"Говори наоборот"
Цель: развитие мышления, активизация словарного запаса. Ведущий кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением: веселый - грустный быстрый - медленный красивый - безобразный пустой - полный худой - толстый умный - глупый трудолюбивый - ленивый тяжелый - легкий трусливый - храбрый твердый - мягкий светлый - темный длинный - короткий высокий - низкий острый - тупой горячий - холодный больной - здоровый широкий узкий.
"Я начну, а ты закончи"
Цель: учить детей составлять предложения с использованием приставочных глаголов с противоположным значением; развивать умение быстро находить точное слово. Воспитатель начинает предложение, используя приставочный глагол. Дети заканчивают предложение, употребляя однокоренной глагол с приставкой противоположного значения. - Мальчик сначала подошел к дому, а потом... (отошел). Утром ребята пришли в детский сад, а вечером... (ушли). Мальчик вошел в комнату, вскоре он... (вышел). Ребята побежали по правой стороне, а потом... (перебежали) на левую. Дети играли в прятки. Они забежали за дом, спрятались, но вскоре они... (выбежали).
" Веселые автомобили" (Подвижная игра со словами)
Цель: активизация в речи глаголов движения. Выезжая, по сигналу, каждый "автомобильчик" должен сказать глагол движения (выехал, уехал, поехал, отъехал, покатился, помчался и т.д.). Приехав в гараж, сказать: приехал, подъехал, заехал, прибыл, примчался и т.д.). Чтение стихотворения С.Я.Маршака "Мяч". "Покатился под ворота, в огород, добежал докатился до поворота, до ворот, там попал подкатился под колесо..."
"Скажи похоже"
Цель: учить детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным. 1. Воспитатель передает платок ребенку, называя глагол, ребенок отдает платок обратно, называя синоним к глаголу. - Думать -... (размышлять), открыть -... (отворить), отыскать -... (найти), зябнуть -... (мерзнуть), поразить -... (удивить), шалить -... (баловаться), забавлять -... (развлекать), прощать -... (извинять), звать -... (приглашать), реветь -... (плакать), мчаться -... (нестись), вертеться -... (крутиться), опасаться -... (бояться), бросать -... (кидать).
2. Затем дети могут упражняться в подборе синонимов с дополнительными смысловыми оттенками к прилагательным. - Этот дом большой, а этот... (огромный). Эта одежда старая, а это платье совсем... (изношенное). Это платье чуть-чуть влажное, а это совсем... (мокрое).
"Подбери подходящее слово"
Цель: учить подбирать антонимы к многозначным прилагательным и к словосочетаниям с многозначными глаголами и прилагательными; развивать умение понимать прямое и переносное значение слов. Детям предлагаются многозначные прилагательные, которые в зависимости от контекста меняют свое значение. К ним надо подобрать антонимы. - Ручей мелкий, а речка... (глубокая). Ягоды смородины мелкие, а ягоды клубники... (крупные). - Кашу варят густую, а суп... (жидкий). Лес иногда густой, но иногда... (редкий). - После дождя земля сырая, а в солнечную погоду... (сухая). Покупаем картофель сырой, а едим... (вареный). В качестве речевого материала могут использоваться словосочетания: - Худое ведро, худое платье, худой человек. - Мальчик бежит, лошадь бежит, вода бежит, время бежит, ручьи бегут. - Растет цветок, растет ребенок, растет дом. - Жаркий день, жаркая погода, жаркий спор. "Надо сказать по-другому" Цель: учить детей подбирать к словосочетанию слова, близкие по смыслу. Послушайте стихотворение: "Плакала Снегурочка, зиму провожая, шла за ней печальная, всем в лесу чужая. Там, где шла и плакала, трогая березы, выросли подснежники - Снегурочкины слезы." Т. Белозерова "Подснежники". - Вот какие ласковые слова нашел поэт, чтобы рассказать о подснежниках и весне. А какая была Снегурочка, провожая зиму? (Печальная) - К слову печальная подберите слова, похожие по смыслу (грустная, невеселая) - Если Снегурочка печальная, то какое у нее настроение? (Плохое) - Послушайте, какие я назову предложения: "Дождь идет. Снегурочка идет". - Какое слово повторялось? (Идет.) Попробуйте заменить слово идет. Дождь идет... (льет). Снегурочка идет... (шагает). Весна идет - как можно сказать по-другому? (Наступает.) Машина идет... (едет). Аналогично даются задания со следующими словосочетаниями: чистый воздух (свежий), чистая вода (прозрачная), чистая посуда (вымытая); самолет сел (приземлился), солнце село (зашло); река бежит (течет, струится), мальчик бежит (мчится, несется).
"Найди другое слово"
Цель: развивать у детей умение подбирать наиболее точное обозначение к заданной ситуации; учить подбирать синонимы и антонимы к прилагательным. - Папа стал делать детям качели. Миша принес ему веревку. Папа сказал: "Нет, эта веревка не годится, она оборвется". Папа взял другую веревку: "А вот эта ни за что не оборвется". Какую веревку взял папа? Как можно про нее сказать? - Послушайте два предложения: "Вова рос крепким мальчиком. Он почувствовал под ногами крепкий лед". - Что значит слово крепкий? Как можно сказать эти предложения по-другому? Сами придумайте предложение со словом крепкий. Аналогично рассматриваются предложения: " Мальчик дрожит от холода. Зайчишка дрожит от страха". "Игра с мячом" - Я буду бросать каждому мяч, называя слово. Вы будете возвращать мне мяч, говоря противоположное. Длинный -... короткий, глубокий -... мелкий, мягкий -... твердый, легкий -... тяжелый, тонкий -...толстый, густой -... редкий, жидкий, сильный -... слабый. Говорить -... молчать, смешить -... довести до слез, разрешить -... запретить, падать -... вставать, смеяться -... плакать, зажечь -... потушить, помогать -... мешать "Найди противоположное слово" Цель: развивать у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова. - Сахар сладкий, а лимон... (кислый). Луна видна ночью, а солнце... (днем). Огонь горячий, а лед... (холодный). Тополь высокий, а шиповник... (низкий). Река широкая, а ручей... (узкий). Камень тяжелый, а пух... (легкий). Редька горькая, а груша... (сладкая). - Если суп не горячий, то, значит, какой? (Холодный.) Если в комнате не светло, то в ней... (темно). Если сумка не тяжелая, то она... (легкая). Если нож не тупой, то он... (острый).