной корзинки. (Воспитатель обращает внимание детей на корзинку)
В.- Ребята! В корзинке находятся сказочные вещи.
Они принадлежат героям русских народных сказок.
Давайте определим, кому принадлежат эти вещи.
· кувшин с узким горлышком (Лиса и журавль);
· зелёные яблочки (Гуси-лебеди);
· золотое яйцо (Курочка Ряба);
· стрела (Царевна-лягушка);
· пирожок (Маша и медведь);
· рыба (Лиса и волк);
(На экране появляются по очереди иллюстрации к сказкам).
Воспитатель.Молодцы ребята, всё верно определили.
(Воспитатель кидает клубочек, клубок катиться и останавливается у речки).
Воспитатель.Ребята, у нас на пути появилась река, чтобы переправиться на другой берег реки, Вам надо отгадать загадки с названием своих любимых героев сказок. (Дети загадывают загадки, называют своего любимого героя или сказку и переправляются через реку).
Посадил её дед в поле
Лето целое росла.
Всей семьёй её тянули,
Очень крупная была. (Репка)
У Алёнушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят
Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)
В небесах и на земле
Скачет баба на метле,
Страшная, злая,
Кто она такая? (Баба-Яга)
Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей,
Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна-лягушка)
На сметане был мешён,
В русской печке испечён.
Повстречал в лесу зверей,
И ушёл от них скорей. (Колобок)
Как-то мышка невеличка
На пол сбросила яичко
Плачет баба, плачет дед
Что за сказка, дай ответ. (Курочка Ряба)
Сидит в корзине девочка
У Мишки за спиной
Он сам того не ведая,
Несет ее домой.
(Маша и Медведь)
В.- Молодцы ребята, было очень интересно.
В.- А теперь давайте отдохнем небольшая физ. минутка "Сказки".
Физ. минутка:
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклонится, "поднять яичко")
Посмотрите-ка разбила (показать "яичко " на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться).
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руками в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать силу)
Славная семья козлят
Любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Любим, бегать и играться
Любим рожками бодаться (встают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают "рожки")
Ну, а лучше не бодаться, а друг с другом обниматься!
Ну что же ребята, отдохнули?
(ответ детей).
Воспитатель кидает клубочек, клубок останавливается на поляне.
Воспитатель. Ребята! Мы очутились на волшебной полянке, а на поляне зайчик сидит. Мы шуметь не будем, чтобы зайчишку не спугнуть.
Давайте назовём сказки, в которых живёт зайчик.
– «Заюшкина избушка».
– «Теремок».
– «Лиса, заяц и петух».
– «Заяц – хваста».
– «Рукавичка».
– «Мороз и заяц».
– «Колобок».
- «Еж и заяц».
Воспитатель. Много вы назвали сказок, где живёт зайчонок, молодцы ребята. Посмотрите, зайчик совсем нас не боится, к нам прискакал. Он хочет вам, что – то сказать. (Звучит голос зайца).
– Здравствуйте ребята! Вы мне так понравились, что я захотел с вами поиграть.
– Вы любите петь песенки?
(Ответы детей).
Отлично, спойте мне пожалуйста песенки сказочных героев.
Дети поют песенки: колобка, козы, лисички.
Я, Колобок, колобок!
По амбару метен,
По сусекам скребен,
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен,
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
От тебя, лиса,
Не хитро уйти.
Козлятушки, ребятушки,
Отомкнитеся, отопритеся!
Ваша мать пришла,
Молока принесла,
Я коза, во бору была,
Ела травку шелковую,
Пила воду студеную;
Бежит молочко по вымечку,
Из вымечка по копытечкам,
А с копытечек во сыру землю.
Лисичка- сестричка
Темной ноченькой
Шла голодная;
Она шла, да шла,
Скалочку нашла-
В люди снесла,
Добрым людям сбыла;
За скалочку - курочку,
За курочку - уточку,
За уточку - гусеночка.
Заяц: - Молодцы, ребята было интересно, мне очень понравились песенки. Ну, а мне пора домой, а то меня будет искать мама.
(Дети прощаются с зайцем).
Ребята, а теперь садитесь на свои места, давайте раскрасим наших сказочных героев.
(Дети садятся за столы, где приготовлены краски, кисточки, раскраски и приступают раскрашивать)
А теперь давайте расположим на мольберте героев сказки «Теремок» в правильной последовательности, в которой они поселились в теремке.
Стоит терем- теремок
Он не низок. Не высок,
Из трубы валит дымок.
