Выпуск № 10 (85) 2021

Киселева Г.Ю. Прививаем любовь к песенному исполнительству через реализацию долгосрочного социального проекта «Радость пения – радость общения»

Обоснование актуальности:
Для ребёнка духовным центром, нравственным основанием является семья. Поэтому особую важность и значимость для успешной социализации ребенка приобретает союз родителей и педагогов.
Важным аспектом образовательного процесса в нашем детском саду является разработка и апробация новых форм взаимодействия родителей, детей и педагогов. Мы перешли на новый уровень сотрудничества с социумом, через создание вариативной образовательно-культурной среды, которая объединяет и укрепляет взаимосвязи с семьей, социокультурными партнерами, культурно-досуговыми учреждениями, православным приходом через развитие и популяризацию совместного вокально-песенного исполнительства.
Содержание практики:
Цель: Расширить образовательное пространство через ресурс социального партнерства посредством популяризации совместного песенного исполнительства детей и взрослых.
Задачи:
- содействовать социальной адаптации ребенка к жизни в реальном мире, через развитие творческих способностей воспитанников совместно с родителями;
- объединить образовательные ресурсы ДОО и социальных партнеров;
- обеспечить включение родителей в образовательный процесс, при формировании социально-активной позиции;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на песенное исполнительство всех участников;
- создать атмосферу сотворчества, сотрудничества и сопереживания.
Привлечение в образовательную деятельность родительского сообщества делает наших партнеров более активными, а наше взаимодействие открытым и прозрачным. Мы стараемся повысить компетентность родителей в вопросах музыкально-эстетического развития детей. Все участники песенного процесса находятся не в вакууме, а живут и активно взаимодействуют, выстраивая единое музыкально-эстетическое и песенное пространство «детский сад – семья – социум».
Первым условием совместного песенного исполнительства является добровольность участия.
Вторым условием является долговременность партнерских отношений, т.е. нацеленность его участников на продолжительный и неоднократный (системный) характер взаимодействия.
Третье условие – взаимная ответственность. Участники четко определяют, какая ответственность может быть возложена на семью, а какая всегда принадлежит только дошкольной организации.
Четвертым условием является информирование всех участников образовательных отношений о планируемых к проведению мероприятиях и их результатах.

Рисунок 1. Педагоги, родители, воспитанники

Обычно для ребенка, посещающего ДОУ, доступными является пространство только детского сада. В нашем «Светлячке» воспитанники имеют возможность посещать социальных партнеров за пределами детского сада и принимают гостей у себя. Знакомство с новой средой, талантливым родительским сообществом способствует поддержке инициативы, развитию творческих способностей, успешной социализации и адаптации детей к новым условиям. Новые подходы к взаимодействию с семьями характеризуют объективные изменения в системе ценностей современной семьи, в запросах родителей на образовательные услуги дошкольной организации.
Совместные репетиции, праздники, досуги, дни открытых дверей, нетрадиционные родительские собрания, музыкальные гостиные, совместные акции и проекты дарят всем участникам не только яркие впечатления, обогащают эмоции, но и прививают духовно-нравственные ценности и культурные традиции. В песенном ансамбле рождается чувство согласия и общности детей и взрослых, создается атмосфера творчества, сотрудничества и способности взаимодействовать в команде.
Достижение приоритетных задач работы ДОУ по художественно-эстетическому развитию реализуется коллективом педагогов детского сада на основе сотрудничества с народным ансамблем русской песни «Журавушка». В состав коллектива входят сотрудники детского сада и талантливые мамы наших воспитанников. Совместные выступления в концертах в детском саду и культурно-спортивном комплексе «Кристалл» создают условия для успешной мотивации к познанию, инициативе и творчеству. Это является залогом успешной адаптации ребенка в современном мире.

Рисунок 2. Модель сетевого взаимодействия ДОУ с социальными партнерами

Совместные выступления и концерты детей, родителей и педагогов в Воскресенском храме с. Елань - Колено на приходских праздниках: «Рождество Христово» и «Пасха» оставляют неизгладимые впечатления на всю жизнь. Дети и взрослые задолго до праздников разучивают песенные композиции, которые с нетерпением ждут прихожане храма.
Социальное партнёрство в данном направлении позволяет создавать положительный имидж учреждения и наращивать внутренний потенциал педагогов, детей, родителей, и главное - решать проблему успешной социализации и индивидуализации ребенка, устанавливать доверительные отношения между всеми участниками. Развитие певческих способностей и приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях природный потенциал и индивидуальность, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде. Опыт работы нашего детского сада с учреждениями социума, в том числе с детской школой искусств, через реализацию Программы сетевого взаимодействия, при активном участии родителей делает образовательный процесс более эффективным, открытым и полным. Именно у родителей есть широкие возможности духовно обогатить своих детей и привить им любовь к музыке и творчеству.
Внедрение данной практики в образовательное пространство детского сада стало определенным ориентиром развития музыкально-познавательной деятельности воспитанников, которая стимулирует развитие музыкальных способностей, дает толчок к творческому самовыражению и дальнейшей успешной самореализации в жизни. Совместное пение развивает творческие способности, жизненно необходимые каждому. Неслучайно многие успешные люди пели в хоре.
Практика взаимодействия в системе квинтетного союза «Родитель – Ребёнок – Музыкальный руководитель – Воспитатель – Социальные партнеры» гармонизирует детско-родительские отношения и укрепляет социальное партнерство детского сада и семьи посредством совместного песенного исполнительства.

Рисунок 3. Увеличение количества родителей по сотрудничеству с педагогами и специалистами ДОУ

Результаты практики.
Для воспитанников:
- успешная адаптация детей к детскому саду и социуму;
- формирование предпосылок социальных компетентностей у дошкольников;
- положительная динамика в развитии интереса к пению.
Для педагогов:
- создание творческой педагогической среды;
- совместное творчество педагогов, воспитанников и их родителей;
- повышение профессиональной компетентности педагогов в необходимости сотрудничества в решении общих задач музыкального развития детей;
- проведение интегративных занятий с использованием пения;
- использование пения в организации режимных моментов;
- активизация педагогов в конкурсах художественно-эстетической и нравственно-патриотической направленности.
Для родителей:
- повышение интереса и компетентности родителей в воспитании и развитии детей;
- организация совместного пения с ребенком и создание интересной и содержательной жизни дома.
В перспективе - расширение круга взаимодействия с семьями наших выпускников разных лет для участия в творческой деятельности народного ансамбля русской песни «Журавушка», для дальнейшей успешной социализации и самореализации детей в современном обществе.