Выпуск № 40 (115) 2021

Фадеева О.Н., Шандрова М.В. Воспитание нравственных качеств у старших дошкольников посредством художественной литературы

«Доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе - от солнца, а все лучшее в жизни - от человека».

М. Пришвин

Формирование у детей нравственных качеств является одним из разделов воспитания. Для её осуществления педагогу необходимо опираться на психологические закономерности их развития.
Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Ребенок-дошкольник отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям, и в первую очередь к тем, к которым он имеет эмоциональное отношение.
Основой нравственности человека являются те качества, которые определяют его моральный облик, делают внутренне свободным и социально ценным во всех сферах общественной и личной жизни. Фундамент этого процесса должен быть заложен в детстве, в дошкольном возрасте. Широко известно меткое высказывание Л. Н. Толстого: «От пятилетнего ребёнка до меня один шаг. От новорождённого до меня страшное расстояние».
В. А. Сухомлинский говорил, что «добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важ­нейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств».
Практика показывает, что на сегодняшний день в детских садах ребята зачастую проявляют злость, агрессию, гнев, жадность и другие отрицательные качества. И если их вовремя не скорректировать в период их личностного становления, то в дальнейшем это даст более тяжёлые последствия.
Воспитание доброты - одна из существенных сторон воспитания ребенка. Это связано с пробуждением в ребёнке сострадания, сопереживания в горе, беде и умении радоваться и сопереживать успеху другого как к своему собственному. Ребёнок должен приходить к этому не через порицания или боязнь наказания, а через укрепление по мере его взросления чувства собственного достоинства.
Ежедневно ребенок должен видеть и постигать азбуку нравственности в ближайшем окружении, в том числе в детском саду. Общаясь с ребенком, мы не должны забывать подавать ему примеры доброты. Воспитание ребенка не должно пониматься как регламентирование его поведения и чтение ему нравственных проповедей. Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше почувствовал реальность чужого страдания и сопереживал ему, чтобы умел любить, жалеть, прощать, помогать. Известно, что легче чему-то научить дошкольника, чем что-либо положительное в нем воспитать. Поэтому на педагогах детского сада лежит ответственность за помощь тем родителям, которые вполне осознанно желают видеть своего ребенка добрым, вежливым.
Воспитывать в ребенке доброту и чуткость нужно с такой же, если не с большей, настойчивостью и последовательностью, как и силу воли. И самое главное - воспитать доброту можно только добром. Поэтому, если воспитатель хочет закрепить в поведении ребёнка те или иные качества, он должен в первую очередь добиться их эмоционального переживания. А вызвать эмоциональные переживания в старшем дошкольном возрасте можно с помощью различных видов деятельности, в том числе и через художественную литературу.
Воспитание у детей нравственных качеств, таких как: доброта, сострадание, взаимопомощь, отзывчивость используя художественную литературу. Мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других.
Дошкольный возраст – это период становления способностей, формирования личности, бурных интегративных процессов в психике. Педагоги и психологи подчеркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном детстве. Они могут проявляться и в отношении ребенка к самому себе (чувство собственного достоинства, превосходства или, наоборот, чувство неполноценности, уверенность или отчаяние), и в отношении к другим людям (симпатия или антипатия, сочувствие, злоба, гнев, безразличие, чувство дружбы, любви, товарищества, чувство стыда, вины), к коллективу (чувство коллективизма, солидарности), к искусству (эстетические чувства). У ребенка старшего дошкольного возраста формируются уже начала сложных чувств, таких, как, например, справедливость, любовь к своей Родине, расположение к детям других национальностей. Для формирования чувств ребенка, его нормального развития большое значение имеет воспитание у него эмоционально-положительного отношения к окружающему. Положительные эмоциональные состояния — это основа доброжелательного отношения к людям, готовности к общению. Отрицательные эмоциональные состояния могут послужить причиной озлобленности, зависти, страха, отчуждения.
В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности нравственного воспитания. Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.
Активное умственное развитие старшего дошкольника способствует формированию более высокой по сравнению со средним дошкольным возрастом степени осознанности поведения. Дети 6—7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Под влиянием воспитания поведение старших дошкольников утрачивает свойственную младшим детям ситуативность и становится более целенаправленным и сознательным. Создаются возможности для формирования у детей ответственности за свое поведение, элементов самоконтроля, предварительного планирования действий, организованности.
Таким образом, в дошкольном возрасте у детей складываются первые моральные суждения и оценки, первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы, формируются не только нравственные качества, но и чувства. Однако психологические исследования морального развития дошкольников показали, что знание моральной нормы далеко не всегда обеспечивает ее выполнение в реальной жизненной ситуации. Часть детей, хорошо зная норму справедливости, в реальном взаимодействии не соблюдают ее. Вместе с тем большинство детей в реальной ситуации ведут себя в соответствии с нормой.
Ни для кого не секрет, что проблема приобщения ребенка к книге в современном обществе стоит очень остро. Как известно, современные дети, все чаще проводят большую часть своего времени у телевизора и компьютера и все реже с книгой. Они пассивно поглощают все то, что негативно воздействует на них с голубого экрана: агрессия, насилие, жестокость.
