2023 2022
2 (220) 2023

Мухлаева Н.М. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «ФРУКТЫ»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-6.pdf

Цели:

уточнение и закрепление словаря; развитие связной речи; знакомство со звуком (ы);

закрепление тематического словаря, навыков словообразования и словоизменения;

Оборудование:

макеты деревьев, картинки с изображением фруктов, макеты фруктов, куклы Степашка и Хрюша, корзины, конверт с письмом, мяч, тарелки, вырезать из цветного картона фрукты для деревьев

Ход занятия

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Посмотрите, кто сегодня пришел к нам в гости, давайте с ними поздороваемся. (Около доски на стульях сидят Хрюша и Степашка, держат конверт).

- Да, это наши постоянные друзья. Ребята, посмотрите, они сегодня необычные, Хрюша что – то приготовил нам в конверте. Давайте его откроем и прочитаем (воспитатель открывает конверт и читает) Ребята, наши друзья предлагают нам поиграть, отгадать загадки.

(Дети стоят полукругом и смотрят на доску)

Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают.

1. Круглое, румяное

Я расту на ветке

Любят меня взрослые

И маленькие детки (яблоко)

(Повесить на доску картинку с яблоком и рассказать о нем.)

2. Яркий, сладкий, налитой

Весь в обложке налитой!

Не с конфетной фабрики

Из далекой Африки. (Апельсин)

3. Сам алый, сахарный

Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)

4. Синий мундир,

Желтая подкладка

А в середине сладко. (Слива)

Воспитатель:

- Молодцы, ребята. Все загадки отгадали.

- Ребята, как, одним словом, назвать яблоко, апельсин, арбуз, сливу? Что это?

Дети: -Фрукты.

Воспитатель: - Ребята, где растут фрукты?

Дети: - На деревьях.

Воспитатель: - Как называются деревья, на которых растут фрукты?

Дети: - Фруктовые.

Воспитатель: - Где растут фруктовые деревья?

Дети: - В саду.

Воспитатель: - Как называется сад, в котором растет много фруктовых деревьев?

Дети: - Фруктовый сад.

Воспитатель: - Молодцы! Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие в сказочный фруктовый сад. На улице у нас сейчас какое время года?

Дети:- Осень.

Воспитатель: - А мы побываем в саду, где всегда бывает лето. Ребята, кого мы пригласим с собой в путешествие?

Дети: - Хрюшу и Степашку.

Воспитатель: - Но дорога у нас, ребята, будет не простая, по дороге мы будем играть. Я буду называть вам фрукты и овощи, когда назову овощи – мы должны идти на корточках, когда назову фрукты - мы идем на носочках руки тянем вверх к солнцу. (Дети выполняют действия)

Воспитатель: - Ребята, вот мы и пришли в сад. Давайте присядем на травку. (дети садятся полукругом)

Воспитатель: - Ребята, какие деревья растут в саду?

Дети: - Яблони, сливы, вишни, груши, апельсиновое дерево

Воспитатель: - Какие фрукты растут на яблони, груши, вишни, сливе и т. д.? Дети перечисляют какие фрукты растут на каждом дереве.

Воспитатель6 - Молодцы! Ребята, но Хрюша и Степашка не знают, зачем люди выращивают столько много фруктов? Ведь если их не есть все сразу, они испортятся? Давайте расскажем нашим друзьям, как можно хранить фрукты

Ответы детей: варить, сушить, замораживать.

Воспитатель: - А что можно готовить из фруктов?

Ответы детей: варенье, компот, сок, повидло

Воспитатель: - Давайте встанем в круг и поиграем в игру «Угощения» (игра с мячом).

Дети встают в круг.

Воспитатель: - Я – ведущая, бросаю мяч, например Дане А. и спрашиваю: «Сок из апельсина какой?», Даня – «апельсиновый», и т. д., должна поиграть с каждым ребенком.

Воспитатель: - А теперь давайте потихоньку сядем на травку. Ребята, посмотрите внимательно, фрукты у нас все одинаковые?

Дети: - нет

Воспитатель: - Чем отличаются фрукты друг от друга?

Дети: - Форма, цвет, размер.

Воспитатель: - Например, Саша, покажи нам фрукт круглой и овальной формы. Молодец!

Воспитатель: - Ребята, какого цвета фрукты?

Дети: - Красные, желтые, синие, оранжевые и др.

Воспитатель: - Как одним, словом сказать, про цвет фруктов? (разноцветные, это слово повторить хором с детьми)

Воспитатель: - Как фрукты отличаются размером?

Дети: - большие, маленькие.

Воспитатель: - Например, Катя, покажи фрукты большого размера, а Артем покажет фрукты маленького размера. (Дети показывают)

Воспитатель: - Ребята, наши друзья предлагают вам еще поиграть. Они хотят, чтобы вы сходили в фруктовый сад и собрали им фрукты: 1гр. – фрукты круглой формы, 2 гр. – фрукты маленького размера.

Воспитатель раздает детям корзинки, и они самостоятельно работают.

Воспитатель: - Ребята, а теперь давайте посмотрим, правильно ли вы справились с заданием

Выкладываем фрукты на стол по очереди и называем правильно или нет.

Воспитатель: - Молодцы, все правильно справились с заданием.

Воспитатель: - Ребята, давайте, вернемся в фруктовый сад, сядем на травку и поиграем в игру «Один – много». Например, я говорю: одна - груша, много – груши; лимон – лимоны; слива - сливы; и т. д.

Воспитатель: - Ребята, какой вы слышите последний звук в слове, когда мы говорим о фруктах много? Мы слышим звук – «ы». Давайте вместе произнесем этот звук. Дети вместе с воспитателем произносят.

Рефлексия.

Воспитатель: - Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили? Ответы детей

Воспитатель: - Где мы путешествовали? Ответы детей

Воспитатель: - Почему сад называется фруктовый? Ответы детей

Воспитатель: - Ребята, а кто же у нас лучше всех сегодня занимался? Посмотрите, у меня есть яблоки разноцветные: красные, желтые, зеленые. Возьмите зеленое яблоко тот, кому сегодня было очень интересно, понятно, не трудно. Желтое яблоко возьмет тот, кому было интересно, но немного трудно выполнять задания. Красное яблоко возьмет тот, кому сегодня на занятии было очень трудно и не интересно. Давайте теперь ваши яблоки прикрепим на дерево в саду и увидим, какая яблоня будет расти в нашем саду. (Дети выполняют)

Воспитатель: - Посмотрите, ребята, какая красивая яблоня у нас получилась. Ребята, а где продают фрукты?

Дети: - В магазине

Воспитатель: - Я предлагаю вам вернуться в нашу группу и поиграть в «магазин». Не забудьте пригласить в игру и своих друзей. (Дети организуют сюжетно – ролевую игру «Магазин»).