2023 2022
1 (219) 2023

Формальнова Н.С. ПРОЕКТ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ «ОСЕННЯЯ ЯРМАРКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-6.pdf

Актуальность.

Осень – это чудесная пора: люди собирают, созревший урожай (картофель, морковь, свеклу, помидоры, огурцы, кабачки, лук, чеснок, яблоки, сливы), деревья наряжаются яркими красками, птицы собираются лететь в теплые края, становиться прохладнее. И это не повод провести красочное мероприятие, познакомить ребят с таким замечательным событием, как ярмарка.

Первые ярмарки появились в 10 веке, они проводились несколько дней, и в этот момент одни люди могли продать свой товар: ткани, скот, еду, а другие приобрести. Часто ярмарки заканчивались совместными гуляниями, песнями и танцами, развлекать народ приходили скоморохи с медведями и козами, игравшие на балалайках и дудочках. Затем скоморохов сменили бродячие балаганы, фотосалоны, развлекательные павильоны и кукольные театры, со всеми нами известным Петрушкой. Ярмарки становились центрами информационного и культурного обмена информацией, сюда приезжали жители не только соседних городов, но из – за границы.

В наше время ярмарки остаются так же популярны, но на них собираются не кузнецы и сапожники, а фермеры, производящие экологическо – чистые продукты или мастера своего дела, ювелиры, дизайнеры, создатели уникальных аксессуаров. Собирают и развлекают народ не скоморохи и кукольные театры, а торговые центры, павильоны с рекламой и аниматорами. Но так хочется рассказать ребятам про первые ярмарки, про русскую культуру и постараться развить в них чувство гордости за свой народ, способствовать развить у детей патриотические чувства.

Обоснование выбора темы.

Нашим проектом, мы хотели показать важность совместного времяпрепровождения семьи и детей в ходе проведения ярмарки. Тема была выбрана не случайно, потому что все мы знаем, что осень — это отличная пора для осеннего творчества, руки так и тянуться сделать поделку из овощей, букет из осенних листьев, рисунок осенней природы. И это послужило поводом организовать в группе «Теремок» осеннюю ярмарку, где каждый учащийся может продемонстрировать свой «товар», повеселиться и окунуться в атмосферу первых ярмарк, ярмарк прошлого времени.

Характеристика проекта:

Название: «Осенняя ярмарка».

Руководитель проекта: Формальнова Наталья Сергеевна.

Интеграция познавательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.

Аудитория: проект рассчитан для детей старшей группы, 5 – 6 лет.

Состав группы: воспитанники группы «Теремок», родители, воспитатели Формальнова Наталья Сергеевна, Шуршалова Юлия Сергеевна, помощник воспитателя Приян Виктория Парфиновна.

Продолжительность проекта: групповой; краткосрочный.

Направленность проекта: нравственно – патриотическое воспитание.

Срок реализации: 1 неделя с 19.09.2022 – 25.09.2022 г.

Проблема: Что мы знаем о ярмарке?

Цель проекта: Приобщение детей к русской народной культуре, традициям.

Задачи, связанные с развитием ребенка:

Образовательные задачи:

1. Познакомить детей с культурой русского народа, показать, рассказать о первых ярмарках.

2. Пополнить и активировать словарь детей на основании углубления знаний о ярмарке: ярмарка, скоморох, балаган, купец, кузнец, торговля, балалайка...

Развивающие задачи:

1. Побуждать детей к появлению инициативы и самостоятельности в выборе сюжета, игрового материала или игры и учить чувствовать и понимать эмоциональное состояния друг друга.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать бережное отношение к культурному наследию России.

Задачи, связанные с деятельностью воспитателя:

1. Изучить литературу по данному вопросу.

2. Оформить тематически группу: сделать ярмарочные столы, подобрать «товар» для ярмарки, подобрать костюмы, музыку, кукольный театр (Петрушку).

3. Подготовить чаепитие после праздника.

4. Подготовить газету – «Теремок».

5. Подготовить фотографии первых ярмарок, расположить их последовательно.

6. Подготовить конспект итогового праздника.

7. Осуществить фотосъемку итогового мероприятия.

8. Подготовить вместе с детьми и организовать и провести ярмарку в саду.

Задачи по работе с родителями:

1. Познакомить родителей с содержанием проекта.

2. Быть готовой оказать индивидуальные консультации и беседы.

3. Организовать конкурс - выставку «Осенний букет», конкурс «Осенняя поделка».

4. Сделать газету «Теремок».

Принципы:

1. Научности.

2. Целостности.

3. Систематичности и последовательности.

4. Индивидуально – личностного подхода к учащемуся.

Методы:

1. Познавательные занятия.

2. Беседы.

3. Заучивание закличек.

4. Продуктивные виды деятельности.

