2023 2022
2 (220) 2023

Нуритдинова С.М., Березкина А.В. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРАЦИИ МАТЕМАТИКИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-2.pdf

«Воображение важнее, чем знания. Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс, порождая эволюцию».
Альберт Эйнштейн

Наука и искусство, казалось бы, совсем несовместимые сферы жизни человека. Однако, именно творческий подход к познанию мира приводит к научным открытиям.

Дошкольники только начинают познавать окружающий мир, и поэтому даже маленькое открытие или получение новых знаний должно сопровождаться вовлечением детей в наиболее интересную для них деятельность – игру или творчество. Занимаясь творческой деятельностью, у ребенка развиваются творческое воображение, логическое и критическое мышление, память и внимание.

Наряду с образами памяти, которые являются копиями восприятия, человек может создавать и совершенно новые образы. В образах может предстать и то, чего вообще не было в нашем опыте, и даже то, чего в такой именно форме в действительности не существует. Эти образы воображения. Итак, воображение – это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы.

Каждый образ, созданный в воображении, является в какой-то степени и воспроизведением, и преобразованием действительности. Воспроизведение – основная характеристика памяти, преобразование – основная характеристика воображения [3].

Особенности развития воображения в дошкольном возрасте:

- воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;

- оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;

- ребенок осваивает приемы и средства создания образов;

- воображение переходит во внутренний план, опадает необходимость в наглядной опоре для создания образов [2].

Под творческим воображением понимают создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. В ходе творческого воображения человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в оригинальных продуктах деятельности.

Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и др., воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования уже имеющихся знаний, способствует саморазвитию личности.

Проблема развития творческого воображения детей актуальна еще и потому, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности, поведения человека. Творческое воображение зависит от многих факторов, в том числе и от возраста и умственного развития ребенка. В отличие от взрослых дети много фантазируют, и их мир может отличаться от реального. Можно даже сказать, что дети живут в двух мирах. Воображаемый мир ребенка – это мир сказок, грез, собственных образов и историй, в нем живут разные персонажи, разыгрываются необыкновенные события, где сам «автор» нередко выступает в роли героя [1].

Развивать творческое воображение дошкольников можно на любом занятии, однако нами были рассмотрены два направления –это математическое развитие и изобразительная деятельность.

Согласно образовательной программе «От рождения до школы» у детей старшего дошкольного возраста должны быть уже сформированы такие элементарные математические представления, как число, счет в пределах 10, наглядное представление цифр от 0 до 9, понятие о форме геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, овал), ориентировка на листе бумаги (слева, справа, внизу, вверху).

Что касается изобразительной деятельности в старшем дошкольном возрасте, то дети продолжают совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений. Учатся обращать внимание на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей, а также на то, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа могут двигаться, менять позы, дерево в ветреный день – наклоняться и т.д.); передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги; овладевают композиционными умениями: учатся располагать предмет на листе с учетом его пропорций (если предмет вытянут в высоту, располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в ширину, например, не очень высокий, но длинный дом, располагать его по горизонтали) [4].

Программа «От рождения до школы» ориентирована на воспитание свободного, уверенного в себе человека, стремящегося творчески мыслить, креативно подходить к решению различных жизненных ситуаций, иметь свое мнение и уметь отстаивать его. Поэтому воспитатель должен систематически внедрять в образовательную деятельность дошкольников различные техники, направленные на развитие творческого воображения ребенка; постоянно заинтересовывать детей, увлекать новыми идеями, заданиями, элементами, автором которых может быть, и он сам, и дошкольники. Чаще нужно давать сложные, необычные задачи, требующие нестандартного решения.

Опираясь на целевые ориентиры программы в области познавательного (формирование элементарных математических представлений) и художественно-эстетического (изобразительная деятельность) развития, можно выделить и рассмотреть следующие техники, объединяющие эти две области и направленные на развитие творческого воображения ребенка:

1. Преобразование цифр (примеров) в пределах 10 в различные образы (животных, птиц, фруктов и т.д.) посредством изобразительной деятельности (рис.1): детям предлагается изображение цифры (группы цифр) или примера в определенном положении, порядке, из которого необходимо нарисовать новый образ.



Рис.1 Примеры преобразования цифр (группы цифр) в различные образы

Сначала подобные задания вызывают затруднение, поэтому задача воспитателя – помочь разобраться в последовательности преобразования по готовой схеме (рис.2). По мере вовлечения детей в этот процесс и усложнения заданий можно заметить, что они уже предлагают свои варианты решения поставленной перед ними задачи.



Рис.2 Схема последовательности изображения кошки из цифр 0,1,6

2. Преобразование геометрических фигур в образы различных бытовых предметов, животных, птиц, фруктов и т.д. посредством изобразительной деятельности: детям предлагается изображение геометрической фигуры (квадрат, круг, треугольник, четырехугольник, прямоугольник, овал), которое необходимо преобразовать в новый образ. Обычно ребята предлагают наиболее встречающиеся в их окружении объекты (солнышко, домик и т.д.). Задача воспитателя – расширить кругозор воспитанников. Стоит показать им, что вместо круга можно нарисовать божью коровку, а не солнышко, дети начинают творчески мыслить и придумывать различные новые образы (рис.3).



Рис.3 Схема последовательности изображения божьей коровки из круга и льва из треугольника

3. Танграм - соединение геометрических фигур в различные образы посредством аппликации: детям предлагаются различные геометрические фигуры из цветной бумаги, из которых необходимо собрать образы животных, птиц, бытовых предметов и т.д. Процесс настолько увлекателен, что из одного набора фигур можно собрать несколько разных новых образов (рис 4).



Рис.4 Танграм «Грузовик»



Рис.5 Танграм «Лиса и заяц»

Развитие творческого воображение в старшем дошкольном возрасте необходимо сочетать с развитием образного мышления, так как большинство детей данной возрастной группы относится к художественному типу, а не к мыслительному. Воображение эффективнее всего развивается в деятельности, поэтому важно включить воспитанников в предметно-практическую деятельность, сообразную возрасту. Творческая деятельность ребенка должна быть положительно мотивирована, носить личностный смысл, чтобы ее результат был высоким [5].

Библиографический список:

1. Гиппенрейтер, Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? – М.: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008. – 251 с.

2. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.

3. Дубровина, И.В. Психология: учебник для студ. сред. пед. учеб. Заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 464 с.

4. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – 6-е изд., доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. – 368 с.

5. Григорьева, О.А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников / О.А. Григорьева. – [Текст]: непосредственный // Молодой ученый. – 2014. – № 20 (79). – С. 568-569. – URL: https://moluch.ru/archive/79/13928(дата обращения: 15.01.2023).