Причин возникновения речевых нарушений множество: влияние экологии, наследственности, нездорового образа жизни родителей, педагогической запущенности.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, её социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи.
Связная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Ахутина Т.В., Выготский Л.С., Жинкин Н.И., Леонтьев А.А., Рубинштейн С.Л., Сохин Ф.А. и др.).
В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Для достижения связности речи необходимо также умело использовать интонацию, логическое (фразовое) ударение, подбирать подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения, использовать языковые средства для связи предложений.
Дети с тяжелыми нарушениями речи (Далее – ТНР) – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.
Основными признаками ТНР являются: резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами лишены возможности в словарной форме полноценно общаться с окружающими.
Характерно для детей с ТНР общее её недоразвитие, что выражается в неполноценности, как звуковой, так и лексической, грамматического строя речи. Вследствие этого, у большинства детей с ТНР, наблюдается ограниченность мышления, речевого общения, трудности в чтении и письме. Всё это затрудняет усвоение основных наук, несмотря на первичную сохранность умственного развития. У детей с тяжелой речевой патологией отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь), особенно на уровне произвольности и осознанности. Интеллектуальное отставание имеет у детей вторичный характер, поскольку оно образуется вследствие недоразвития речи, всех её компонентов. Внимание детей с речевыми нарушениями характеризуется неустойчивостью, трудностями включения, переключения, и распределения.
У этой категории детей наблюдается сужение объема внимания, быстрое забывание материала, особенно вербального (речевого), снижение активной направленности в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста. Многим из них присущи недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к абстрагированию, обобщению. Детям с речевой патологией легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде. Большинство детей с нарушениями речи имеют двигательные расстройства. Они испытывают моторную неловкость, неуклюжесть, характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений.
Дети с речевыми нарушениями быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность. Они долго не включаются в выполнение задания. Отмечаются отклонения и в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.
Овладение связной устной речью – важнейшее условие подготовки детей к обучению в школе.
В речи детей существует множество проблем:
· односложная речь, состоящая лишь из простых предложений;
· бедность речи, недостаточный словарный запас;
· употребление нелитературных слов и выражений;
· бедная диалогическая речь – неспособность грамотно и доступно сформировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
· неспособность выстроить монолог, например, описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
· отсутствие умения обосновать свои утверждения;
· отсутствие навыков культурной речи – неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.;
· плохая дикция.
Проблема развития речи становится актуальной и значимой.
В арсенале современной педагогической практики существует множество методов и приемов развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Одни из них являются традиционными и основными:
1. Наглядные методы можно разделить на две группы:
1.1. Непосредственные методы (ориентированы на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем):
· наблюдение во время прогулок, экскурсий;
· рассматривание конкретного объекта и наблюдение за ним.
1.2. Опосредованные методы (построены на использование изобразительной наглядности и применяются для обобщения знаний, словаря, развития закреплений функции слова, обучение связной речи):
· разглядывание игрушек, иллюстраций, фотографий, описывание картин и игрушек;
· рассказ с помощью игрушек и картин.
2. Словесные методы:
· чтение и рассказывание художественных произведений;
· заучивание наизусть стихотворений, скороговорок т.д.;
· пересказ рассказов;
· рассказы без опоры на наглядный материал, совместное рассказывание.
· обещающие беседы.
По мнению Ткаченко Т.А., Леушиной А.М. наиболее эффективный метод в обучении рассказыванию детей с ТНР это – наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
Прием – это элемент метода. Методика развития речи, как и общая дидактика, не располагает устойчивой классификацией приемов.
Приемы развития речи можно разделить на:
1. Наглядные:
· организация наблюдения;
· демонстрация иллюстраций, картин, предмета, макета;
· просмотр видеофильмов.
2. Словесные:
· речевой образец;
· повтор;
· вопрос.
3. Игровые:
· дидактические игры и упражнения;
· театрализованные игры;
· сюжетно – ролевые игры и другие виды игр с речевым содержанием.
4. Косвенные: подсказка, совет, исправление, реплика, замечание.
С традиционными методами, также используются и инновационные комбинированные методы обучения, такие как:
· мнемоника;
· теория решения изобразительных задач (Далее ТРИЗ);
· постановка проблемного вопроса;
· прием «ИЗОсказка».