Формы:

1. Совместная деятельность воспитателя и воспитанников.

2. Самостоятельная деятельность учащихся.

3. Фронтальные беседы, занятия.

4. Праздник.

5. Рассматривание иллюстраций, фотографий, вырезок из журналов.

6. Беседы.

7. Прослушивание музыкальных произведений.

8. Разучивание подвижных, малоподвижных и речевых игр.

9. Издание газеты.

Ожидаемые результаты проекта:

1. ребенок знает информацию о ярмарке;

2. ребенок и взрослые совместно подготовят и проведут ярмарку в саду;

3. останутся положительные эмоции и впечатления от совместного времяпрепровождения.

Материалы:

1. Компьютер, мышка.

2. Подбор музыкальных произведений на компьютере.

3. Альбом фотографий, рисунков, картин, вырезок про ярмарку.

4. Костюмы: сарафаны 6 штук, рубашка мужская 6 штук, платки 6 шт.

5. Скатерти.

6. Самовар, чашки, блюдца.

7. Кукольный театр.

8. Корзины с фруктами.

9. Еда для ярмарки: пироги, баранки, конфеты.

10. «Товар» - букеты цветов, поделки из овощей, рисунки, аппликации, ценники, деньги.

11. Печь.

12. Муляжи грибов, картинки грибов, стол скатерть.

13. Коробка и муляжи фруктов, овощей (можно настоящие).

14. Печь и тесто.

Продукт проекта:

1. Ментальная карта: «Ярмарка».

2. Словарь «Ярмарка».

3. Таблица 3 вопроса «Ярмарка».

4. Выставка «Осенний букет».

5. Выставка «Осенняя поделка».

6. Праздник «Ярмарка».

7. Газета «Теремок».

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

1. Изучить литературу по данному вопросу.

2. Подготовить газету «Ярмарка в «Теремке»».

3. Подготовить костюмы для ярмарки.

4. Подготовить атрибуты для мероприятия: печь, корзины с овощами, кукольный театр,

столы, меха, скатерти.

5. Подобрать игры, хороводы, песни, стихотворения, танцы, музыку для ярмарки.

6. Оформить тематически группу.

7. Подготовить вместе с детьми и организовать и провести ярмарку.

8. Подготовить все для чаепития после праздника.

9. Найти и договориться с человеком для фотосъемки итогового мероприятия.

Основной этап:

1. Сделать ментальную карту «Ярмарка». Узнать информацию, которую дети знают

о русской народной культуре, ярмарке. С помощью трех вопросов определить и

систематизировать информацию о ярмарке (что дети знают? что хотят узнать? что узнали?)

2. Совместно с детьми издать газету «Ярмарка в «Теремке»».

3. Выбор песен о ярмарке, н-р, «Русский сувенир».

4. Разучивание закличек на ярмарку.

5. Просмотр фотографий, картин, вырезок из журнала о ярмарке.

6. Подбор игр для ярмарки «Гори, гори ясно», «Шел мужик дорогою», «Бубен»,

«Шла коза…», «Заинька попляши»; «Плетень»; «Горшок».

7. Проведение итогового мероприятия Приложение 1.

Заключение:

В реализации проекта «Осенняя ярмарка» мы старались услышать голос самого ребенка. Поэтому мы использовали:

Во - первых, "Модель трех вопросов"

Во - вторых, ментальные карты.

В- третьих, тематический алфавит.

Всё это способствует улучшению взаимоотношений в коллективе, помогает понять каждому учащемуся, что его мнение важно, что его слышат и его точка зрения так же важна, как мнение воспитателя, взрослого человека.

Поэтому проект с детьми начали с составления ментальной карты «Ярмарка». Исходя из карты, мы определили начальный уровень представлений детей о таком событие, как ярмарка.

Путем осуществления деятельности по трем вопросам («Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что мы узнали?), у нас получилось наметить цель, задачи и запланировать наши действия.

На вопрос «Что такое ярмарка?», дети ответили, что ярмарка – это место, где продают продукты и люди наряжаются в костюмы.

На вопрос «Что мы хотим узнать про ярмарку?», детям было сложно ответить. Используя наводящие вопросы, мы вместе с детьми определили, что нам было бы интересно узнать, когда появились первые ярмаки, как они проходили, что продавали на ярмарке, как мы можем узнать, что ярмарки были точно такими (картины художников, интернет, книги).

А тематический словарь помог актуализировать знания по заданной теме.

Родители и дети активно приняли участие в конкурсе «Осенний букет», из 20 человек 14 семей приняло участие в данном мероприятие. Букеты были разные от самых простых, до сложных и замысловатых. Нам было сложно оценить работы, поэтому грамоты вручили каждому учащемуся.

