Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-4.pdf
Аннотация.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую им не хватает взаимопонимания, такта, терпения, для того чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьей и детским садом полной тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители считают детский сад местом, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И педагоги очень часто испытывают большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Основная цель совместной деятельности и сотрудничества дошкольного учреждения и семьи – установление доверительных отношений между детьми, родителями, воспитателями, объединение их в одну команду, способность делиться друг с другом своими потребностями и совместно их решать.
Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, является актуальной проблемой нашего времени. Составная часть взаимодействия — это общение педагога с родителями.
На современном этапе развития общества отчетливо проявляются проблемы воспитания в семье, правильности педагогического подхода к воспитанию ребенка. Большое значение имеет также уровень педагогической культуры родителей. Таким образом, психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании детей – это целенаправленная система мер психолого- педагогического характера, которая способствует повышению воспитательного потенциала семьи, обеспечивая условия для полноценного развития личности и социализации ребенка.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую им не хватает взаимопонимания, такта, терпения, для того чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьей и детским садом полной тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители считают детский сад местом, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И педагоги очень часто испытывают большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Партнерство семьи и дошкольной образовательной организации является важнейшим условием эффективного решения воспитательно - образовательных задач в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, основной принцип дошкольного образования — это сотрудничество с семьей в образовательном процессе.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет ряд требований к результатам освоения основной образовательной программы, которые являются ориентиром для решения задач взаимодействия с семьями воспитанников.
Основными направлениями работы нашей дошкольной образовательной организации с семьей, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, являются:
1. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи.
2. Повышение компетентности родителей.
3. Помощь семье в воспитании и образовании ребенка.
4. Участие родителей в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.
В планировании работы с семьей я руководствуюсь современными нормативно-правовыми, методическими и иными документами, а также локальными актами образовательной организации.
Для реализации указанных направлений необходимо учитывать основные принципы сотрудничества с семьей.
Психолого-педагогическая поддержка в дошкольном образовательном учреждении — это комплексная оперативная помощь, которая направлена на решение индивидуальных проблем семьи, связанных с воспитанием и развитием ребенка.
Можно выделить несколько этапов социально-педагогической поддержки:
1. Диагностический - фиксирует факт, сигнал проблемности, проектируются условия диагностики предполагаемой проблемы, устанавливается контакт с семьей и производится совместная оценка проблемы с точки зрения значимости для родителей.
2. Поисковый - дошкольное образовательное учреждение совместно с родителями начинает искать причину возникновения проблемы (взгляд на ситуацию со стороны).
3. Договорный – происходит проектирование действий сторон (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживаются договорные отношения и заключается договор в любой форме.
4. Деятельностный - организуются и проводятся различные мероприятия.
5. Рефлексивный - совместно с родителями обсуждаются успехи и неудачи предыдущих этапов деятельности.
Задачи, которые решаются в процессе социально-педагогический поддержки, во многом зависят и от категории семьи.
Выделяется четыре категории семей, которые различаются по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому:
1) благополучные семьи;
2) семьи группы риска;
3) неблагополучные семьи;
4) асоциальные семьи.
Настоящая типология позволяет в полной мере использовать дифференцированный подход при отборе форм, средств и методов социально-педагогической поддержки семей дошкольников.
Представлю несколько элементов (форм) сотрудничества воспитателя с семьей:
1. Проведение консультативной и просветительской работы (родительские собрания, семинары-практикумы, групповые и индивидуальные консультации специалистов дошкольного образовательного учреждения, круглые столы, информационные стенды, буклеты, памятки, анкетирование и др.).
2. Помощь в изготовлении дидактических материалов для занятий и свободной игровой деятельности детей.
3. Работа в Родительском комитете группы или детского сада.
4. Для творческого общения существует такая форма работы с семьей как тематические выставки (темы выставок "Любимый город", "Семейный фотоальбом", "Герб нашей семьи", "Портрет любимой мамочки" и др.).
5. Подготовка детских музыкальных, спортивных праздников, досугов и развлечений и участие в них.
В заключение хочется отметить, что преимущества вышеуказанных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников в системе социально-педагогической поддержки неоспоримы и многочисленны:
- положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что дошкольное образовательное учреждение всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, поскольку будут учитываться мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги в свою очередь заручены пониманием со стороны родителей в большинстве проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие;
- учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе. Что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса;
- возможность родителям самостоятельно выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители начинают понимать ответственность, которую они несут за воспитание детей;
- укрепление внутрисемейных связей, что тоже, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на протяжении всех времен;
- возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении и семье.
Таким образом, чем лучше налажено общение между семьей и коллективом дошкольного образовательного учреждения, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным.
Список использованных источников:1. Карабанова О.А. Психология семьи и основы семейного консультирования. М., 2007.
2. Корчак Я. Как любить детей. М., 1990.
3. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. М., 1992.
4. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. С.-Пб., 2002.
5. Петерсон, Л.Г. Информальное образование родителей дошкольников как условие совершенствования педагогических компетенций / Л.Г. Петерсон, Л.Э. Абдуллина // Педагогическое образование и наука. — 2016. — № 5. — С.153-160.
6. Родители и дети: Психология взаимоотношений/ Под ред. Савиной Е.А., Смирновой Е.О. М., 2003.
7. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.
8. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. — 2012. — 31 декабря. — № 5976.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155) // Российская газета. — 2013. — 25 ноября. — № 6241.
