Выпуск № 62 (137) 2021

Афанасьева А.С. Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Экспериментирование – особый вид деятельности детей, в ходе которого наиболее ярко проявляются их активность и инициативность; деятельность, которая позволяет ребенку моделировать картину мира на основе собственных наблюдений, реакций и установленных закономерностей, и является одним из условий перехода детей на более высокие уровни социальной и познавательной активности.
Эксперименты составляют основу знания; без них концепции становятся сухими абстракциями.
Детям присуще наглядно-эффективное и наглядно-образное мышление, поэтому дети любят экспериментировать; этот метод соответствует возрастным характеристикам и является основным, являясь в первые три года практически единственным способом познания мира.
Значение метода экспериментирования состоит в том, что он дает детям реалистичные представления о различных аспектах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и окружающей средой. В процессе эксперимента у ребенка обогащается память и активизируются его мыслительные процессы, так как возникает постоянная потребность в выполнении операций анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость сообщить об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Развитие у ребенка исследовательских способностей – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате эксперимента, исследования, намного сильнее и надежнее. Современные исследователи (А.И. Иванова, И.Е. Куликовская, О.В. Дыбина и др.) Рекомендуют использовать метод экспериментирования в работе с дошкольниками.
К сожалению, многие взрослые не задумываются о болезненных ощущениях, которые испытывает ребенок, когда лишается возможности загрузить свою память большим количеством новой информации. Природа сделала инстинкт учиться с раннего возраста очень сильным, почти непреодолимым. С возрастом потребность узнавать новое ослабевает. Большинство людей в зрелом возрасте живут и работают, опираясь на знания, накопленные на ранних этапах индивидуального развития, и не испытывают больших страданий, когда невозможно каждый день и ежечасно открывать что-то новое. Вот почему некоторые взрослые не понимают детей и считают их действия бесцельными. Однако, как и у Н. Н. Поддякова, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к тяжелым пожизненным психическим расстройствам, негативно сказывающимся на развитии ребенка и его способности учиться в будущем. Единственный выход здесь, по мнению педагогов и психологов, - повсеместное внедрение метода организованного и управляемого детского экспериментирования - дома и в детском саду.
С введением федерального образовательного стандарта дошкольного образования исследовательская деятельность дошкольников получила новый импульс в развитии. Федеральный образовательный стандарт требует от нас создания условий для развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации и личностного развития. А метод экспериментирования, как специально организованная деятельность, способствует формированию целостного образа мира дошкольника, способствует формированию познавательного интереса у детей, развивает наблюдательность и умственную активность. В детском саду экспериментирование – это метод обучения, который позволяет ребенку моделировать в уме образ мира, основанный на его собственных наблюдениях и опыте.
В настоящее время в дошкольном образовании преобладают именно методы, которые развивают у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения и абстракции. И этот метод – эксперимент.
Как известно, существенным аспектом подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющейся в познавательном интересе.
Систематическая и специально организованная работа над экспериментированием как средством познавательного развития дошкольников позволила качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и природных явлениях.
Литература:
1. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.
2. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА.Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) / Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
3. Рыжова Н.А.Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
4. Рыжова НА.. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.
5. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001.