Именно книга, с ее простотой и чистотой, формирует у детей духовно - нравственные качества: доброту, милосердие, сострадание, уважение к старшим. Эти качества позволят им в дальнейшем самостоятельно принимать правильные решения в той или иной жизненной ситуации. Поэтому формирование духовно – нравственных ценностей дошкольников в ходе реализации образовательной области «Художественная литература» на современном этапе общества приобретает особую актуальность и значимость. Книга дает возможность домыслить, «дофантазировать». Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка.
Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.
Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке “талант читателя”.
Кто же вводит ребенка в мир книги? Этим занимаются родители и работники дошкольных учреждений. Библиотека и школа не первый, а последующий этап формирования читателя.
Исходя из этого, самым осведомленным человеком в вопросах детской литературы и чтения должен быть воспитатель дошкольного учреждения. Он не только воплощает задачу приобщения детей к книге, рождение в них интереса к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения, но и выступает как консультант по вопросам семейного чтения, пропагандист книги и книжного знания, социолог, быстро и точно реагирующий на изменение детского отношения к книге и процессу чтения, психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на детей.
Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.
Художественная литература служит могучим действенным средством нравственного воспитания детей. Многочисленные исследования Н. С. Карпинской. Л. Н. Стрелковой, А. Н. Виноградовой, Р. С. Буре подтверждают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы. Произведения литературы всегда содержат в себе какую-то оценку событий. Нужно, чтобы ребёнок сопоставлял свой собственный опыт с той моралью, которую преподносит ему книга. А, поскольку книга – это авторитет, у ребенка будет вырабатываться правильная, этически верная оценка тех событий, которые ему довелось наблюдать самому.
Литературные произведения входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста. Это любимые всеми детьми сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: они знакомят детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учат жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку, в детях развивается чувство прекрасного. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Сказки влияют на духовно-нравственное развитие ребёнка, ребёнок узнаёт о добре и зле, происходит формирование гуманных чувств. Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут педагогу показать: как дружба помогает победить зло «Зимовье»; как добрые и миролюбивые побеждают «Волк и семеро козлят»; что зло наказуемо «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка». Сказка не дает прямых наставлений детям, таких как: «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Будь добрым», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Отрицательные образы народной сказки и внешне не привлекательны (Баба Яга, Кощей и др.), и поведение, поступки характеризуют их с плохой стороны. Развивая перед детьми картину действенной упорной борьбы со злом, угнетением, несправедливостью, сказка учит, что надо добиваться намеченной цели, не смотря на препятствия и временные неудачи, верить в конечное торжество справедливости. В этом отношении сказка помогает воспитанию людей сильных, бодрых, способных преодолеть трудности. Признак настоящей сказки - хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Чтобы не происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героям, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В сказках всегда добро побеждает зло.
В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать переносное значение слов и словосочетаний. Они уже обладают достаточным литературным багажом, отличают сказку от рассказа, безошибочно определяют поэтические произведения. Они понимают суть конкретного поступка литературного героя, хотя его скрытые мотивы не всегда улавливают.
Хорошим помощником в воспитании доброты могут быть краткие произведения В.А. Сухомлинского «Этика», «Уважение и почитание старших». – Это эмоциональные рассказы, которые в умелых руках воспитателя могут служить мощным средством в воспитании добрых чувств. А также воспитанию добрых чувств могут служить произведения Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, а особенно В.А. Осеевой.
Мне очень нравится творчество В.А.Осеевой. Она много писала для детей. Ее произведения отмечены живостью изложения и построены на близких детям сюжетах. И, несмотря на то что некоторые из них были совсем маленькими, содержание всегда блистало глубоким смыслом. В своих рассказах для детей Осеева учит рассматривать поступки героев и делать правильные выводы. Все рассказы Осеевой читаются очень быстро, легко, на одном дыхании. Детям особенно нравится цикл рассказов «Волшебное слово», «Хорошее», «На катке», «Три товарища», «Случай», «Просто старушка». В этих увлекательных историях даются образцы человеческих отношений. Эти рассказы учат доброте, вежливости, честности, уважению к людям.
Таким образом, использование художественной литературы позволит не только сформировать практические навыки нравственных норм поведения в обществе, но и раскрыть их значение для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми. Герои произведений вызывали у детей сочувствие к себе, помогали в проявлении в самых простых формах чувства долга, уважения к родителям, умения поступиться своими желаниями. Все это является решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников.
Надеюсь, что в будущей взрослой жизни у воспитанников не потеряется детская доброта, уважение, щедрость сердца, понимание и принятие другого человека таким, каков он есть, чтобы детство осталось ярким началом жизненного пути.
Библиографический список
1. Алябьева Е. А. Воспитание культуры поведения у детей 5 – 7 лет: Метод. рек. М., 2009.
2.Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. - М., 1987
5. Буре Р.С.,Година Г.Н. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников.-М.,Просвещение,1989
6. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. - М.: Просвещение, 1989.
7. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника-М.,1985
8. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников//Дошкольное воспитание. 2005 №6.
9. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Основы сказкотерапии СПб: Речь, 2006 75
10. Коломийченко Л. В. Дорогою добра: Концепция и программа социально- коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2015.