2023 2022
1 (219) 2023

Антипова Н.В. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «МАЛЕНЬКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-8.pdf

«…Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Вообще опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера».
А. Шапиро

Интерес к исследованиям свойственен всем детям, без исключения. Но именно к 5-6 годам у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить, появляется неутомимая жажда новых впечатлений, постоянное стремление к исследованию и экспериментированию.

Поэтому педагогический проект «Маленькие исследователи» приобретает особую значимость для успешного развития и формирования исследовательских умений у старших дошкольников.

Цель проекта - развитие познавательной активности и исследовательских умений старших дошкольников через проектную деятельность.

Для их реализации проекта использовались обучающие, игровые и практические формы работы с детьми:

1. Занятия по развитию умений и навыков исследовательского поиска.

2. Индивидуальная работа с детьми с использованием заданий, предложенных Александром Ильичом Савенковым.

3. Тренировочные занятия в виде сюжетно-ролевой игры «Исследователи».

4. Совместная работа воспитателя и детей над исследовательскими проектами.

5. Самостоятельная исследовательская практика детей.

6. Участие детей в различных исследовательских конкурсах.

Реализация проекта, проходила в несколько этапов и по направлениям: работа с педагогами, с детьми, взаимодействие с родителями, обогащение развивающей предметно-пространственной среды.

На подготовительном этапе работы педагогами была подобрана и изучена литература по теме «Проектная и познавательно-исследовательская деятельность с дошкольниками».

Разрабатывались различные методические материалы: перспективные планы, конспекты образовательной деятельности, беседы, игры; содержание родительских собраний, консультаций для родителей и педагогов.

В детском саду была создана «Мастерская проектов», где с педагогами систематически проводились консультации, практико-ориентированные семинары по вопросу формирования познавательно-исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста.

Поскольку эффективность реализации задач педагогического проекта «Маленькие исследователи» во многом зависела от содержания развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, педагоги совместно с родителями обогатили её:

- создали мини-исследовательский центр «Лаборатория Почемучек» с материалами для проведения опытов и экспериментов;

- наполнили мини-огород, где дети проводили наблюдения и элементарные опыты.

- оформили полку «Умные книги» с познавательной литературой и книгами собственного изготовления «Как растет лук», «Необычная вода», «Самые известные вулканы» и др.,

- создали «Видеотеку» с интересными фильмами об окружающем мире,

- подобрали дидактические игры, схемы опытов и экспериментов.

Данная среда поддерживала интерес детей к познавательно-исследовательской деятельности.

В процессе взаимодействия с семьёй педагоги использовали разнообразные подходы и формы работы:

- анкетирование «Уровень заинтересованности в теме проекта», «Умение создавать проект» и др.;

- родительские всеобучи «Создание условий для проектно-исследовательской деятельности дошкольников», семинар-практикум «Проведение элементарных опытов в домашних условиях», где родители ознакомились с основными направлениями проектно-исследовательской деятельности;

- выпуск буклетов и памяток;

- почтовый ящик «Спрашивали? Отвечаем!», с помощью которого родители могли оставить свои пожелания, предложения, задать вопросы по тематике проекта;

- мастер–классы «Создаем проект», «Изготовление слайма в домашних условиях» и др.

Таким образом, было создано единое образовательное пространство, включающее детский сад и семью, направленное на поддержку и развитие детской познавательной инициативности.

На основном этапе
педагогами проводились мероприятия по плану проектов (образовательная деятельность, беседы и экскурсии, наблюдения и игры), оказывалась адресная помощь воспитанникам и родителям, создавались информационные стенды, буклеты, папки-передвижки, ЛЭП-буки.

Для развития умений и навыков исследовательского поведения у детей педагогами активно использовалась серия игровых заданий и упражнений, игр и тренингов Александра Ильича Савенкова: «Лабиринт», «Играем в предположения», «Классификация» и другие.

Наибольший интерес у детей вызывала работа в «Лаборатории Почемучек» по проведению экспериментов и опытов: «Поиск воздуха», «Тесная бутылка», «Двигаем предметы», «Извержение вулкана», «Лавовая лампа».

В ходе работы в «Лаборатории» дети учились находить проблему, решать её, отвечая на вопросы, собирая доступную информацию в ходе поисково-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, игровой, двигательной деятельности; учились описывать эксперименты и делать выводы.

Во время самостоятельной деятельности детей происходило закрепление и совершенствование навыков и умений проектно-исследовательского поиска, которые готовили ребенка к самостоятельному исследованию, умению защищать собственный проект.

Взаимодействие ДОУс центром дополнительного образования «ТВОРЧЕСТВО» позволило максимально решать задачу развития познавательно-исследовательских умений у детей. Проведение совместных мероприятий «Путешествие с капелькой», «Полет к звездам», «Кто живет на дне океана?» дало возможность детям не просто расширить кругозор и познакомиться с настоящими исследовательскими приборами, но и поучаствовать в проведении опытов «Цветной дождь», «Замороженный мыльный пузырь», «Лунный кристалл».

На итоговом этапе
проводилось представление воспитанниками «продукта» собственных реализованных проектов «Семейные коллекции», «Тайны третьей планеты», «Почему растет сосулька?», «Мир бабочек».

Дети презентовали свои проекты сначала в группе, а затем на «Детском Научном Конгрессе» для детей из других групп ДОУ. Участвовали со своими проектами в конкурсах на различных уровнях.

В ходе презентации проектов, дети приобретали опыт публичной защиты, умение излагать добытую информацию, доказывать свою точку зрения.

Анализируя всю проделанную работу, педагоги ДОУ пришли к выводу, что педагогический проект «Маленькие исследователи» способствовал личностному развитию каждого ребенка, формированию у детей навыков исследовательской деятельности, помог в полной мере реализовать их интересы.