Аннотация.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую им не хватает взаимопонимания, такта, терпения, для того чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьей и детским садом полной тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители считают детский сад местом, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И педагоги очень часто испытывают большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Основная цель совместной деятельности и сотрудничества дошкольного учреждения и семьи – установление доверительных отношений между детьми, родителями, воспитателями, объединение их в одну команду, способность делиться друг с другом своими потребностями и совместно их решать.
Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, является актуальной проблемой нашего времени. Составная часть взаимодействия — это общение педагога с родителями.
На современном этапе развития общества отчетливо проявляются проблемы воспитания в семье, правильности педагогического подхода к воспитанию ребенка. Большое значение имеет также уровень педагогической культуры родителей. Таким образом, психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании детей – это целенаправленная система мер психолого- педагогического характера, которая способствует повышению воспитательного потенциала семьи, обеспечивая условия для полноценного развития личности и социализации ребенка.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую им не хватает взаимопонимания, такта, терпения, для того чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьей и детским садом полной тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители считают детский сад местом, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И педагоги очень часто испытывают большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Партнерство семьи и дошкольной образовательной организации является важнейшим условием эффективного решения воспитательно - образовательных задач в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, основной принцип дошкольного образования — это сотрудничество с семьей в образовательном процессе.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет ряд требований к результатам освоения основной образовательной программы, которые являются ориентиром для решения задач взаимодействия с семьями воспитанников.
Основными направлениями работы нашей дошкольной образовательной организации с семьей, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, являются:
1. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи.
2. Повышение компетентности родителей.
3. Помощь семье в воспитании и образовании ребенка.
4. Участие родителей в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.
В планировании работы с семьей я руководствуюсь современными нормативно-правовыми, методическими и иными документами, а также локальными актами образовательной организации.
Для реализации указанных направлений необходимо учитывать основные принципы сотрудничества с семьей.
Психолого-педагогическая поддержка в дошкольном образовательном учреждении — это комплексная оперативная помощь, которая направлена на решение индивидуальных проблем семьи, связанных с воспитанием и развитием ребенка.
Можно выделить несколько этапов социально-педагогической поддержки:
1. Диагностический - фиксирует факт, сигнал проблемности, проектируются условия диагностики предполагаемой проблемы, устанавливается контакт с семьей и производится совместная оценка проблемы с точки зрения значимости для родителей.
2. Поисковый - дошкольное образовательное учреждение совместно с родителями начинает искать причину возникновения проблемы (взгляд на ситуацию со стороны).
3. Договорный – происходит проектирование действий сторон (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживаются договорные отношения и заключается договор в любой форме.
4. Деятельностный - организуются и проводятся различные мероприятия.
5. Рефлексивный - совместно с родителями обсуждаются успехи и неудачи предыдущих этапов деятельности.
Задачи, которые решаются в процессе социально-педагогический поддержки, во многом зависят и от категории семьи.
Выделяется четыре категории семей, которые различаются по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому:
1) благополучные семьи;
2) семьи группы риска;
3) неблагополучные семьи;
4) асоциальные семьи.
Настоящая типология позволяет в полной мере использовать дифференцированный подход при отборе форм, средств и методов социально-педагогической поддержки семей дошкольников.
Представлю несколько элементов (форм) сотрудничества воспитателя с семьей:
1. Проведение консультативной и просветительской работы (родительские собрания, семинары-практикумы, групповые и индивидуальные консультации специалистов дошкольного образовательного учреждения, круглые столы, информационные стенды, буклеты, памятки, анкетирование и др.).
2. Помощь в изготовлении дидактических материалов для занятий и свободной игровой деятельности детей.
3. Работа в Родительском комитете группы или детского сада.
4. Для творческого общения существует такая форма работы с семьей как тематические выставки (темы выставок "Любимый город", "Семейный фотоальбом", "Герб нашей семьи", "Портрет любимой мамочки" и др.).
5. Подготовка детских музыкальных, спортивных праздников, досугов и развлечений и участие в них.
В заключение хочется отметить, что преимущества вышеуказанных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников в системе социально-педагогической поддержки неоспоримы и многочисленны:
- положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что дошкольное образовательное учреждение всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, поскольку будут учитываться мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги в свою очередь заручены пониманием со стороны родителей в большинстве проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие;
- учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе. Что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса;
- возможность родителям самостоятельно выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители начинают понимать ответственность, которую они несут за воспитание детей;
- укрепление внутрисемейных связей, что тоже, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на протяжении всех времен;
- возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении и семье.
Таким образом, чем лучше налажено общение между семьей и коллективом дошкольного образовательного учреждения, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным.
Список использованных источников:1. Карабанова О.А. Психология семьи и основы семейного консультирования. М., 2007.
2. Корчак Я. Как любить детей. М., 1990.
3. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. М., 1992.
4. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. С.-Пб., 2002.
5. Петерсон, Л.Г. Информальное образование родителей дошкольников как условие совершенствования педагогических компетенций / Л.Г. Петерсон, Л.Э. Абдуллина // Педагогическое образование и наука. — 2016. — № 5. — С.153-160.
6. Родители и дети: Психология взаимоотношений/ Под ред. Савиной Е.А., Смирновой Е.О. М., 2003.
7. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.
8. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. — 2012. — 31 декабря. — № 5976.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155) // Российская газета. — 2013. — 25 ноября. — № 6241.