Выпуск № 30 (105) 2021

Киндирова Л.А. Изобразительная деятельность как средство патриотического воспи-тания дошкольников в системе взаимодействия ДОУ и семьи с использованием элек-тронных образовательных ресурсов

Основу духовной жизни любого общества во все времена составляют Родина, семья, достояние культуры, родная природа, история народа. Это же является фундаментом становления личности. Семья по ФГОС является активным участником образовательного процесса, а потому принцип сотрудничества дошкольного учреждения с семьей является основополагающим в построении воспитательного процесса.
Для детей патриотизм — это, прежде всего воспитание любви к своей семье, к месту рождения, родному двору, улице, городу. Именно об этом писал К.Д. Ушинский, для которого формирование нравственных ценностей у детей, являлось основополагающим: «воспитывает все, что окружает ребенка: природа, семья, общество, народ, его религия и язык, словом, природа и история в обширном смысле этих обширных понятий».
Существуют разные средства патриотического воспитания. Но особыми возможностями в развитии патриотических чувств у старших дошкольников обладает искусство и изобразительная деятельность. Именно эта деятельность является не просто интересной детям, она является доступным и эффективным средством для выражения их эмоций, впечатлений об окружающем мире. Когда ребенок рисует близких сердцу людей, изготавливает для них подарки, изображает на листе бумаги дорогие глазу уголки родного края, в сердце ребенка только начинает зарождаться чувство любви, гордости и патриотизма к своей стране, Родине.
Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом периода детства. В этом возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение нравственных норм и правил поведения. Занятия по изобразительной деятельности дают возможность задействовать не только интеллект, опыт, сознание человека, но и чувства, эмоции, волевые качества. В изобразительной деятельности у обучающихся систематизируются патриотические представления, происходит становление их нравственных чувств.
На практике продуктивный вид деятельности педагоги недостаточно используют в процессе формирования патриотических представлений у дошкольников. Выявленное противоречие позволило обозначить проблему: как эффективно организовать изобразительную деятельность, направленную на формирование патриотических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие средства, формы взаимодействия, методы и приемы использует педагог в процессе развития детей дошкольного возраста.
В настоящее время существенно ускорился процесс информатизации общества, что приводит к серьезным изменениям во всех областях жизни человека. Проблема внедрения информационно-коммуникативных технологий в различные звенья системы образования сегодня является одной из наиболее значимых. Об информатизации и коммуникации в образовательной отрасли, как национальном приоритете, говорится в Федеральном законе «Об образовании» и федеральных государственных образовательных стандартах для разных ступеней образования.
В соответствии с этим изменяется и позиция дошкольной образовательной организации в работе с семьей, как заказчиком и потребителем образовательной услуги. Педагогу дошкольной организации необходимо выступать не только как воспитателю детей, но и как партнеру родителей по воспитанию детей.
Как показывает педагогическая практика, родители признают приоритет педагогического коллектива детского сада в решении воспитательных и образовательных задач, но сами не всегда считают нужным участвовать в образовательном процессе. Педагоги, оценивая роль семьи в формировании личности дошкольника, стремятся объединиться с родителями в вопросах развития и воспитания детей, но используя в основном традиционные формы и средства взаимодействия.
Таким образом, создание условий для взаимодействия всех субъектов образовательного процесса ДОО через поиск новых форм и использование современных средств является актуальным. А использование перспективных достижений в области информатизации и коммуникации и их внедрение в практику на ступени дошкольного образования открывает новые возможности для педагога в создании условий взаимодействия.
В период пандемии возрастает актуальность и значимость эффективного распространения и освоения современных электронных образовательных ресурсов на ступени дошкольного образования. Работая дистанционно, мы стали чаще использовать гаджеты, инновационная направленность которых служит достижению современного качества образования. Появилась необходимость надлежащим образом наладить обратную связь с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников. Изучение разнообразия современных ЭОР и создание модели включения ЭОР в процессе взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОО является актуальным.
Информатизация дошкольного образования объективно влечет за собой реорганизацию методической работы и образовательного процесса ДОО:
·          повышение требований к педагогу и изменение его роли;
·          учет индивидуальных особенностей обучающихся и новые возможности сотрудничества с родителями воспитанников.
Основной целью сотрудничества детского сада и семьи является создание единого информационного пространства, в котором всем субъектам образовательного процесса ДОО будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.
Современные родители активно пользуются социальными сетями, смартфонами, различными мобильными приложениями для работы и досуга. Но при этом у них практически нет опыта использования сети Интернет для решения образовательных задач, нет представлений о возможных методических приемах проектирования и организации деятельности ребенка в сети Интернет с целью расширения его кругозора, повышения уровня культуры, к получению нового знаний и навыков самообразования. Поэтому важно научить родителей использовать электронные ресурсы, организовывать совместную деятельность в семейном кругу с помощью компьютера и сети Интернет, чтобы родители и дети стали ближе друг другу, чтобы им вместе было интересно и полезно и с точки зрения получения новых знаний, и с точки зрения приобретаемого социального опыта.
Как всё это реализовать на практике? Необходимость дистанционной работы дала свои положительные результаты в этом направлении. Вся деятельность в нашем учреждении организована с опорой на комплексно-тематическое планирование. В старшем дошкольном возрасте тема апреля месяца: «Мы живём в России». Темы недели в старшей группе: «Наша Родина – Россия», в подготовительной группе – «Символы государства российского». В соответствии с данной тематикой, я как воспитатель по изобразительной деятельности и строю свою работу дистанционно. С целью информирования, активизации внимания и формирования информационной культуры родителей были созданы чаты групп. В них я размещала нужную информацию для родителей. Например, виртуальную книжную выставку на тему «Неофициальные символы России». Чтобы обеспечить обратную связь со стороны родителей на последнем слайде расположила такую информацию: «В презентации собрана информация о наиболее распространённых неофициальных символах нашей страны. А каждый из вас может добавить что-то своё и подумать, а с чём у него ассоциируется Россия. Разместите в чатах групп свой рассказ, фото, рисунок, обложку книги из домашней библиотеки. Так мы сможем поделиться информацией и создать свою презентацию».

