2023 2022
2 (220) 2023

Боронгушева С.Л. ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ НА ТЕМУ «В ГОСТЯХ У РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-5.pdf

Цель: Формировать у детей интерес к русским народным
сказкам через интеграцию образовательных областей: познание, физическое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и речевое. Интегрированные образовательные области: Познавательное, физическое, речевое, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие.

Форма проведения: Фронтальная (коллективная)

Задачи:

Воспитательные:

воспитывать интерес к такому литературному жанру, как сказка;

воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к людям старшего поколения, сверстникам и гостям;

формировать представления о добре и зле.

Развивающие:

развивать и закреплять знания о последовательности чисел;

развивать и закреплять умения соотносить число с количеством;

развивать мелкую моторику, координацию движений;

развивать психические процессы: память, внимание, мышление, воображение, речь;

развивать творчество, фантазию.

Образовательные:

совершенствовать умения детей узнавать сказки по описанным в загадках персонажам;

закрепить счет в пределах 10;

совершенствовать умение сравнивать числа между собой, обозначая результат сравнения словами больше, меньше и отвечать на вопрос: на сколько меньше/больше;

формировать у детей умение проявлять инициативу, самостоятельность выбора.

Планируемый результат:

Дети расширят и пополнят свои знания о сказках, усовершенствуют умения и навыки в познавательной области.

Предварительная работа:

чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, просмотр мультфильмов, лепка и рисование любимых персонажей. Беседы по содержанию прочитанных сказок.

Материалы и оборудование

– Мультимедийное оборудование.

– Атрибуты к заданиям, играм.

– Мягкая игрушка "Зайчик", краски, раскраски персонажей сказки "Теремок", "Репка".

Ход занятия:

Орг.момент:

Звучит мелодия передачи "В гостях у сказки"

В.- Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться -" Доброе утро!"

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!

Давайте улыбнемся друг другу

И подарим веселое настроение.

-Ребята у нас сегодня занятие необычное, а сказочное.

Вопросы детям:

В.– Ребята, а вы любите сказки?

(Ответ детей).

В.– Что такое сказка?

Д. Сказка-это невероятные события о том, чего на свете не бывает.

В.– Сказка может нас чему- то научить?

Д.- Учит не бояться трудностей, совершать добрые поступки, помогать слабым.

В.– Какие бывают сказки?

Д.- Волшебные, добрые, мудрые, чудесные, веселые.

Воспитатель. Правильно ребята, сказки бывают разные: весёлые, грустные, смешные, страшные.

Со сказками связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости. И всегда в сказке добро побеждает зло.

Сказки вдохновляют писателей, композиторов, художников. По сказкам ставят спектакли, кинофильмы, создаются оперы и балеты. Сказки бывают народными и авторскими.

Сказка – это древнейший жанр устного народного творчества.

Сказка пришла к нам из глубокой древности.

В.– Ребята, а почему сказки называют народными?

Д.- Потому что их придумал народ.

Воспитатель. Верно ребята, народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение. Когда появилась сказка точно сказать нельзя, но всё это время она жила в народе и рассказывалась устно.

– Ребята, а вы хотели бы отправиться в гости к русской народной сказке?

(Ответ детей).

Сказка открывает двери только добрым, отзывчивым, храбрым ребятам.

А чтобы отправиться в гости к сказке, нам надо произнести волшебное заклинание.

Если дружно встать на ножки

Топнуть, прыгнуть – не упасть,

То в страну весёлых сказок

Можно сразу же попасть. (Дети произносят слова).

Воспитатель.Вот мы и очутились в гостях у сказки. Воспитатель обращает внимание детей на стоящий ларец.

В.- Ребята, здесь стоит какой- то ларец. Как вы думаете, что в нём?

Давайте откроем его и посмотрим, что в нём лежит.

(Воспитатель открывает ларец и достаёт письмо)

«Здравствуйте ребята! Я рада приветствовать вас у себя в гостях. Чтобы вы не заблудились, я положила вам волшебный клубочек, который будет указывать вам дорожку. В добрый путь!

«Ваша сказка»

Воспитатель кидает клубок, клубок катится и останавливается около лесной корзинки. (Воспитатель обращает внимание детей на корзинку)

В.- Ребята! В корзинке находятся сказочные вещи.

Они принадлежат героям русских народных сказок.

Давайте определим, кому принадлежат эти вещи.

· кувшин с узким горлышком (Лиса и журавль);

· зелёные яблочки (Гуси-лебеди);

· золотое яйцо (Курочка Ряба);

· стрела (Царевна-лягушка);

· пирожок (Маша и медведь);

· рыба (Лиса и волк);

(На экране появляются по очереди иллюстрации к сказкам).

Воспитатель.Молодцы ребята, всё верно определили.

(Воспитатель кидает клубочек, клубок катиться и останавливается у речки).

Воспитатель.Ребята, у нас на пути появилась река, чтобы переправиться на другой берег реки, Вам надо отгадать загадки с названием своих любимых героев сказок. (Дети загадывают загадки, называют своего любимого героя или сказку и переправляются через реку).

Посадил её дед в поле

Лето целое росла.

Всей семьёй её тянули,

Очень крупная была. (Репка)

У Алёнушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят

Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)

В небесах и на земле

Скачет баба на метле,

Страшная, злая,

Кто она такая? (Баба-Яга)

Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал её кто-то.

Кто, распростившись с зелёною кожей,

Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна-лягушка)

На сметане был мешён,

В русской печке испечён.

Повстречал в лесу зверей,

И ушёл от них скорей. (Колобок)

Как-то мышка невеличка

На пол сбросила яичко

Плачет баба, плачет дед

Что за сказка, дай ответ. (Курочка Ряба)

Сидит в корзине девочка

У Мишки за спиной

Он сам того не ведая,

Несет ее домой.

