2023 2022
1 (219) 2023

Осипенко М.А. МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ МАРКЕРЫ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА В РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-1.pdf

Одним из требований к условиям реализации ФГОС ДО - основой является создание развивающей предметно – пространственной среды. Она должна быть трансформируемой, вариативной, полифункциональной, доступной и безопасной. Педагог должен обеспечить свободу действий в условиях групповой комнаты, предусмотреть ее тематический и сюжетный поворот, найти для каждой игры только ей присущий стиль игрового интерьера и оборудования.

Для развития инициативности и самостоятельности у дошкольников важно опереться на основные механизмы развития ребенка. Одним из таких механизмов является сюжетно ролевая игра.

Изучив психолого-педагогическую литературу, понаблюдав за играми детей и проанализировав предметно пространственную среду в группах, пришла к выводу, что необходимо преобразовать среду так, чтобы она выполняла образовательную, организационную, развивающую, стимулирующую и коммуникативную функции и отвечала бы требованиям ФГОС ДО. Решение этой задачи невозможно без создания маркеров игрового пространства нового типа.

Для реализации поставленной задачи, поставили перед собой цель разработать модели маркеров предметно – пространственной среды для сюжетно – ролевых игр, в которой дети будут проявлять самостоятельную активность, творчество и фантазию. Провели ряд мероприятий: наблюдение за уровнем развития игровых умений у детей младшего дошкольного возраста, изучили ситуацию игровой деятельности в ДОУ, проводились беседы с родителями на тему: «Во что играют дети дома?».

После анализа, совместными усилиями педагогов и родителей в нашей группе, были разработаны и изготовлены из доступных материалов маркеры игрового пространства. Разнообразные предметы и объекты социальной действительности, где каждый предмет и каждый объект, несет определенные знания об окружающем мире, становятся средством передачи социального опыта, которые так же обеспечивают максимальную активность детей. Маркеры дают возможность рационально использовать пространство группы. Они легко трансформируются и очень вариативны в зависимости от сюжета в игре. Это открытая живая система, постоянно изменяющаяся в процессе игры и роста детей.

Все изготовленные маркеры игрового пространства реализуют следующие задачи:

· Развивать познавательную активность детей, осваивать средства и способы познания, обогащать опыт деятельности и представления об окружающем.

· Обогащать содержание сюжетно - ролевых игр на основе знакомства с явлениями социальной действительности.

· Обогащать сенсорный опыт детей, совершенствовать аналитическое восприятие.

· Развивать умение самостоятельно организовывать игры и упражнения, воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками в процессе совместной деятельности.

Маркеры обладают рядом достоинств и отвечают современным требованиям:

Отвечают гигиеническим требованиям (безопасны, легко моются). Выполнены из недорогих доступных материалов. Имеют эстетический вид. Легко трансформируются, вариативны, многофункциональны.

В нашей группе имеются игровые маркеры трех видов:

Ø Первый вид, это тканевое игровое пособие. Пошитые разноцветные лоскуты из плотной яркой ткани (синий, желтый, зеленый, белый, черный) 2x2





Тканевый маркер легко может превратиться в реку, луг, пляж, огород или любое другое игровое пространство. Занимают мало места при хранении.

Ø Второй вид игровых маркеров, это «Ширмы».

Доступное, двухстороннее игровое пособие к познавательным занятиям, сюжетно – ролевым играм, используется как театральная декорация.

Изготовлены ширмы из пластиковых труб (все детали соединяются с помощью разъемных колец-переходников) и пошитых тканевых занавесах. Этот маркер удобно использовать не только как ширму, но и как дидактическое пособие. При совместной деятельности по формированию элементарных математических представлений: «Сосчитай всех…», «Что над домиком, под домом…» и т.д. Если проявить фантазию и расшить тканевые занавесы ширмы, то она легко может превратиться в «магазин» или «больницу».



Ø Третий вид игровых маркеров – это маркеры, изготовленные из сандвич панели.



Маркер «Корабль»

Игровое пособие к познавательным и сюжетно – ролевым играм.

Изготовлен из сандвич панели, разрезанной на 5 равных частей. Ширина одной части 32 см. длина 1м. Все части соединяются с помощью цветного скотча или с помощью шнурков, чтобы модель можно было сложить. Можно наклеить на модель, с помощью самоклеящейся пленки волны или другие элементы корабля (иллюминаторы, рыбок, якорь).

Маркер «Машина»Сделан из таких же сандвич панелей. Состоит из трех частей. Одной из частей придается форма кабины и вырезается окно. Вторые две равные части высотой 30 см и длиной 1м, прикрепляются к кабине при помощи шнурков и ли цветного скотча. Края обклеиваются скотчем или цветной самоклеящейся пленкой для безопасности. При желании на кабину можно приклеить фары и номерной знак. Этот маркер в процессе игры с соответствующими атрибутами легко можно использовать как машину: «Службы спасения», «Скорой помощи» или «Пожарной машины».

Таким образом, опробовав маркеры игрового пространства в работе с детьми, мы убедились, что появилась возможность приобщать всех детей к активной и самостоятельной деятельности. Каждый ребенок группы выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивает разнообразие предметного содержания, доступность и удобство размещения материалов. Дети не конфликтуют и не ссорятся между собой из–за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью.

Положительный и эмоциональный настрой свидетельствует об их жизнерадостности, открытости.