2023 2022
2 (220) 2023

Чайко М.В. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-3.pdf

Эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.

Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок‑дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения. По данным психологов, опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, весьма прочен и принимает характер установки. Отсутствие должного внимания к этому вопросу в современных программных документах для дошкольных образовательных учреждений ведет к тому, что педагоги часто выпускают его из поля зрения своей профессиональной деятельности или решают фрагментарно, бессистемно.

Нельзя не отметить, что в последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и т. д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Кроме того, на фоне таких нарушений легко возникают вторичные личностные отклонения, обуславливающие негативный характер способов поведения и общения, деформацию личностного роста детей в целом. Соответственно организованная педагогическая работа в этом направлении может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии.

Осваивая социальную обусловленность эмоций, дети овладевают нормативными категориями, эталонами их проявления, что способствует начальному становлению эмоциональной культуры личности. Ребенок с развитыми эмоциями легче преодолевает эгоцентризм, лучше включается в учебно‑познавательные ситуации, успешнее самореализуется в деятельности.

Педагогически организованное расширение эмоционального опыта детей важно осуществлять, учитывая выделенные в психологии механизмы воздействия на эмоциональную сферу личности дошкольников.

Игра дошкольников предоставляет большие возможности для исследования эмоций. Она насыщена самыми разнообразными эмоциями: радостью, восторгом, удивлением, волнением и т.д. Это дает возможность использовать игру не только для развития и воспитания личности ребенка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний.

Разнообразие эмоциональных проявлений, наблюдаемых в игре, их богатства обусловлены также одновременным протекание эмоций, порождаемых, с одной стороны, реальным «Я» ребенка, получающего удовольствие от игры, а с другой стороны – ролью, которую он выполняет.

О том, насколько значимы эмоции, переживание игровых событий, возвышенные мотивы игры говорят исследования советских психологов (А.В. Запорожец, Я.З.Неверович, Г.П. Хризман и др.). Эмоции цементируют игру, делают ее увлекательной, создают благоприятный климат для взаимоотношений, повышают тонус, который необходим каждому ребенку для его душевного комфорта. Психологи подчеркивали, что основной смысл игры заключается в многообразных переживаниях, значимых для ребенка, что в процессе игры происходят глубокие преобразования первоначальных аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в его жизненном опыте.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактических игр не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Как отмечал А.Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющей собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но обличают ее в занимательную для детей форму.

Обучающая задача воплощается создателем игры в соответствующее содержание, регулируется с помощью игровых действий, которые выполняют дети.

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата и выиграть. Однако если участник игры не обладает знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

Таким образом, активное участие, выигрыш в дидактической игре зависит от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей.

Дидактические игры на развитие эмоционального реагирования детей

На этом возрастном этапе основными задачами в области развития эмоционального реагирования являются следующие:

1. Совершенствовать опыт эмоционального реагирования путем подачи различных по интенсивности, продолжительности и новизне сенсорных стимулов, носящих в основном комплексный характер (зрительно‑вестибулярные, зрительно‑слухо‑осязательные и т. д.;

2. Стимулировать проявление индивидуально‑неповторимого стиля игрового поведения, самобытности «почерка» эмоционального реагирования.

Дидактическая игра «Рисуем на спине»

(старший дошкольный возраст)

Наглядный материал: Картинки с геометрическими фигурами, буквами, цифрами.

Дидактическая задача: совершенствовать эмоционально-тактильные восприятие.

Игровая задача: угадать, что нарисовали на спине.

Игровое правило: «рисовать» на спине медленно, молча.

Игровые действия: посмотреть картинку, нарисовать на спине впереди стоящего игрока, угадать, что нарисовали.

Ход игры:

Количество игроковот 2 и более.

Дети выстраиваются в одну колонну друг за другом. Последнему в цепочке ребёнку взрослый рисует на спине и одновременно показывает на карточке изображение хорошо знакомой буквы (фигуры или цифры) Ребёнок рисует её на спине у стоящего впереди товарища. Так по цепочке этот «рисунок» передаётся, пока не доходит до первого в колонне. Тот рисует изображение буквы на бумаге и показывает всем. Взрослый показывает свою карточку с буквой.

Ребятам предлагается обсудить ошибки и находки, которые были в процессе игрового действия. С помощью наводящих вопросов взрослый приводит детей к пониманию, что рисовать на спине надо не спеша, чётко, захватывая всю поверхность спины.

Дидактическая игра «Твистер»

(старший дошкольный возраст)

Наглядный материал: Игровое поле размером 1,4 м на 1,6 м, на котором расположены 26 цветных круга красного, желтого, синего и зеленого цвета.