(Маша и Медведь)

В.- Молодцы ребята, было очень интересно.

В.- А теперь давайте отдохнем небольшая физ. минутка "Сказки".

Физ. минутка:

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклонится, "поднять яичко")

Посмотрите-ка разбила (показать "яичко " на вытянутых руках)

Вот ее мы посадили (наклониться).

И водой ее полили (имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка (развести руками в стороны)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать силу)

Славная семья козлят

Любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)

Любим, бегать и играться

Любим рожками бодаться (встают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают "рожки")

Ну, а лучше не бодаться, а друг с другом обниматься!

Ну что же ребята, отдохнули?

(ответ детей).

Воспитатель кидает клубочек, клубок останавливается на поляне.

Воспитатель. Ребята! Мы очутились на волшебной полянке, а на поляне зайчик сидит. Мы шуметь не будем, чтобы зайчишку не спугнуть.

Давайте назовём сказки, в которых живёт зайчик.

– «Заюшкина избушка».

– «Теремок».

– «Лиса, заяц и петух».

– «Заяц – хваста».

– «Рукавичка».

– «Мороз и заяц».

– «Колобок».

- «Еж и заяц».

Воспитатель. Много вы назвали сказок, где живёт зайчонок, молодцы ребята. Посмотрите, зайчик совсем нас не боится, к нам прискакал. Он хочет вам, что – то сказать. (Звучит голос зайца).

– Здравствуйте ребята! Вы мне так понравились, что я захотел с вами поиграть.

– Вы любите петь песенки?

(Ответы детей).

Отлично, спойте мне пожалуйста песенки сказочных героев.

Дети поют песенки: колобка, козы, лисички.

Я, Колобок, колобок!

По амбару метен,

По сусекам скребен,

На сметане мешен,

В печку сажен,

На окошке стужен,

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

От медведя ушел,

От тебя, лиса,

Не хитро уйти.

Козлятушки, ребятушки,

Отомкнитеся, отопритеся!

Ваша мать пришла,

Молока принесла,

Я коза, во бору была,

Ела травку шелковую,

Пила воду студеную;

Бежит молочко по вымечку,

Из вымечка по копытечкам,

А с копытечек во сыру землю.

Лисичка- сестричка

Темной ноченькой

Шла голодная;

Она шла, да шла,

Скалочку нашла-

В люди снесла,

Добрым людям сбыла;

За скалочку - курочку,

За курочку - уточку,

За уточку - гусеночка.

Заяц: - Молодцы, ребята было интересно, мне очень понравились песенки. Ну, а мне пора домой, а то меня будет искать мама.

(Дети прощаются с зайцем).

Ребята, а теперь садитесь на свои места, давайте раскрасим наших сказочных героев.

(Дети садятся за столы, где приготовлены краски, кисточки, раскраски и приступают раскрашивать)

А теперь давайте расположим на мольберте героев сказки «Теремок» в правильной последовательности, в которой они поселились в теремке.

Стоит терем- теремок

Он не низок. Не высок,

Из трубы валит дымок.

Там живут герои дружно,

С них пример всем брать нам нужно:

Мышка-норушка,

Лягушка-квакушка,

Зайка-побегайка,

Лисичка-сестричка,

Волчок-серый бочок,

Мишка-топтыжка,

Сколько в тереме друзей?

Сосчитай-ка поскорей!

А теперь расположим героев сказки «Репка» в правильной последовательности.

Будем сказки вспоминать,

Будем в сказки мы играть.

Сказку «Репка» посмотрите

И героям помогите,

Репку надо им достать,

Кто за кем, где должен встать?

В - Молодцы, ребята. Вы правильно расположили героев, а теперь давайте сосчитаем:

- Сколько героев в сказке «Теремок»?

- Сколько героев в сказке «Репка»?

А теперь, ребята, давайте сравним, в какой сказке больше героев, а в какой меньше?

- На сколько?

Молодцы, ребята, вы справились с заданием.

(Воспитатель кидает клубок, клубок катится и останавливается возле ларца.)

В- Ребята, клубочек остановился возле ларца, давайте посмотрим, что еще в нем лежит.

(открывает ларец, там лежит письмо)

«Дорогие ребята! Я очень рада была встретиться с вами и в знак благодарности дарю вам эту книгу.

До свидания, до новых встреч»

(Дети прощаются)

В- Чтобы нам вернуться в детский сад, надо произнести волшебное заклинание

Если дружно встать на ножки

Топнуть, прыгнуть – не упасть,

То легко ребята смогут

Снова в детский сад попасть.

В- Вот мы и в детском саду.

Вопросы детям:

- Где мы сегодня с вами побывали?

- Кто нам встречался на пути?

- Что нам подарила сказка на прощание?

- Понравилось ли вам гостить у сказки?

- Что вам больше всего понравилось?

- Хотели бы вы вновь отправиться в гости к сказке?

На этом наше занятие закончилось. До свидания.

Библиографический список:

1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. М.: Мозаика- Синтез, 2009.- 272 с.

2. Белошистая А. Развиваем связную речь//Дошкольное воспитание,-2011,-№ 7,-с.20-23.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с нем. Под общей редакцией д.ф.н.М.С. Мацковского. СПб- М.: «Университетская книга» АСТ, 2007.-214 с.

4. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку.- М.,2010.- 98 с.

5. Калунина Е. Воспитание сказкой//Дошкольное воспитание. 2012.-№ 7.-С.34-37

6. Сборник русских народных сказок. М.: Малыш, 2018.- 85 с.