Там живут герои дружно,
С них пример всем брать нам нужно:
Мышка-норушка,
Лягушка-квакушка,
Зайка-побегайка,
Лисичка-сестричка,
Волчок-серый бочок,
Мишка-топтыжка,
Сколько в тереме друзей?
Сосчитай-ка поскорей!
А теперь расположим героев сказки «Репка» в правильной последовательности.
Будем сказки вспоминать,
Будем в сказки мы играть.
Сказку «Репка» посмотрите
И героям помогите,
Репку надо им достать,
Кто за кем, где должен встать?
В - Молодцы, ребята. Вы правильно расположили героев, а теперь давайте сосчитаем:
- Сколько героев в сказке «Теремок»?
- Сколько героев в сказке «Репка»?
А теперь, ребята, давайте сравним, в какой сказке больше героев, а в какой меньше?
- На сколько?
Молодцы, ребята, вы справились с заданием.
(Воспитатель кидает клубок, клубок катится и останавливается возле ларца.)
В- Ребята, клубочек остановился возле ларца, давайте посмотрим, что еще в нем лежит.
(открывает ларец, там лежит письмо)
«Дорогие ребята! Я очень рада была встретиться с вами и в знак благодарности дарю вам эту книгу.
До свидания, до новых встреч»
(Дети прощаются)
В- Чтобы нам вернуться в детский сад, надо произнести волшебное заклинание
Если дружно встать на ножки
Топнуть, прыгнуть – не упасть,
То легко ребята смогут
Снова в детский сад попасть.
В- Вот мы и в детском саду.
Вопросы детям:
- Где мы сегодня с вами побывали?
- Кто нам встречался на пути?
- Что нам подарила сказка на прощание?
- Понравилось ли вам гостить у сказки?
- Что вам больше всего понравилось?
- Хотели бы вы вновь отправиться в гости к сказке?
На этом наше занятие закончилось. До свидания.
Библиографический список:
1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. М.: Мозаика- Синтез, 2009.- 272 с.
2. Белошистая А. Развиваем связную речь//Дошкольное воспитание,-2011,-№ 7,-с.20-23.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с нем. Под общей редакцией д.ф.н.М.С. Мацковского. СПб- М.: «Университетская книга» АСТ, 2007.-214 с.
4. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку.- М.,2010.- 98 с.
5. Калунина Е. Воспитание сказкой//Дошкольное воспитание. 2012.-№ 7.-С.34-37
6. Сборник русских народных сказок. М.: Малыш, 2018.- 85 с.
Цель: Формировать у детей интерес к русским народным
сказкам через интеграцию образовательных областей: познание, физическое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и речевое. Интегрированные образовательные области: Познавательное, физическое, речевое, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие.
Форма проведения: Фронтальная (коллективная)
Задачи:
Воспитательные:
воспитывать интерес к такому литературному жанру, как сказка;
воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к людям старшего поколения, сверстникам и гостям;
формировать представления о добре и зле.
Развивающие:
развивать и закреплять знания о последовательности чисел;
развивать и закреплять умения соотносить число с количеством;
развивать мелкую моторику, координацию движений;
развивать психические процессы: память, внимание, мышление, воображение, речь;
развивать творчество, фантазию.
Образовательные:
совершенствовать умения детей узнавать сказки по описанным в загадках персонажам;
закрепить счет в пределах 10;
совершенствовать умение сравнивать числа между собой, обозначая результат сравнения словами больше, меньше и отвечать на вопрос: на сколько меньше/больше;
формировать у детей умение проявлять инициативу, самостоятельность выбора.
Планируемый результат:
Дети расширят и пополнят свои знания о сказках, усовершенствуют умения и навыки в познавательной области.
Предварительная работа:
чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, просмотр мультфильмов, лепка и рисование любимых персонажей. Беседы по содержанию прочитанных сказок.
Материалы и оборудование
– Мультимедийное оборудование.
– Атрибуты к заданиям, играм.
– Мягкая игрушка "Зайчик", краски, раскраски персонажей сказки "Теремок", "Репка".
Ход занятия:
Орг.момент:
Звучит мелодия передачи "В гостях у сказки"
В.- Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться -" Доброе утро!"
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
Давайте улыбнемся друг другу
И подарим веселое настроение.
-Ребята у нас сегодня занятие необычное, а сказочное.
Вопросы детям:
В.– Ребята, а вы любите сказки?
(Ответ детей).
В.– Что такое сказка?
Д. Сказка-это невероятные события о том, чего на свете не бывает.