Плоская рулетка, разделенная на четыре сектора, конкретно указывающие на руки и ноги. Внутри каждый сектор делится на цвета, соответствующие кругам на поле.

Дидактическая задача: совершенствовать опыт эмоционального реагирования путем подачи разных сенсорных стимулов.

Игровая задача: удержать равновесие.

Игровое правило: переставлять по полю руки и ноги в соответствии с выпавшим символом на рулетке, не сталкивать других игроков.

Игровые действия: прокрутить стрелку на рулетке, сделать ход на игровом поле.

Ход игры:

Количество игроковот 2 до 9.

Выбирается ведущий, который крутит рулетку и дает задания игрокам. Игроки встают на противоположных концах поля и по очереди выполняют задания ведущего. По результатам вращения рулетки, игроки встают рукой или ногой на тот цветной круг, который выпал на рулетке. Меняя положение руки или ноги на другой круг необходимо сохранять равновесие и не отрывать от поверхности поля уже установленных стоп или ладошек. Выигрывает тот игрок, который удержался и не упал в результате перестановки рук и ног на игровом поле.

Дидактическая игра «Угадай на ощупь»

(старший дошкольный возраст)

Наглядный материал: Непрозрачный мешочек, плоскостные и объемные геометрические фигуры, муляжи овощей, фруктов, животных. Смайлики улыбающийся и грустный.

Дидактическая задача: развивать эмоционально-тактильные восприятие.

Игровая задача: найти на ощупь предмет в мешочке.

Игровое правило: не доставать руку с предметом из мешочка, пока не назвал это предмет.

Игровые действия: нащупать предмет в мешочке, определить на ощупь. Что это за предмет и назвать его, проверить правильность выполнения задания.

Ход игры:

Количество игроковот 2 и более человек.

1 Вариант.

Ребенку предлагается на ощупь найти в мешочке определенный предмет (круг, грушу, жирафа и др.) Если ребенок находит предмет правильно, к нему поворачивается улыбающийся Смайлик, если нет- то грустный. Тогда ребенку предлагается попробовать выполнить задание еще раз.

2 Вариант.

Ребенок берет в мешочке любой предмет и не доставая руки с предметом из мешочка, определяет на ощупь, что он выбрал. Потом он достает предмет из мешочка, если он угадал предмет ему достается улыбающийся Смайлик, если нет- то грустный. Тогда ребенку предлагается попробовать выполнить задание еще раз.

Дидактическая игра «Руки вверх»

(старший дошкольный возраст)

Наглядный материал: стол, стулья, монета, жетоны двух цветов.

Дидактическая задача: совершенствовать опыт эмоционального реагирования по средствам зрительно-слухо-осязательных ощущений.

Игровая задача: определить у кого в руке остался предмет.

Игровое правило: незаметно и быстро передать предмет другому игроку, не выдать себя эмоцией, если предмет по сигналу остался у тебя,

Игровые действия: незаметно передать предмет, угадать у кого предмет.

Ход игры:

Количество игроковот 6 до 14 человек.

Вначале игры необходимо объединить участников в 2 команды по одинаковому количеству игроков и выбирать капитанов. После этого команды садятся по разные стороны стола, друг напротив друга. Капитаны садятся в конце стола.

Капитан одной из команд получает монету и начинает передавать ее под столом следующему игроку команды. Игроки этой команды начинают передавать монету под столом вперед и назад от игрока к игроку. Цель игры – делать это настолько аккуратно, чтобы противоположная команда не могла угадать, у кого в данный момент находится монета.

В любой момент капитан противоположной команды может сказать: «Руки вверх!». По этому сигналу игроки команды с монетой поднимают свои руки вверх, сжатыми в кулаки.

Вслед за этим капитан командует: «Руки вниз!» При этом игроки резко опускают руки вниз, ладонями на стол, держа спрятанную монету под одной из ладоней. Будьте осторожны, чтобы монета не звякнула.

Затем два игрока из противоположной команды пытаются угадать, у какого игрока находится монета. Один из них говорит: «Раскройся» тому игроку, у которого, по его мнению, находится монета. Этот игрок должен приподнять руки и показать, нет ли монеты на столе. Если ее там нет, то начинает угадывать другой игрок.

Дидактическая игра «Колпак мой треугольный»

(старший дошкольный возраст)

Наглядный материал: музыкальное сопровождение, треугольный колпачок.

Дидактическая задача: совершенствовать опыт эмоционального реагирования по средствам зрительно-слухо-осязательных ощущений.

Игровая задача: формировать координацию движений.

Игровое правило: постепенно заменяем одно из слов в песне движением, а слово пропеваем про себя.

Игровые действия: запомнить слова песни, повторить, заменить слова песни движениями.

Ход игры:

Количество играющих от двух и более.