Вышеназванные технологии являются больше инструментарием основных методов и приемов, но не самостоятельной единицей развивающей детскую речь.
Более подробно рассмотрим каждую технологию.
Мнемоника – это система различных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации [18].
Эта система приемов помогает различать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, связную речь и мелкую моторику рук.
Мнемосхемы могут быть использованы в работе над всеми видами связного высказывания: пересказ, составление рассказов по картинке и серии картин, творческих рассказ, разучивание стихотворений, скороговорок и чистоговорок, отгадывание и загадывание загадок.
Суть мнемосхем в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.
Для детей старшего дошкольного возраста схемы рисуются в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.
Дошкольное детство – это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации ребенка. Использование приемов и методов ТРИЗ помогает ребенку развивать изобретательную смекалку, творческое воображение и связную речь.
Эта технология эффективна при формировании старшего дошкольного возраста навыка составления описательных загадок, сравнений, сравнительных оборотов, метафор, образных выражений и т.д. при помощи ТРИЗ дети учатся фантазировать, находить причинно – следственные связи и высказывать умозаключения.
Наиболее известно пособие «Круги Луллия». Оно представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. В верхней части стержня установлена стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги и стрелка подвижны. Свободное вращение всех частей приводит к тому, что под стрелкой оказываются определенные сектора на каждом из кругов.
Цель пособия: уточнять знания дошкольников в различных предметных областях; развивать вариативность воображаемых образов.
«Составь слово» - используется для составления слов.
«Смешивание цветов» - закрепление получения цвета и его оттенков.
«Сочини сказку» - используется для составления различных вариантов сказок.
Существует и такой нетрадиционный прием, как постановка проблемного вопроса. Этот прием учит детей рассуждать. Проблемные вопросы начинаются вопросительными наречиями «Почему?», «Зачем?».
Вопросы сложнее по синтаксической конструкции и содержанию, так как требуют определенной мотивации ответов, осмысливания причинно – следственных связей и установления смысловых ассоциаций.
Ответы на проблемные вопросы представляют собой сложноподчиненные предложения с придаточными причинами или целями, предполагающие четкое грамматическое оформление и использование более абстрактной книжной лексики.
Следующий нетрадиционный прием, стимулирующее речевое развитие детей старшего дошкольного возраста, прим – «ИЗОсказки».
Воспитатель использует сочетание сказка – рисунок. Воспитатель рассаживает детей в кружок за столом. Берет себе и каждому ребенку бумагу и цветные карандаши. В ходе рассказывания, быстрыми движениями способом вытягивания рисует сама и предлагает детям рисовать вместе с ней сказочных героев. При данном приеме воспитатель не смотрит на технику рисования, эта детская деятельность служит для развития мелкой моторики.
Также этот прием используется в сочетании с настольными играми. Дети сами придумывают сюжет сказки, одновременной прорисовывая и озвучивая его.
В игре проявляется связь речи и деятельности, «игра развивает язык, а язык организует игру», в ходе игры активизируется словарный запас, лексико – грамматические категории. Играя, дети учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями и все это выражать словами. Дети сопровождают речью свои игровые действия, организуют игру с товарищами, объясняют и уточняют замысел, распределяют роли, самостоятельно разрешают возникшие конфликты. Однако речевое развитие, диалог, формируется в первую очередь при общении детей со взрослыми, помогающими включать в игровую деятельность слова, направляющими выбор игрушки как «настоящей вещи» и формирующими отношение к ней.
Библиографический список
1. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей/М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2013, – 448 с.
2. Ахутина, Т.В., Порождение речи: нейролингвистический анализ синтаксиса/Т.В. Ахутина. – М.: Либроком, 2019, – 218 с.
3. Нищева, Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 до 7 лет/Н.В. Нищева. – СПб.: Детсво-Прес, 2015. – 240 с.
4. Нищева, Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи/Н.В. Нищева. – СПб.: Детсво-Пресс, 2019. – 544 с.
5. Ткаченко, Т.А. Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет/Т.А. Ткаченко, - М.: Ювента, 2008, - 24 с.
6.. Филичева, Т.Б. Логопедия. Теория и практика/Т.Б. Филичева. – М.: Эксмо, 2017. – 608 с.