В.– Сказка может нас чему- то научить?
Д.- Учит не бояться трудностей, совершать добрые поступки, помогать слабым.
В.– Какие бывают сказки?
Д.- Волшебные, добрые, мудрые, чудесные, веселые.
Воспитатель. Правильно ребята, сказки бывают разные: весёлые, грустные, смешные, страшные.
Со сказками связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости. И всегда в сказке добро побеждает зло.
Сказки вдохновляют писателей, композиторов, художников. По сказкам ставят спектакли, кинофильмы, создаются оперы и балеты. Сказки бывают народными и авторскими.
Сказка – это древнейший жанр устного народного творчества.
Сказка пришла к нам из глубокой древности.
В.– Ребята, а почему сказки называют народными?
Д.- Потому что их придумал народ.
Воспитатель. Верно ребята, народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение. Когда появилась сказка точно сказать нельзя, но всё это время она жила в народе и рассказывалась устно.
– Ребята, а вы хотели бы отправиться в гости к русской народной сказке?
(Ответ детей).
Сказка открывает двери только добрым, отзывчивым, храбрым ребятам.
А чтобы отправиться в гости к сказке, нам надо произнести волшебное заклинание.
Если дружно встать на ножки
Топнуть, прыгнуть – не упасть,
То в страну весёлых сказок
Можно сразу же попасть. (Дети произносят слова).
Воспитатель.Вот мы и очутились в гостях у сказки. Воспитатель обращает внимание детей на стоящий ларец.
В.- Ребята, здесь стоит какой- то ларец. Как вы думаете, что в нём?
Давайте откроем его и посмотрим, что в нём лежит.
(Воспитатель открывает ларец и достаёт письмо)
«Здравствуйте ребята! Я рада приветствовать вас у себя в гостях. Чтобы вы не заблудились, я положила вам волшебный клубочек, который будет указывать вам дорожку. В добрый путь!
«Ваша сказка»
Воспитатель кидает клубок, клубок катится и останавливается около лесной корзинки. (Воспитатель обращает внимание детей на корзинку)
В.- Ребята! В корзинке находятся сказочные вещи.
Они принадлежат героям русских народных сказок.
Давайте определим, кому принадлежат эти вещи.
· кувшин с узким горлышком (Лиса и журавль);
· зелёные яблочки (Гуси-лебеди);
· золотое яйцо (Курочка Ряба);
· стрела (Царевна-лягушка);
· пирожок (Маша и медведь);
· рыба (Лиса и волк);
(На экране появляются по очереди иллюстрации к сказкам).
Воспитатель.Молодцы ребята, всё верно определили.
(Воспитатель кидает клубочек, клубок катиться и останавливается у речки).
Воспитатель.Ребята, у нас на пути появилась река, чтобы переправиться на другой берег реки, Вам надо отгадать загадки с названием своих любимых героев сказок. (Дети загадывают загадки, называют своего любимого героя или сказку и переправляются через реку).
Посадил её дед в поле
Лето целое росла.
Всей семьёй её тянули,
Очень крупная была. (Репка)
У Алёнушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят
Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)
В небесах и на земле
Скачет баба на метле,
Страшная, злая,
Кто она такая? (Баба-Яга)
Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей,
Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна-лягушка)
На сметане был мешён,
В русской печке испечён.
Повстречал в лесу зверей,
И ушёл от них скорей. (Колобок)
Как-то мышка невеличка
На пол сбросила яичко
Плачет баба, плачет дед
Что за сказка, дай ответ. (Курочка Ряба)
Сидит в корзине девочка
У Мишки за спиной
Он сам того не ведая,
Несет ее домой.
(Маша и Медведь)
В.- Молодцы ребята, было очень интересно.
В.- А теперь давайте отдохнем небольшая физ. минутка "Сказки".
Физ. минутка:
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклонится, "поднять яичко")
Посмотрите-ка разбила (показать "яичко " на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться).
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руками в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать силу)
Славная семья козлят
Любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Любим, бегать и играться
Любим рожками бодаться (встают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают "рожки")
Ну, а лучше не бодаться, а друг с другом обниматься!
Ну что же ребята, отдохнули?
(ответ детей).
Воспитатель кидает клубочек, клубок останавливается на поляне.
Воспитатель. Ребята! Мы очутились на волшебной полянке, а на поляне зайчик сидит. Мы шуметь не будем, чтобы зайчишку не спугнуть.
Давайте назовём сказки, в которых живёт зайчик.