Педагог читает стихотворение:

Колпак мой треугольный,

Треугольный мой колпак,

А если не треугольный,

То это не мой колпак.

Потом предлагает заменить в стихотворении слово КОЛПАК, касанием рукой головы, затем слово ТРЕУГОЛЬНЫЙ – фигуркой из пальцев в форме треугольника, слово МОЙ – касанием груди, слово НЕ – движением руки от себя.

Каждый раз, когда заменяется слово движением, стихотворение читается вновь, но без этого слова.

Дидактические игры на развитие эмоциональной экспрессии детей.

Основными задачами по реализации этого направления эмоционального развития являются следующие:

1. Совершенствовать опыт внешнего оформления эмоций, побуждать к передаче тонких оттенков настроений, демонстрируя разнообразие всех компонентов эмоциональной экспрессии: мимических, пантомимических, жестикуляционных, речевых;

2. Содействовать развитию творческой самостоятельности в создании художественных образов, развитию индивидуально‑неповторимого стиля игрового поведения и самобытности «рисунка» эмоциональной экспрессии;

3. Поддерживать интерес детей к импровизациям, а также инициативу в выборе декораций и музыкального сопровождения. Поощрять инициативность в создании элементов костюмов, выборе выразительных средств для создания образа и т. д.

Дидактическая игра «Зеркало».

(старший дошкольный возраст)

Наглядный материал: пиктограммы эмоций на каждого играющего, разрезные картинки «Зеркало» (по количеству игроков), разрезанные на 2 части, жетоны – улыбающийся смайлик.

Дидактическая задача: развивать умения понимать и передавать чужие эмоции.

Игровая задача: упражнять детей в распознавании, словесном обозначении и повторении эмоции.

Игровое правило: правильно распознать настроение и повторить его.

Игровые действия: выбор пиктограммы настроения, изображение настроения с помощью мимики и жестов, распознать настроение, повторить.

Ход игры:

Количество играющих кратное двум.

Дети объединяются в пары с помощью разрезных картинок. Один из игроков в паре выбирает в пиктограммах любую эмоцию, не показывая партнеру картинку изображает мимикой и жестами эту эмоцию. Задача партнера по игре полностью повторить мимику, жесты, настроение водящего, а также озвучить словесно эти эмоцию.

После того как игрок назвал эмоцию, ведущий игрок открывает пиктограмму, убеждаясь в правильности ответа.

Если ответ был верен, игрок берет смайлик, если нет, смайлик не получает.

Затем игроки меняются ролями.

После дети перемешивают разрезные картинки и объединяются в другие пары. Игра повторяется.

Выигрывает тот, кто набрал больше смайликов.

Дидактическая игра «Дождь и дождик»

(старший дошкольный возраст)

Наглядный материал: иллюстрации с изображением грибного дождя, грозы, моросящего дождя, «волшебная палочка», текст о разном дожде, пиктограммы настроений, карандаши, альбомы.

Дидактическая задача: побуждать к передаче тонких оттенков настроений через мимику и жесты.

Игровая задача: изобразить настроение дождя.

Игровое правило: правильно определить настроение дождя по иллюстрации и описанию дождя в тексте, изобразить настроение с помощью мимики и жестов.

Игровые действия: слушанье текста о дожде, рассматривание иллюстраций с разным изображением дождя, выбор пиктограммы настроения дождя, воссоздание эмоций в собственной мимике и жестах, рисование эмоционального состояния.

Ход игры:

Игра проводится с подгруппой детей 5-6 человек.

Педагог с помощью «волшебной палочки» «превращает» детей в капли дождя. Читая текст, педагог показывает иллюстрации дождя и акцентирует внимание детей на том, что дождь может быть очень разным.

«Вот появилась тяжелая, черная грозовая туча, и на землю медленно стал капать злой и страшный дождь.»

Педагог предлагает детям найти пиктограмму с соответствующим настроением и изобразить грозовой дождь.

«Вот ветер принес другую тучу, и пошел частый, моросящий, очень грустный, тоскливый дождь.»

Дети находят пиктограмму настроения и изображают «грустный», моросящий дождь.

«Однажды, в теплый летний день на землю полил веселый, шумный, озорной дождь! Он барабанил по крышам домов, как бы просил всех выглянуть в окно и порадоваться его приходу!»

Дети находят пиктограмму настроения и изображают «веселый» дождик.

В заключение педагог предлагает нарисовать в альбомах разные «настроения» дождя: злой, грустный, веселый.

Вариантами такой игры может служить изображение ветра, снега и т. д.