Также родители приняли участие и во второй выставке «Осенние дары». Семьи принесли работы из фруктов и овощей, аппликации из листьев, рисунки. Все это обогатило среду в группе. Многие работы были такие красивые, что мы договорились оставить их в нашей группе, чтобы они напоминали нам о нашем празднике ярмарке.

Также были проведены беседы «Первая ярмарка», «Ярмарка в работах художников», был организован просмотр презентации «Ярмарка». Из всего этого дети расширили свои представления и увеличили свой пассивный запас слов.

Спонтанно получилось организовать исследовательскую работу. Произошло это следующим образом. Семья Демида принесла поделку, где использовала несозревший плод каштана. От тепла и света, каштан лопнул и там оказалось два семечка.

- Наталья Сергеевна, смотрите, он раскрылся!

- Да, действительно раскрылся.

- Что это такое? Вы знаете,

- Нет, может орех. Похож на каштаны. У нас есть дома, каштаны.

- А почему это произошло? Почему каштан раскрылся, может его сломали?

- Нет, никто не ломал. А может, потому что в группе светло и тепло.

- Скорее всего, вы и правы. А как нам это проверить?

- Не знаю, например, спросить у мамы.

- Как думаете, есть ответ на вопрос в книжке или в телефоне, давайте проверим...

В художественно – эстетическом развитие, в рамках проекта, дети слепили тарелочки с овощами (морковкой, огурцами, помидорами, луком) и сделали аппликацию «Осенние дары».

Также удалось организовать работу в парах. Работа в паре - новая форма работы для группы "Теремок". Было интересно посмотреть, как ребята будут взаимодействовать друг с другом. Как не странно, но работа получилась слаженная, хотя никто не договаривался между собой, что будет каждый из них делать. Они просто делали одно большое дело. Они делали картины, для украшения группы во время праздника "Осенняя ярмарка". Заранее мы договорились, что никуда не торопимся, делаем всё красиво и аккуратно. Работа над общим делом сближает ребят, они чувствуют себя частью чего - то общего, они готовятся и с нетерпением ждут праздника, они стараются сделать свои работы так хорошо, как на данный момент способны это сделать.

Продуктом проекта стал праздник «Осенняя ярмарка». Родители помогли украсить группу к празднику и поучаствовали дистанционно в данном мероприятии. (Родители записали видео с частушками, которое мы включили для наших воспитанников). Дети были в восторге, особенно, те ребята, которые узнали голос собственных родителей. На празднике были загадки, дидактические и подвижные игры, хоровод и песня. Праздник затянулся, так как каждый воспитанник хотел сыграть в дидактическую игру, «Угадай овощ по форме», «Собери корзинку».

Этот проект был такой насыщенный, что вдохновил воспитателя Формальнову Наталью Сергеевну на создание газеты «Теремок», где было рассказано об «Осенней ярмарке».

Итог:

Получилось познакомить детей с культурой русского народа, обогатить их представления о таком событие, как ярмарка. Используя, технология «Трех вопросов» и ментальную карту «Ярмарка» актуализировать информацию по заданной теме.

Расширился словарный запас слов по заданной теме: ярмарка, скоморох, балаган, купец, кузнец, торговля, балалайка.

Проект способствовал проявлению инициативы у детей, появлению исследовательских направлений деятельности.

Способствовал формированию умения работы в паре и команде.

Воспитатель изучил литературу по данному вопросу, сделал две картотеки «Картины художников о ярмарке», «Забавы на ярмарку», опубликовал первую газету «Теремок», сделал календари с общей итоговой фотографией по проекту, осуществили фотосъемку.

С помощью и поддержкой родителей удалось организовать праздник «Осенняя ярмарка». Родители помогли украсить группу, принесли поделки и спели частушки, разучили стихотворения с детьми. В результате, получилось провести ярмарку, по итогу у большинства остались положительные впечатления от данного события.

Продукт проекта:

1. Ментальная карта: «Ярмарка».

2. Словарь «Ярмарка».

3. Таблица 3 вопроса «Ярмарка».

4. Выставка «Осенний букет».

5. Выставка «Осенняя поделка».

6. Праздник «Ярмарка».

7. Газета «Теремок».

8. Выставка рисунков детей.

9. Две картотеки «Картины художников о ярмарке», «Забавы на ярмарку».

10. Календарики «Осенняя ярмарка».

Библиографический список:

1. Где ярмарка, там и праздник. По следам народных традиций: учебно-методическое пособие/авт.-сост. Л. Г. Ованесян (Чайка). – Иркутск: ООО «Мегапринт», 2018 – 149 с.

2. О. Н. Арсеневская, Г. Г. Корчевская, Г. А. Копцова, Л. Н. Литау, М. В. Ильянова, И. Ю. Филлипова, С. Н. Горбунова Комплекно – тематическое планирование, сценарии по программе «От рождения до школы». Тематические праздники и развлечения.