2023 2022
1 (219) 2023

Ластовская Г.С. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ДЕТСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-4.pdf

Важнейшим явлением современного этапа развития системы образования в России является повышение роли родителей в организации воспитания и обучения. Реальность, сегодня такова, что педагогическая культура большинства родителей находится на низком уровне. Поэтому вопросами педагогического просвещения родителей необходимо заниматься в ДОУ.

Изменить ситуацию педагогической безграмотности нам позволяет планомерная и содержательная работа, направленная на педагогическое просвещение родителей. По результатам анкетирования родителей выявляем проблему в психолого- педагогических знаниях и эта проблема актуальна для современного российского общества в целом. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Одной из главных задач ФГОС ДО является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. В условиях реализации стандарта целью является стремление помочь родителям приобрести уверенность и решительность, увидеть свои возможности и почувствовать ответственность за своих детей. Передо мной, как социальным педагогом, обозначаются задачи: «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, дифференцировать подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, создавать единое пространство для развития ребенка в семье и в ДОУ, сделать родителей активными участниками воспитательного процесса. Информационно - просветительная работа с семьей - это использование всевозможных наглядно – информационных форм общения и просвещения родителей. Для того чтобы заинтересовать родителей к получению новых психолого-педагогических знаний в вопросах воспитания детей, мы используем инновационные формы работы с семьей, применяя современные информационно - коммуникационные технологии. Мультимедийная презентация - это современная в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы, высокотехнологичный способ донести информацию до родительской общественности. Официальная группа детского сада в социальной сети ВКонтакте - это форма дистанционной информационной поддержки, где мы стараемся использовать разнообразный контент, интересный и полезный, публикуя различные новости из жизни ДОУ, информацию для родителей, памятки, консультации, веб анкеты и опросы. Официальная группа в социальных сетях на наш взгляд для современного родителя очень перспективная форма взаимодействия с семьями, она позволяет донести информацию одновременно для большого количества родителей. Мы активно развиваем и другие формы информационно - просветительной работы с семьями в режиме дистанционного информирования проводя консультации в режиме онлайн, посредством Skype, WhatsApp, Viber. Использование этих мессенджеров позволяют нам быстро обмениваться информацией в родительских чатах. Также мы стали использовать ещё одну информационно-инновационную интерактивную форму работы с родителями – это использование телемонитора – это информационный модуль непосредственной образовательной деятельности в ДОУ. Вся информация монтируется в видеоролик продолжительностью 5-7 минут, который выводиться на экран ежедневно в период наибольшей проходимости родителей в детском саду. Одной из традиционных форм просвещения родителей являются родительские собрания. На наш взгляд - это одна из наиболее популярных форм взаимодействия детского сада и семьи, направленная на повышение педагогической образованности родителей. Выбор цели родительского собрания зависит от этапа сотрудничества, образовательных потребностей родителей, плана работы детского сада, а потом уже формируются задачи. Для реализации поставленных задач мы в своей работе используем вариативные виды родительских собраний.

- классическое - это донесение информации до родителей,

- собрания-конференции, где родители делятся своим опытом воспитания детей. Данная форма педагогического просвещения предусматривает расширение и углубление имеющихся знаний о воспитании и развитии детей, обсуждение накопленного опыта в этой сфере. Такое мероприятие проводится один раз в год.

- собрания-консилиумы - это обсуждение актуальных тем со специалистами;

- круглый стол – это дискуссия с обязательным использованием рефлексивных приемов,

- групповая дискуссия – это спор, определение позиции по тому или иному вопросу, относятся к интерактивной форме взаимодействия с родителями;

- собрание – диспуты - это обсуждение заявленной проблемы и формирования единой точки зрения на возможности ее решения.

- мозговой штурм – это форма повышения педагогической культуры родителей, предусматривающая генерацию идей по проблемам воспитания в семье;

- собрание-студия – обучение на трех уровнях: теоретическом, практическом и технологическом, направлены на выработку у родителей навыков и педагогических умений, необходимых для организации правильного воспитательного взаимодействия с детьми.

- творческое собрание – где дети демонстрируют родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения;

- психологические тренинги -это одна из форм тренировки педагогического мышления родителей.

Проводя разнообразные формы родительских собраний как групповых, так и общих мы наблюдаем заинтересованность родителей и их активное участие. На каждом родительском собрании мы видим присутствие все большее количество не только одного родителя, но и обоих родителей. Форма проведения родительских собраний согласовывается с родителями заранее, потому на каждом собрании родители являются активными участниками, делятся своими знаниями и опытом с другими родителями.

Самой актуальной формой просветительной работы с семьей является педагогическая библиотека родителей, потому что

в зоне особого внимания педагогов остается самообразование родителей. Задача педагогов - пробудить у родителей интерес к педагогической литературе и помочь выбрать в потоке современных изданий надежные в теоретическом отношении источники. Важны разные формы этой работы: традиционные папки-передвижки, обсуждение отдельных книг в ходе консультаций, заседаний дискуссионного клуба, выставки новой литературы с краткой аннотацией, обзор новинок на родительском собрании. Для решения многих вопросов по самообразованию родителей ежемесячно издается журнал для родителей «Первый шаг к успеху», где педагоги освещают наиболее актуальные вопросы воспитания детей.

Подводя итоги образовательной деятельности, мы проводим мониторинги и опрос родителей, в ходе которых выявляем эффективность информационно – просветительской работы с семьей. Родители оценивают данную форму взаимодействия как удобную, качественную и результативную. Время диктует свои условия, появилась необходимость учитывать социальные, психологические, личностные проблемы современных семей; их занятость, форму восприятия информации, ограниченность времени для традиционных форм взаимодействия.

Можно с уверенностью сказать, что в нашем детском саду сложилась определенная эффективная система по информационно-просветительной поддержке семьи, о чем свидетельствуют выводы:

1. Проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми.

2. Возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе.

3. Увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребёнка, его внутреннего мира.

4. Стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем, социальным педагогом.

5. Повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.

Семья и детский сад не могут заменить друг друга, а должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

Список литературы:

1. Бабынина Т.Ф., Гильманова Л.В., Головенко В.Э. Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 128 с. (Управление детским садом). (10).

2. Давыдова О.О., Майер А.А. Как эффективно использовать технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОО. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2015. – 144 с.

3. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольников: Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 112 с. (Управление детским садом.) (1).

4. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей / Авт.-сост. Н.М. Сертакова. – Волгоград: Учитель, 2015. – 203 с.

5. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. и др. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2011. – 128 с.

6. Кротова Т.В., Выгонная Г.А. Повышение родительской компетентности в контексте ФГОС ДО // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2016. – № 3. – С. 34–41.