Дидактическая игра «Ожившие сказки»

(старший дошкольный возраст)

Наглядный материал: крутящийся барабан со стрелкой, пиктограммы эмоций, конверты с иллюстрациями из сказок, с ярко выраженными эмоциями,

Дидактическая задача: развивать умения понимать и передавать чужие эмоции через мимику, жесты, пантомиму. Поощрять инициативность в выборе выразительных средств для создания образа.

Игровая задача: упражнять детей в распознавании, повторении настроения героев сказок, словесном обозначении.

Игровое правило: правильно распознать настроение и повторить его, угадать.

Игровые действия: распознать настроение героя сказки, показать действия сказочного персонажа и настроение, угадать сказку и настроение.

Ход игры:

Количество играющих от 2 до 8 человек.

Ребенок крутит стрелку на барабане игрового поля, выбирая конверт с иллюстрацией из сказки и пиктограммой эмоции. Игрок вскрывает конверт так, чтобы остальные игроки не видели картинку. С помощью мимики и жестов пытается показать эпизод из сказки и выразить эмоцию героя. Дети должны угадать, что это за сказка и эмоцию.

Для проверки правильности ответов игрок демонстрирует иллюстрацию сказки и пиктограмму эмоции.

Тот, кто правильно угадал сказку и эмоцию следующим крутит барабан.

Если игрок показал понятно эмоциональное состояние героя сказки, то он забирает иллюстрацию со сказкой себе. Если ребенок выполнил задание неправильно, конверт с иллюстрацией сказки возвращает на игровое поле.

Выигрывает тот, кто наберет больше иллюстраций из сказок.

Дидактическая игра «Магазин игрушек»

(старший дошкольный возраст)

Наглядный материал: разноцветные жетоны двух цветов

Дидактическая задача: содействовать развитию творческой самостоятельности в создании образов, поддерживать интерес детей к импровизации.

Игровая задача: изобразить игрушку.

Игровое правило: правильно угадать игрушку.

Игровые действия: задумать игрушку, изобразить с помощью пантомимы, угадать игрушку.

Ход игры:

Игра проводится с подгруппой детей от 4 до 10 человек.

Педагог предлагает детям объединиться в две команды: одни – игрушки, другие – покупатели. «Игрушки» занимают место на полках (садятся на стулья, становятся на скамейки). При этом каждая «игрушка» должна придумать движения, которые она будет демонстрировать перед «покупателем». Затем педагог, исполняющий роль «продавца», открывает «магазин», произнося слова:

Где живут игрушки?

В специальном магазине.

Там куклы и машины

Стоят в цветной витрине.

Пойдем мы с вами вместе

В красивый дом большой,

Там мячики и трости,

Грибочки под сосной.

Давайте поиграем

В любимые игрушки:

«А ну ка, отгадайте,

Какие здесь зверюшки?»

«Покупатели» делают свой выбор. «Продавец» заводит по очереди каждую выбранную игрушку. «Игрушка» продается в том случае, если «покупатель» угадывает ее название.

При повторении игры дети меняются ролями: «покупатели» становятся «игрушками», а «игрушки» – «покупателями».

Дидактическая игра «Вкусно -невкусно»

(старший дошкольный возраст)

Наглядный материал: фрукты, овощи, 2 тарелки, пиктограммы эмоций

Дидактическая задача: совершенствовать опыт внешнего оформления эмоций по средствам мимики.

Игровая задача: выразить свою эмоцию.

Игровое правило: попробовать продукт и показать мимикой, без слов свое эмоциональное отношение к тому, что съел

Игровые действия: попробовать продукт на вкус, выразить мимикой эмоцию, назвать, что съел.

Ход игры:

В игре могут приять участие от 2 до 20 человек.

Педагог выносит на тарелке нарезанные на кусочки овощи и фрукты. К кому из детей она подходит, тот закрывает глаза и открывает рот, а педагог кладет ребенку в рот кусочек овоща или фрукта. После того. Как ребенок распробует то, что ему предложили, он пытается мимикой показать свои вкусовые ощущения. Дети должны угадать, что ощутил ребенок по мимике и показать пиктограмму эмоции. А игрок подтверждает правильность ответа детей или опровергает и говорит, что он съел.

Затем педагог дает попробовать кусочки овощей и фруктов следующему игроку.

Даем пробовать кусочки банана, лимона, соленого огурца, редьки, свеклы и т. д.

Усложнение: во время дегустации все дети закрывают глаза. Затем по мимике игрока дети должны определить эмоцию и что он съел.

Библиографический список:

1. Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. ВЛАДОС, 2012

2. Психология воспитания / Под ред. В. А. Петровского. М., 1995.

3. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. М., 1986.

4. Стрелкова Л. П.Эмоциональный словарь от «Ах» до «Ай‑яй‑яй»: Обучение эмоциональной культуре дошкольников и младших школьников. М., 1995.