2023 2022
2 (220) 2023

Миронова А.Ю. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НАЧИНАЕТСЯ В СЕМЬЕ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-4.pdf

С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе…
М. Матусовский

Что такое патриотизм? Понятна ли эта тема в дошкольном возрасте? Возможно, предположить, что да, воспитаннику детского сада доступны чувства любви к своим бабушкам и дедушкам, родителям, братьям и сестрам, родному краю, городу, природе Башкортостана. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе повседневного целенаправленного воспитания.

Невозможно воспитать полноценно и всесторонне развитого юного гражданина, без воспитания в нем патриотических чувств, а также представить себе образованного, духовно богатого человека, который не любил бы свою Родину и не чтил свою культуру. Трудно представить, что можно не любить то, частью чего ты сам являешься? Но есть одно, но, как - бы не старались, педагоги научить этому в школах и детских садах, воспитательным примером для детей всегда будут родители. Любви к Родному краю (традициям, культуре) не научить — она передается по наследству.

Только личный пример родителей поможет воспитать патриота в семье. Чтобы дать возможность полюбить свою Родину, важно любить ее самому. Дети копируют поведение родителей и подсознательно привязываются к их точке зрения. Если в семье домочадцы любят Родину, любят обычаи, традиции, культуру своего края. Любят на деле, а не на словах, и любовь перейдет к детям. Обязательно.

Мышление детей в корне отличается от взрослого. Им не под силу мыслить абстрактно, им примеры подавай и конкретики. Родина – что это такое? Где она? Почему я должен любить ее? Они, конечно, понимают, что «страна наша называется Россия, что столица у нее – Москва. Они, без тени сомнения скажут вам — что это наша Родина. Только для маленьких детей все это только слова и факты. Ограниченный «уголок» на карте мира. Ее необходимо любить обязательно. А почему – не понятно. Важно помнить, что для ребенка любимо и ценно то, что знакомо, дорого, где ему хорошо.

Нужно начинать закладывать ростки патриотического воспитания со здорового микроклимата в своем семейном гнездышке. Не затевать ссоры на глазах у своего ребенка, вести аморальный образ жизни, употреблять алкоголь и курить сигареты. Родители самим необходимо любить Родину, тогда никаких усилий с их стороны для воспитания детей не потребуется вовсе. Все это будет проходить естественно и непринужденно, а малыши будут без особого для себя труда проникаться любовью к Отечеству.

Любовь к Родине в целом появится тогда, когда в семье сформируются чувства ответственности за каждого ее члена. В случае беды всем необходимо броситься на помощь одному и спасать его до тех пор, пока это ему будет нужно и будет такая возможность. И, наоборот, точно также один человек должен без раздумий бороться за благополучие всей своей семьи.

Ребенка невозможно в одночасье заставить почувствовать себя ответственным за жизнь других. Невозможно, в минуту, стать патриотом Родины. Но нам, взрослым в силу, помочь ему. Где он может почерпнуть эти знания, В книжках или в учебниках? А может от тепла маминых рук, или же, горячих оладушек, заботливо приготовленных на завтрак бабушкой. Или же совместных семейных поездок на природу, рыбалку. Дорога от дома до детского сада, любимая речка, куда мы всей семьей отправляемся купаться – все это наше, родное и близкое. Аромат скошенной травы, запах сдобной булочки, веселое: «Раз, два, три — Елочка – гори!». Это именно то, что наполняет собой слова «дом», «Родина», «Россия». Именно в это все мы влюбляемся с детства. В катание с горки, тонкую ленту реки и пение птиц. Вот она – Родина!

Необходимо подмечать с детьми эти прекрасные моменты. Они станут теми самыми «маячками», которые способны пробудить чувства гордости, патриотизма и безмерной любви к родному краю, где бы мы они были. Необходимо, как можно чаще рассказывать о жизни своей семьи. В каждой семье, роду есть предки, которыми они могут гордится. Рассматривание семейных фотографий, рассказывание детям об их бабушках и дедушках, дядях и тетях, братьях и сестрах, все это способствует укреплению семейных ценностей, и рождению новых традиций.

Привить любовь к родному краю невозможно без совместных прогулок по родному городу, поездок по своему краю. Такое времяпровождение запоминается на всю жизнь. Даже если судьба в будущем занесет ваших детей в далекие края, то они все равно будут трепетно вспоминать эти прогулки по родному краю.

Важно любить Родину нужно не показательно, а душой и сердцем. Грош цена такой любви, когда после громких патриотических речей глава семейства как бы «случайно» выбрасывает обертку посреди улицы.

Но в силу известных политических событий, и выступлений лже- патриотов, которые переписывают историю на свой манер и преподносят искореженные исторические факты, а порой и откровенно ложные, становится сложно определить ту тонкую грань, где гордость за свой народ (со всей его блистательной историей и духовно богатой культурой) переходит в заносчивое: Мы единственные такие, самые лучшие, а остальные страны нам завидуют». Страшно, когда взрослый, псевдопатриот, гордо декларирует что он «лучший», потому что он «принадлежит той или иной нации», но еще страшнее становится, когда родители взращивают в своих детях это превосходство. Воспитанная в этом духе патриотизма, маленькая личность вырастает с чувством собственного превосходства над представителями других стран и народов. Чем это чревато, не стоит напоминать.

Рассказывая ребенку о подвигах российского народа, никогда не нужно давать негативную оценку действиям другого народа. К примеру, рассказывая детям о подвиге своего народа в Великой Отечественной войне, не следует заострять внимание на том, что враги были — немцы. Нашими противниками были - фашисты. Фашизм – это зло. Идеология, а не народ. Они такие, потому что фашисты, а не потому, что немцы.

Важно помнить, что нет идеальных народов и людей. Все мы прекрасны, потому что все мы уникальны. Наш народ уникален, как и сотни других народов. Любить свою культуру и уважать культуру других. Растить патриота своей страны – благородное дело, взращивать ненависть к другим народам – преступление.

В наше нестабильное время воспитание будущего гражданина, патриота своей страны становится очень актуальным и особенно трудным, потому что, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Литература.1. Виноградова Н. Ф., Жуковская Р. И., Козлова С. А. Родной край. - М., Просвещение, 1990

2. Государственная программа. - Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2002 годы. - Российская газета. 2001 год.

3. О.Л. Князева «Я-ты-мы» Программа социально-эмоционального развития дошкольников.

4. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой., М., 1991

5. Жариков А.Д. Растите детей патриотами. М., 1980

6. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край, М., 1990

7. Знакомим детей с малой Родиной. Полякова Т. В.

8. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007

9. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методические рекомендации. Маханева М. Д

10. Струмилин С. Г. Нетрадиционные формы работы с родителями ДОУ // Новый мир. 1960. N 7. - С. 208.

11. Герасимова,З. Родной свой край люби и знай/ З. Герасимова, Н. Казачок, // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 12. – С. 47.

12. Князева, О.Л., Маханева, М.Д. /Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа развития личностной культуры дошкольников. Н. Новгород, 1997. – 263 с.

13. Козлова, С.А. Я – человек. Программа социального развития ребенка./ С.А.Козлова. – М. Школьная пресса, 2003. - 43 с.

14. Козлова, С.А. Социальное развитие дошкольника. Советы родителям./ С.А.Козлова. – Школьная пресса, 2003. - 43 с.

15. Коломийченко, Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста/ Л.В.Коломийченко, - Пермь, 2002. 115 с.