– «Заюшкина избушка».
– «Теремок».
– «Лиса, заяц и петух».
– «Заяц – хваста».
– «Рукавичка».
– «Мороз и заяц».
– «Колобок».
- «Еж и заяц».
Воспитатель. Много вы назвали сказок, где живёт зайчонок, молодцы ребята. Посмотрите, зайчик совсем нас не боится, к нам прискакал. Он хочет вам, что – то сказать. (Звучит голос зайца).
– Здравствуйте ребята! Вы мне так понравились, что я захотел с вами поиграть.
– Вы любите петь песенки?
(Ответы детей).
Отлично, спойте мне пожалуйста песенки сказочных героев.
Дети поют песенки: колобка, козы, лисички.
Я, Колобок, колобок!
По амбару метен,
По сусекам скребен,
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен,
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
От тебя, лиса,
Не хитро уйти.
Козлятушки, ребятушки,
Отомкнитеся, отопритеся!
Ваша мать пришла,
Молока принесла,
Я коза, во бору была,
Ела травку шелковую,
Пила воду студеную;
Бежит молочко по вымечку,
Из вымечка по копытечкам,
А с копытечек во сыру землю.
Лисичка- сестричка
Темной ноченькой
Шла голодная;
Она шла, да шла,
Скалочку нашла-
В люди снесла,
Добрым людям сбыла;
За скалочку - курочку,
За курочку - уточку,
За уточку - гусеночка.
Заяц: - Молодцы, ребята было интересно, мне очень понравились песенки. Ну, а мне пора домой, а то меня будет искать мама.
(Дети прощаются с зайцем).
Ребята, а теперь садитесь на свои места, давайте раскрасим наших сказочных героев.
(Дети садятся за столы, где приготовлены краски, кисточки, раскраски и приступают раскрашивать)
А теперь давайте расположим на мольберте героев сказки «Теремок» в правильной последовательности, в которой они поселились в теремке.
Стоит терем- теремок
Он не низок. Не высок,
Из трубы валит дымок.
Там живут герои дружно,
С них пример всем брать нам нужно:
Мышка-норушка,
Лягушка-квакушка,
Зайка-побегайка,
Лисичка-сестричка,
Волчок-серый бочок,
Мишка-топтыжка,
Сколько в тереме друзей?
Сосчитай-ка поскорей!
А теперь расположим героев сказки «Репка» в правильной последовательности.
Будем сказки вспоминать,
Будем в сказки мы играть.
Сказку «Репка» посмотрите
И героям помогите,
Репку надо им достать,
Кто за кем, где должен встать?
В - Молодцы, ребята. Вы правильно расположили героев, а теперь давайте сосчитаем:
- Сколько героев в сказке «Теремок»?
- Сколько героев в сказке «Репка»?
А теперь, ребята, давайте сравним, в какой сказке больше героев, а в какой меньше?
- На сколько?
Молодцы, ребята, вы справились с заданием.
(Воспитатель кидает клубок, клубок катится и останавливается возле ларца.)
В- Ребята, клубочек остановился возле ларца, давайте посмотрим, что еще в нем лежит.
(открывает ларец, там лежит письмо)
«Дорогие ребята! Я очень рада была встретиться с вами и в знак благодарности дарю вам эту книгу.
До свидания, до новых встреч»
(Дети прощаются)
В- Чтобы нам вернуться в детский сад, надо произнести волшебное заклинание
Если дружно встать на ножки
Топнуть, прыгнуть – не упасть,
То легко ребята смогут
Снова в детский сад попасть.
В- Вот мы и в детском саду.
Вопросы детям:
- Где мы сегодня с вами побывали?
- Кто нам встречался на пути?
- Что нам подарила сказка на прощание?
- Понравилось ли вам гостить у сказки?
- Что вам больше всего понравилось?
- Хотели бы вы вновь отправиться в гости к сказке?
На этом наше занятие закончилось. До свидания.
Библиографический список:
1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. М.: Мозаика- Синтез, 2009.- 272 с.
2. Белошистая А. Развиваем связную речь//Дошкольное воспитание,-2011,-№ 7,-с.20-23.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с нем. Под общей редакцией д.ф.н.М.С. Мацковского. СПб- М.: «Университетская книга» АСТ, 2007.-214 с.
4. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку.- М.,2010.- 98 с.
5. Калунина Е. Воспитание сказкой//Дошкольное воспитание. 2012.-№ 7.-С.34-37
6. Сборник русских народных сказок. М.: Малыш, 2018.- 85 с.