И добавила для образца свой символ России.
Такая подача информации является для родителей: ключом к самообразованию в вопросах патриотического воспитания и единения со своим ребенком и родиной, средством коммуникации с педагогами и специалистами ДОО.
Следующий этап взаимодействия с родителями в течение тематической недели включает приглашение к творчеству: «Полюбуйтесь ещё раз пейзажами в этой виртуальной картинной галерее. Посмотрите на красоту и неповторимость берёзок за вашим окном. Порадуйтесь первым зелёным листочкам на них. Передайте свои впечатления в рисунках. Разместите их в чатах своих групп, и мы создадим свою картинную галерею «Люблю берёзку русскую».
Соответственно приглашаю «пройтись» по виртуальной картинной галерее, используя активные ссылки, или размещаю репродукции в прикреплённом документе. «Познание ребенком нравственных ценностей через искусство — особый процесс… Увиденные образы остаются в памяти и находят выход в самостоятельной художественной деятельности» - Бородина Е.Н. При создании мастер-класс я учитывала возрастные возможности детей, их уровень развития в изобразительной деятельности и возможность заинтересовать их процессом рисования нетрадиционными изобразительными материалами (ватные палочки).
Первая страница мастер-класса содержит обращение к родителям:
«Уважаемые взрослые! Вы, конечно, знаете, что одним из символов России, с которым у многих ассоциируется родина, является береза. Это одно из самых распространенных деревьев в нашей полосе. Почти в каждом дворе можно встретить это деревце, которое зимой стоит в белоснежной шубке, опустив под тяжестью снега свои нежные ветки, а осенью радует своей золотой листвой. Многие поэты посвящали ей свои стихи, песни, изображение березки можно увидеть на картинах знаменитых художников. Если вы хотите изобразить пейзаж с берёзками, но у вас возникли проблемы, можно воспользоваться моим мастер-классом «Рисуем пейзаж с берёзами».
Дети среднего возраста могут повторить его вместе с родителями. Дети старшего возраста смогут работать самостоятельно, так как все этапы достаточно подробно представлены на фото. Откройте в себе и ребёнке творца! Будем очень признательны, если вы поделитесь результатами рисования в чатах своих групп!».

Что может быть лучше для детей, чем доступом к информационным ресурсам под чутким руководством мудрого и неравнодушного взрослого человека? Значение такого ресурса для реализации социального партнерства и организации совместного творческого досуга переоценить сложно. Чтобы у ребёнка была альтернатива выбора темы, материалов в продуктивной деятельности, предлагаю ещё один мастер-класс «Ромашка – символ России».
Работы детей, которыми поделились родители в чате групп, получились яркими и разнообразными.

Интересной будет и для детей, и для родителей мало используемая форма – веб-квест. Например, такой: «Медведь – символ России».

Веб-квест (в переводе с английского языка «Веб» (Wеb) – «сеть», «квест» (Quest) – «путешествие») – продолжительный, целенаправленный поиск, который связан с приключениями или игрой. Технологию веб-квеста разработал Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США).
Образовательные веб-квесты – способ организации совместной деятельности детей и родителей. Это проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются ресурсы сети Интернет. В ходе веб-квеста ребенок совместно с родителями ищет, анализирует и обобщает полученную информацию.
При разработке этого веб-квеста, я создала презентацию в программе PowerPoint. Включила в него все обязательные элементы:
·           мотивирующая информация;
·           проблемное задание;
·           роли и соответствующие маршруты;
·           ссылки на интернет-ресурсы;
·           результаты и способы их презентации.
Мотивирующая информация – обращение к участникам веб-квеста – размещается на первых трёх слайдах. Дополнила мультфильмом из серии «Маша и Медведь».
Проблемное задание и принятие на себя роли подбирала в соответствии с возрастом воспитанников. Для этого «пригласила» участников квеста в один из виртуальных залов Третьяковской галереи. Например, для старшего дошкольного возраста – реалистичная роль в данной ситуации - художник-анималист.

