2023 2022
2 (220) 2023

Яковлева Л.И., Золотуева Т.И. ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТЕРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В СОХРАНЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ИГРАЕМ В СКАЗКУ»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-5.pdf

«Старайтесь знать о детях как можно больше, вместо того чтобы заставлять их всех проходить через одно и то же игольное ушко». Говард Гарднер.

Это высказывание известного американского психолога, разработчика теории множественности интеллекта можно с уверенностью поставить во главу угла профессиональной деятельности любого педагога. То, что образование (читай «педагог») должно быть чутким к индивидуальным познавательным различиям, стремиться к созданию разнообразных познавательных возможностей каждого ребенка теоретически знакомо всем. Едва ли не каждый педагог может уверенно говорить о создании в своей группе трансформируемой предметно - развивающей среды, где каждый ребенок будет успешен, где принимают его индивидуальность, помогают взращивать его понимание сильных сторон своей личности и своих способностей; среды, в которой идет базовая закладка представлений ребенка о мире, включающая в себя поведение объектов, их взаимодействие, взаимоотношения между людьми и зарождение своего собственного взгляда на мир и себя в этом мире.

Почему же зачастую все это не дает того результата, к которому стремиться педагог – индивидуальность каждого теряется в водовороте общей массы, личностно-значимый, увлекательный для ребенка процесс превращается в рутину, не давая возможности обрести уверенность в своих силах, да и самого педагога подчас приводит к глубокому разочарованию?

Причин этому может быть достаточно много и у каждого педагога они свои. Но все же, можно выделить наиболее характерные и общие для всех. И в первую очередь, это нехватка времени для наблюдений за деятельностью всех детей и каждого в отдельности и второе – при наличии большого количества и разнообразия различных технологий образования, всяческих инноваций неэффективность их применения в соответствии с индивидуальными различиями детей.

Как же педагогу стать чутким и увидеть в каждом ребенке эту индивидуальность? Ответ и прост, и сложен одновременно. Как уже было сказано выше, педагог должен научиться наблюдать за детьми, видеть их проявления и уметь их анализировать. И уделять этому процессу не менее 1/3 части своего рабочего времени. Поставив во главу угла развитие разных сторон и способностей ребенка, и через них идя к освоению им содержания программы, педагог имеет возможность сохранить индивидуальность ребенка, развить его природные способности и при этом повысить качество освоения стандарта.

В связи с этим резонно встает вопрос «Как организовать образовательный процесс с выходом на индивидуальность каждого ребенка?». Наш собственный опыт показывает, что правильно подобранная технология, способы и инструменты в совокупности с системным подходом не только способны удерживать внимание детей раннего дошкольного возраста, но и создают условия для дальнейшего формирования мотивационно - потребностной сферы каждого ребенка.

Применяемая нами технология постерного моделирования русских народных сказок помогает и педагогу. Овладевая ресурсами собственного роста – средствами организации продуктивного образовательного процесса взрослый становится не просто транслятором информации, он –продуктивный педагог, владеющий способами генерации своих идей, дидактическими моделями ОТСМ –ТРИЗ.

Постер или плакат – это большой лист, как правило, прямоугольной формы не менее 2-3 метров в длину. Если в группе есть свободная стена большего размера, то длина постера может быть увеличена. Главное, чтобы на постере могли работать дети всей группы. Также особенностью постерного моделирование является смешанный характер работы: дети могут работать как непосредственно на самой поверхности вертикального постера, так и выполняя самостоятельные работы на других плоскостях (пол, столы) с последующим размещением на вертикальной поверхности.



Важным моментом в создании постера является создание мотивационной ситуации. Учитывая возрастные особенности детей раннего дошкольного возраста, одним из вариантов может быть изменение облика педагога: сейчас это не просто Татьяна Ивановна, она Клоун или Мышка или любой другой образ. И здесь совсем не обязательно наличие полного костюма, достаточно какого-то характерного элемента. Так как внимание детей этого возраста крайне неустойчиво в арсенале продуктивного педагога должны быть разнообразные игры познавательно-поискового характера, обязательно связанные с движением. Смена пространственных позиций по время таких игр значительно повышает не только включенность даже самых нерешительных и застенчивых детей в общее действие, но и позволяет педагогу фиксировать эмоциональные проявления каждого ребенка, изменяя по необходимости по ходу игры свои действия, сохраняя и укрепляя тем самым психологическое здоровье малышей.

