2023 2022
1 (219) 2023

Одинцова О.С. СОВРЕМЕННЫЙ КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-4.pdf

«Я сорвала цветок, и он завял.
Я поймала жука,
И он умер у меня на ладони.
И тогда я поняла,
Что прикоснуться к природе
Можно только сердцем».

Л. ФесюковаЖивая природа воздействует на ребёнка, вызывая у него эмоциональный отклик. Но этой естественной, самопроизвольной основы недостаточно для воспитания гуманного отношения к объектам природы. Известно, каким сложным и часто противоречивым бывает поведение маленького ребёнка в природной среде: имея самые добрые намерения, дети, тем не менее, совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся им цветы, мучают – «ласкают» – котёнка и др.). Необходимо систематическое воспитание ребенка окружающими взрослыми, чтобы познание природы стало школой развития чувств, эмоций в их взаимосвязи и взаимовлиянии на нравственные поступки. Ценными бывают не только знания и опыт взрослых, но и личный пример проявления доброты, великодушия, сочувствия.

У детей с ЗПР недостаточно развита память, неустойчивое внимание, отмечается медлительность психических процессов, снижена переключаемость. Недостаточно сформированы пространственные и временные представления. Бедный словарный запас и ограничен запас общих сведений об окружающем (гораздо беднее, чем у нормального развивающихся детей того же возраста). Отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций, характерна слабая воля и слабая заинтересованность в оценке их деятельности. Недостаток конкретных ощущений при наблюдении природы ведёт к эмоциональной бедности, неумению выразить своё отношение к окружающему.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагоги нашего дошкольного отделения заметили, что продуманная организация прогулок, совместной деятельности, наблюдений развивает у детей мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы и дети начинают замечать большие и маленькие изменения в окружающем мире. Ребенок с ОВЗ, размышляя о природе под влиянием взрослого, обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Наше дошкольное отделение реализует адаптированную основную образовательную программу для детей с задержкой психического развития. Экологическое воспитание входит в содержательный раздел программы, реализуется в образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач как:

- формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;

- развитие потребности в экспериментировании и исследовании объектов природы посредством создания развивающей предметно-пространственной среды;

- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

Одним из условий реализации системы экологического воспитания в компенсирующей группе является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды, которая должна способствовать развитию ребенка в целом. Мы стараемся создать в своей группе все необходимые условия для проведения системной работы. Это уголок природы с календарем наблюдений за погодой и центр экспериментирования.

В уголке природы находятся комнатные растения, оборудование по уходу за ними: лейки, палочки для рыхления, губки и тряпочки. Календарь погоды, в котором дети фиксируют систематические наблюдения за одними и теми же явлениями природы, прослеживают различные изменения в неживой природе. Ведение календаря развивает у детей наблюдательность, совершенствует их способность к анализу.

Центр экспериментирования создан для развития познавательного интереса у детей к исследовательской деятельности, формирования у них научного мировоззрения. В нем собрано оборудование для опытно-экспериментальной работы в живой и неживой природе: пинцеты, пробирки, песочные часы, природный материал (ракушки, шишки, желуди, каштаны, косточки, мох, фасоль, различные семена, растений), кинетический песок.

Немаловажное значение в нашей работе имеет «экологическая тропа», которая находится на территории дошкольного отделения. Она выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты посещаем много раз, особенно в разные времена года. На тропе мы проводим: наблюдения, игры, театрализованные упражнения, экскурсии.

Экологическое воспитание детей с ОВЗ является важным направлением деятельности нашего дошкольного отделения. Коллектив нашего учреждения пришел к выводу, что для успешного развития социальной компетентности детей с ОВЗ необходимо развивать экологическое сознание дошкольника через любовь к окружающей его природе. Ведь мир огромен, а ребёнок ещё мал, и опыт его ограничен. Знакомясь с жизнью того или иного растения или животного, ребёнок с ограниченными возможностями здоровья эмоционально реагирует на происходящие события – удивляется, восхищается, приобретает практический опыт. У него возникает интерес, понимание, любовь, стремление заботиться «о братьях наших меньших», бережно относиться к деревьям, не ломать кусты, не топтать цветы, не разорять птичьи гнёзда, не разрушать муравейники. Он учится беречь и уважать природу, стремится проникнуть за пределы увиденного, узнать новое, неведомое, даже таинственное.

Чтобы заинтересовать детей с ОВЗ мы выбрали один из перспективных методов – метод проектной деятельности. Работа над проектами экологической направленности имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка, любознательности к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения.

Нами был разработан краткосрочный исследовательский проект «Экспериментирование как развитие познавательной деятельности детей». Проект, на наш взгляд, – одна из самых успешных форм для развития индивидуальности ребёнка. Именно в проектной деятельности ребёнок участвует, как субъект собственного образования, и, что очень важно для детского сада, родители охотно включаются в образовательный процесс и участвуют в воспитании и образовании собственных детей. Наш проект был разработан летом, прекрасное время года для экспериментов в природе.

1. Уточнили представления детей о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство). Познакомили с понятием «наука» (познание), «гипотеза» (предположение).

Рассказали детям о способе познания мира - эксперименте (опыте), о назначении детской лаборатории.

Расширили представления детей о культуре поведения в детской лаборатории.

2. Закрепили представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус).

3. Выявили свойства воды, подвели и к пониманию, что вода прозрачная (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).

4. Показали детям опыт, в котором вода принимает форму сосуда, в которой она налита.

5. Развивали у детей представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.

Познакомили детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пеночку.

6. Обнаружили воздух в окружающем пространстве и выявили его свойство - невидимость.

7. Развивали представления воспитанников о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.)

8. Показали значение света, объяснили, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер); искусственные - изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

Познакомили детей с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы

9. Выделили свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого - можно лепить.

10. Выявили, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделили их свойства: сыпучесть, рыхлость.

Дети компенсирующей группы участвуют в различных конкурсах ……

Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических. В своей работе мы используем дидактические игры, помогающие нам в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы: «Правила поведения в лесу», «На лесной тропинке», «Развивающее лото», «Найди и назови птицу», «Кто лишний», «Когда это бывает», «Кто где живет», «Помоги найти маму», «Большой–маленький», «Где чей домик?», «Назови, кто я?», «Времена года», «С какого дерева листик», «Оденем куклу на прогулку» и другие.

Родители – наши союзники в решении задач экологического воспитания дошкольников. Поэтому важное направление нашей работы – развитие экологической культуры взрослых. Семья как среда воспитания личности оказывает огромное влияние на формирование у ребёнка основ экологического мировоззрения, любви к родному краю.

Для родителей оформлены тематические стенды: «Экспериментирование как развитие познавательной деятельности детей», «Тепло и свет я сберегу маме с папой помогу», «Потреблять, а не распылять энергию».

С целью уточнения знаний и выявления уровня экологической культуры родителей проводятся беседы, анкетирование, консультации. Природоохранные акции также не обходятся без родителей. Вместе с детьми они делали кормушки для участия в муниципальном конкурсе «Покормите птиц зимой», собирали семена растений для подкормки птиц, участвовали в благотворительных акциях «Добрые крышечки» и по сбору макулатуры «Бумажный Бум».

Планируем в дальнейшем работать над проектной деятельностью по теме экологического воспитания детей.