Выпуск № 10 (85) 2021

Боровикова Н.А. Использование малых фольклорных форм при формировании куль-турно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

В раннем дошкольном возрасте дети только начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании, поэтому интерес ребенка к бытовым действиям, впечатлительность от происходящего дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приемам, которые помогают выполнять задание эффективно.
Наша задача - привить ребенку культурно-гигиенические нормы. Для того чтобы это было доступно, интересно детям раннего возраста, нам помогают малые фольклорные формы.
Малые формы фольклора, используемые при формировании навыков самообслуживания и гигиены, сопровождаются показом трудового действия. Так, например, обучая детей мыть руки, намыливать их, заворачивать рукава, смывать мыло, вытирать насухо руки полотенцем, побуждая малышей повторить действия, воспитатель вызывает радостное настроение, сопровождая процесс умывания словами: «Чистая водичка моет Даше личико, Сашеньке — ладошки, а пальчики - Алешке». Все это помогает малышам запоминать последовательность процедуры и веселую потешку.
В своей работе широко использую малые фольклорные формы для воспитания культурно-гигиенических навыков. Мною разработаны образовательные циклы: "Водичка, водичка, умой мое личико!", "Ем сам!", "Баю, бай, поскорее засыпай!"
Целью этих циклов является воспитание навыков самообслуживания и гигиены.
Дети раннего возраста не боятся воды, но умываться не умеют, они подставляют руки под струю воды и просто держат. Я объяснила и показала детям, что сначала надо засучить рукава, намочить руки, а затем намылить их мылом и смыть водой. При этом я приговаривала:
"Руки надо чисто мыть, рукава нельзя мочить,
Кто рукавчик не засучит, тот водичку не получит".
А когда малыши умывали лицо, напоминала, что голову следует наклонять над раковиной, чтобы не намочить кофточку или платье, приговаривая при этом:
"Водичка, водичка, умой мое личико,
Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток и кусался зубок".
Дети с удовольствием слушали простые стишки, их ритмичное плавное звучание, при этом они учились выполнять несложные движения и радовались общению со мной. Потребность малыша в самообслуживании не возникает автоматически, а является следствием процесса взаимодействия со взрослым как с партнером по игре. В этот момент важно уделять ребенку как можно больше внимания, обращаться к нему по имени, смотреть в глаза.
Для формирования определенного навыка я очень часто использую игрушки. В нашей группе они подбирались так, чтобы среди них были персонажи из потешек. Так для освоения малышом приемов пищи в группе есть большая кукла Даша. Я стараюсь не только показать каждому малышу, как следует держать правильно ложку, но и организую дидактическую игру "Накорми куклу Дашу". Каждый ребенок держит ложку правильно, указательным и средним пальцем, придерживая сверху большим, при этом говоря:
"Час обеда подошел,
Сели деточки за стол.
Бери ложку, бери хлеб
И скорее за обед".
Такие имитирующие действия с реальными предметами помогают малышам в освоении практических действий в жизненно важных режимных моментах.
Укладывая детей спать в тихий час, я стараюсь создать им ощущение домашнего уюта, напевая колыбельные песенки. Подходя к каждому ребенку, поправляю одеяло, подушку, глажу по головке, приговаривая при этом:
"Бай, бай, бай, бай,
Ты, собаченька, не лай
И в гудочек не гуди -
Наших деток не буди.
Наши детки будут спать
Да большими вырастать.
Они поспят подольше,
Вырастут побольше".
Если кто-то из малышей беспокоится, присаживаюсь рядом, стараюсь успокоить потешкой:
"Спи-ка, Соня - солнышко,
Спи-ка, житно зернышко,
Спи, моя родная,
Рыбка золотая".
Используя этот прием укладывания, я заметила, что дети стали намного спокойней и быстрее засыпают.
Практика моей работы с детьми раннего возраста говорит о том, что использование малых фольклорных форм является важным помощником в формировании культурно-гигиенических навыков. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи. Благодаря применению малых форм фольклора, жизнь ребенка становится ярче, интереснее, из нее уходит скука, однообразие, тревожность. У ребенка при этом развивается память, внимание, мышление и речь. А если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивается координация и ловкость.
Список литературы
1.“Сердце отдаю детям”, Сухомлинский В.А., издательство “Радяньска школа”, 1974.
2.“Русский детский фольклор”, М.Н. Мельников, “Рус.яз. и лит.” - М.: Просвещение, 1987.
3.“Народная культура и традиции” Косарева В.Н., Волгоград, издательство “Учитель”, 2011.