Проблемное задание подбирается в соответствии с возрастом воспитанников. Роли, от лица которых дети выполняют проблемное задание, педагог подбирает также в соответствии с их возрастом. Например, для старшего дошкольного возраста – реалистичные роли (художник-анималист). В соответствии с выбранными ролями дошкольники вместе с родителями ищут ответ на поставленный в проблемном задании вопрос. Каждый ребенок проходит по своему информационному маршруту, знакомится с новыми сайтами. Результаты прохождения веб-квеста спроектировала заранее. Это выставка рисунков и пополнение электронной картотеки.

С помощью технологии веб-квеста я старалась создать условия для самовыражения каждого ребенка в познавательно-исследовательской, творческой деятельности, воспитания у дошкольников любви к природе родного края. У детей появляется желание обменяться впечатлениями и новой интересной информацией друг с другом. Кроме того, это способ вовлечь родителей в образовательную деятельность для решения задач патриотического и художественно-эстетического воспитания.
Электронные устройства развивают, если наполняют детскую деятельность новым содержанием, а не заменяют ее. Кроме того, когда взрослый участвует в занятиях ребенка с гаджетом, проблема замены живого общения не возникает.
В результате взаимодействия, организованного подобным образом накапливаются познавательные материалы по патриотическому, художественно-эстетическому направлению, к которым дети, педагоги, родители неоднократно обращаются в дальнейшем. Все это создает вариативную образовательную информационную среду в ДОО.
В ходе реализации модели дистанционного взаимодействия педагогов, родителей, детей удалось подтвердить, что электронно-образовательный ресурс в соответствующих педагогических условиях становится фактором актуализации познавательного, творческого потенциала дошкольников. И обосновать 5 причин использования гаджетов в системе патриотического и художественно-эстетического воспитания дошкольников:

·          Мы учим воспитанников использовать гаджеты правильно.

·          Смогли активизировать самостоятельную продуктивную и познавательно-исследовательскую деятельность детей.
·          Наглядно показали коллегам и родителям, что гаджеты развивают детей, формируют новые навыки и умения.
·          Создали условия для совместной деятельности детей и родителей в новом формате.
·          Дошкольники получают положительные эмоции, учатся самостоятельно находить нужную информацию с помощью разных электронных устройств.
·          Построение дистанционного процесса взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОО в художественно-эстетическом и патриотическом воспитании дошкольников посредством электронного образовательного ресурса педагога ДОО возможно и результативно.
Внедрение данной модели в процесс взаимодействия стало возможным, так как:
·          соответствует запросам субъектов на современном этапе воспитания и образования дошкольников;
·          применение ЭОР в образовательном процессе ДОО подчинено развитию личности и профессиональной компетенции субъектов образовательного процесса ДОО;
·          ЭОР способствует эффективному взаимодействию субъектов образовательного процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.       Бородина Е.Н. Культуро-центрический подход в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста [Текст] / Е. Н. Бородина // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 12. – С. 130-133
2.       Воронкова О.Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы / О.Б. Воронкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 315 с. – Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2311409-КХ.
3.       Ерёмина Т., Ещенко С. 4 способа использовать ИКТ в художественно-эстетическом развитии//Журнал «Справочник старшего воспитателя» № 12, 2016 год.
4.       Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живем в России», подготовительная группа, Москва, 2008 г.
5.       Иванова Л. А., Инновационные формы взаимодействия педагогов ДОУ и родителей через WEB-сайт. [Электронный ресурс] // Magister Dixit, - 2012. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-formyvzaimodeystviya-pedagogov-dou-i-roditeley
6.       Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». – М.: Сфера, 2008.
7.       Комарова, Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников [Текст]: монография / Т. С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 144 с.
8.       Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс]. – URL: https://refdb.ru/look/1411785.html (дата обращения: 20.11.2016).
9.       Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду: Путешествия в тапочках, валенках, босиком, на ковре-самолёте ив машине времени. Конспекты занятий в ИЗО студии.- М.: Издательский дом «Карапуз», 2010.-192 с.
10.   Лыкова И.А., Буренина А. И. Талантливые дети: индивидуальный подход в художественном развитии (книга для педагогов и родителей). – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2012. – 144с.
11.   Любавина О., Яковлева А. Как эффективно использовать гаджеты в работе с детьми //Журнал «Справочник старшего воспитателя» № 9, 2016 год.
12.   Маханева М.Д.«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», Сфера, Москва, 2009 г.
13.   Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников [Текст] / под ред. Н. В. Микляевой. – М.: Сфера, 2013. – 144 с.
14.   Селивёрстова В.П., Коржаева М.А. Формируем банк электронных образовательных ресурсов//Журнал «Справочник старшего воспитателя» № 10, 2016 год.
15.   Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения [Текст]: в 6 т. / К. Д. Ушинский; сост. С. Ф. Егоров. – М.: Педагогика, 1990. – Т. 1. – 416 с.
16.   Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]. – М.: Сфера, 2016. –96 с.