Какие же это могут быть игры? Например, мы используем игры-перебежки. Дети стоят на одном конце группы – это их «домик». Взрослый отходит в другой конец комнаты – там его «домик». С помощью свистульки (это еще один важный момент, формирующий у детей умение действовать по сигналу) он приглашает детей к себе в «домик»: «Дружно все ко мне шагайте и загадку отгадайте!». Подает сигнал свистулькой, и дети подходят (могут подбегать – здесь взрослый фиксирует (запоминает) двигательную активность каждого малыша). Далее простая перебежка переходит в фазу познавательного открытия, приобретения опыта. Педагог показывает детям какую-либо предметную картинку: она может быть связана как с темой создания постера, так и расширяющей (выходящей за границы) его тематику. Например, это может быть петушок (тема постера - «Курочка-ряба»). Причем, взрослый намеренно переворачивает картинку вверх ногами и при этом говорит: «Курочка». Вполне естественно, что кто-то из детей скажет: «Нет, это петушок». Здесь педагог может поиграть с детьми в так называемые провокации, утверждая: «Нет, это курочка, вот у нее яркий гребешок, клюв, крылья…». Опять же найдутся дети, которые будут поправлять педагога: «Это петушок, у него большой хвост…». Дальше перебежка повторяется: взрослый переходит в «домик» детей и вновь приглашает их к себе, показывая другую картинку. За один такой подход игры может быть 5-6 перебежек.



Вариации: картинки можно заменить на предметы. Например, при создании постера по сказке «Репка» взрослый достает из волшебного мешочка предметы по цветовому соотношению, связанные с репкой: лимон, тыква, банан, яблоко.

Еще одним вариантом перебежек может быть изменение способа движения детей из «домика» в «домик». Например, в сказке «Колобок» педагог предлагает детям такие перебежки: «Все зайчата (волчата) подбегайте и загадку отгадайте… Медвежата все шагайте и загадку отгадайте…». При многократном проигрывании таких перебежек педагог не только обогащает двигательный опыт детей, но и вводит в их активный словарь множественную форму названия животных. И это тоже расширение опыта познавательных открытий и развития речи.

Суммарно такие игры, предваряющие создание собственно самого постера, могут занимать около 10 минут. Следующим этапом является сама сказка и наполнение постера ее элементами.

Начинать следует с самой короткой русской народной сказки «Курочка-ряба». Для этого педагог заранее готовит картинки – раскраски по сказке. На каждую фразу сказки готовится своя раскраска, которую педагог заранее раскрашивает, лучше всего восковыми мелками, так картинки выглядят более ярко и привлекательно, что очень важно для зрительного восприятия малышей. Использовать лучше всего именно раскраски, а не готовые картинки. Это повышает ресурсные возможности и обогащает опыт самого педагога (он ищет раскраски в Интернете, повышая тем самым информационную и компьютерную грамотность, сам раскрашивает, подбирая цвета, комбинируя их – так развивается эстетический вкус и цветовосприятие).



Далее педагог раскрадывает на столе все раскраски и начинает рассказывать сказку (именно рассказывать, а не читать). Последовательность действий здесь такая. Педагог говорит: «Жили – были дед и баба». Приглашает детей к сотрудничеству: «А где такая картинка? Найдите!». Дети находят раскраску этой фразы и самостоятельно (либо с небольшой помощью взрослого) размещают ее на вертикальной поверхности постера. Так происходит заполнение постера всеми картинками-раскрасками. Здесь мы создаем условия для формирования и развития таких важных качеств и умений, как самостоятельность в размещении раскраски; развитие зрительного восприятия при поиске необходимой раскраски и вычленение ее среди других раскрасок. А также подготовки руки ребенка к работе на вертикальной поверхности при дальнейшем обучении в школе; пространственной ориентация при сохранении размещения последовательности расположения раскрасок в соответствии с сюжетом сказки.

Когда все раскраски размещены в хронологической последовательности, педагог еще раз вместе с детьми (приглашает их рассказать сказку), рассказывает сказку таким образом: «Жили- были… кто?» (ответы детей). «И была у них…кто?» (ответы детей). «Снесла курочка…что?»…И так далее.



Далее наполнение постера происходит следующим образом. Педагог обращается к детям: «Какое яичко снесла курочка сначала?». Ответы детей закрепляются в двигательно-пространственном поиске раскраски «Яичко»: по предложению взрослого дети ищут раскраску в группе. С помощью вопросов педагога обнаруживают, что яичко не золотое. Встает вопрос: «Что надо сделать?». Далее дети, самостоятельно выбрав местоположение (за столом или на полу), раскрашивают яичко и размещают его на постере. Педагог фиксирует эмоциональные проявления детей, их психологическое состояние. На этом задачи первого большого этапа создания постера завершаются. Периодически в течение дня педагог, так или иначе, обращает внимание детей на постер, делая это как индивидуально, так и группой.

На следующий день взрослый ставит перед детьми проблемную задачу. Делать это нужно опять же с помощью игры, учитывая возрастные возможности детей. Например, выбрав любой способ рассказывания сказки по постеру (нахождение фразы-картинки, провокационные фразы-картинки и др.), педагог фиксирует внимание детей на том, какое же яичко снесла курочка в конце. «И вылупился из яичка…котенок… щенок… лягушонок!..» - эта фраза приводит детей в неописуемый восторг. Они наперебой начинают утверждать, что это не так. При этом взрослый может показывать либо игрушку-котенка, либо картинку. Можно использовать все тот же волшебный мешочек или находя того, кто вылупился среди других предметов в группе. Это значительно повышает поисковую активность малышей. В конце таких игр – находилок все сходятся на том, что у курочки из яичка вылупился цыпленок. Его, кстати также можно найти среди других предметов в группе.

Дальнейшее расширение постера происходит с помощью раскрасок-цыплят. Педагог подводит детей к тому, что курочка может снести не одно яичко, а много и из каждого яичка вылупится цыпленок. Дети раскрашивают цыплят (используются раскраски), и каждый ребенок размещает своего цыпленка на постере, самостоятельно выбрав место.

На следующий день можно ввести дополнительные элементы, например, организовав все ту же игру-провокацию. «Вышла мама-курочка утром во двор и зовет своих деток: «Ко-ко-ко, я нашла вам вкусный грибок… морковку… огурчик…конфетку…!» (показать картинку или предмет). В ходе игры приходим к выводу, что цыплята любят клевать зернышки или искать червячков. Здесь уже задачу заполнения постера новым элементом можно усложнить: дети рисуют зернышки и червячков прямо на вертикальной поверхности.

Что дает такой подход в использовании технологии постерного моделирования сказок? Помимо всего вышесказанного, согласно утверждениям Л.С.Выготского, именно дошкольный возраст является обширным полем для формирования творческих способностей. И значимый взрослый (родитель, педагог) здесь является тем ресурсом, во взаимодействии с которым внутри их совместной деятельности происходит активное присвоение малышом различных сторон культурно-исторического опыта человечества. Наш опыт показывает, что постерная технология способствует развитию так называемой возрастной чувствительности, когда дети становятся очень восприимчивыми к отдельным обучающим воздействиям образовательной среды. По наблюдениям педагогов именно постерная технология позволяет перейти от использования классно-урочной системы, создавая предпосылки для перевода неосознанных, неуправляемых форм деятельности в раннем дошкольном возрасте к осознанному сосредоточению внимания (даже на небольшой промежуток времени), определенному регулированию своей активности и интересу к умственным нагрузкам.

Литература:

1. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду) [Текст]: учеб. пособие /В. Богат, В.Нюкалов. – М.: Просвещение, 1994.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.

3. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. – М.: Знание, 1984 (Новое в жизни, науке, технике). Педагогика и психология.

4. Детская практическая психология [Текст]: учебник /под ред. Проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2004.

5. Репринцева Г.И. Игра - ключ к душе ребенка. Гармонизация отношений ребенка с окружающим миром [Текст]: метод. Пособие /Г.И.Репринцева. – М.: Форум, 2008.