Выпуск № 75 (150) 2021

Берузкова Л.В. Интеграция образовательных областей в совместной деятельности с детьми

Современное содержание дошкольного образования представлено следующими образовательными областями: физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие. Кроме того, согласно ФГОС программа должна строиться на основе принципа интеграции этих образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями воспитанников и спецификой образовательных областей.
По мнению многочисленных исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.
Интегрированные занятия это не нововведение, а хорошо забытое старое и знакомое, особенно опытным педагогам. Ведь термин «интегрированные» занятия появился ещё в 1973 году, они не являются инновационной деятельностью, но этот вопрос был недостаточно разработан в то время. Сейчас, в рамках ФГОС понимается интеграция не разделов дошкольного образования, а интеграция детских видов деятельности. Поэтому при подготовке занятий я стала интегрировать различные виды деятельности детей в ДОУ. Это отразилось и на календарном и перспективном планировании, ведь теперь интеграция проникла и в различные образовательные области.
Наибольший эффект интегрированные занятия дают, когда это не единичные экспериментальные занятия, а построенная по особой программе система. Целесообразно разрабатывать систему интегрированных занятий параллельно с образовательной программой ДОУ. Но сейчас на данном этапе интегрированные занятия имеют единичные вкрапления, так как помимо планирования интегрированное занятие требует от педагога тщательной подготовки, профессионального мастерства и одухотворенности личностного общения, когда дети положительно воспринимают педагога (уважают, любят, доверяют). И педагог, в свою очередь, больше даст детям, если откроется им личность многогранная и увлеченная.
Однако следует учитывать, что любая интеграция не может заменить классический образовательный процесс в ДОУ по основным разделам программы, она лишь соединяет знания. Это значит, что дети смогут, получит все новые и новые представления о понятиях, систематически дополняя и расширяя круг уж имеющихся знаний и представлений.
Интеграция умственной и физической нагрузки может осуществляться в процессе наполнения физкультурных видов деятельности математическим содержанием. Например, во время проведения организованной образовательной дельности по физической культуре дети встречаются с математическими отношениями: сравнить предмет по величине и форме или определить, где левая сторона, а где правая. Также возможно использование различных плоских и объемных геометрических фигур, цифр, карточек с изображениями характерных признаков времен года, частей суток.
Использование математической составляющее возможно и при выполнении различных упражнений, а именно формирование количественных представлений («Подпрыгнуть на одной ноге», «Попрыгай 10 раз на левой ноге, 10 раз на правой», «Занять домик определенного цвета, формы»).
Также на протяжении всего пребывания детей в детском саду, начиная с младшей группы практикуются использование различных считалочек, в которых используется порядковый и количественный счет.
Присутствуют и подвижные игры математического содержания «Попади в круг», Цветные автомобили», «Найди себе пару», «Классы», «Сделай фигуру», «Эстафеты парами», «Чья команда забросит больше мячей в корзину».
Большая работа ведется по ориентировке в пространстве и относительно своего тела.
Все эти различные понятия вкрапляются в непосредственную образовательную деятельность детей, в игры на прогулке и дети не осознавая нагрузки считают, размышляют, думают.
Образовательная область «речевое развитие» прослеживается в недрах практически всех образовательных областей, в том числе и познавательного развития. Ведь от правильной формулировки, постановки грамотного вопроса воспитателем зависит, поймет ли его ребенок, и каков буде его ответ. И сам ответ должен быть полным, правильным, грамотно сформулированным. Если у ребенка будет бедный словарный запас, будет отсутствовать понятийный аппарат, соответственно будет очень сложно выразить даже и правильный ответ.
Данная образовательная область неразрывно связана с такой областью, как социально-коммуникативное развитие. Ознакомление с литературными произведениями и малыми формами фольклора также содействует формированию у детей основ культуры: художественная литература способствует формированию у ребенка представлений об особенностях различных свойств и отношений, которые существуют в природном и социальном мире; развивает мышление и воображение ребенка, обогащает эмоции, дает образцы живого русского языка. На своих занятиях я стараюсь выбирать произведения, способствующие формированию представлений о количественных отношениях, частях суток, днях недели, временах года, величине и ориентировке в пространстве.
Художественно-эстетическое развитие тоже может проникать в любую область и помогать решать её задачи через свои методы и приемы. Зрительные, осязательные ориентиры помогут детям более детально запомнить, прочувствовать те или иные понятия.
В работе также широко можно использую такие малые фольклорные формы как, пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, поговорки, считалки, загадки и конечно сказки.
В любой из сказок, будь она народная или авторская, присутствует целый ряд познавательных понятий. «Колобок» познакомит с порядковым счетом, «Теремок» и «Репка» помогут запомнить количественный и порядковый счет, да еще и основы арифметических действий. Ситуаций и усваиваются они сами по себе, без каких-либо усилий. С помощью сказки «Три медведя» легко усвоить понятие о размере.
Сказка может проникать и в другие виды деятельности детей. Например, и такой вид сказочного перевоплощения как путешествия в ходе непосредственной образовательной деятельности, досугов, конкурсов.
Такие путешествия включают в себя ряд заданий, объединенных одной темой или одной программной задачей. Детям в ходе путешествия предлагается преодолевать различные препятствия, проявляя сообразительность. Такой вид детской деятельности позволяет не напрягая детей сложными установками/в игровой обстановке преподносить сложные понятия и формулировки.
В моей работе игровая деятельность стоит на первом месте и, кроме игровых путешествий, я использую различные виды игровой детской деятельности. Для моей группы в этом выпускном году этот метод оказался наиболее действенным.
Я использую не только настольно- печатные игры, но и словесные, такие как «Летает, не летает», «наоборот», «Назови число на один меньше (больше) », «Что далеко, что близко».
Таким способом, я уточняю и закрепляю знания детей с помощью интегрированных занятий не резке чем 2 раз в месяц. Также игра способствуют развитию
Большая работа ведется по ориентировке в пространстве и относительно своего тела.
Все эти различные понятия вкрапляются в непосредственную образовательную деятельность детей, в игры на прогулке и дети не осознавая нагрузки считают, размышляют, думают.
Образовательная область «речевое развитие» прослеживается в недрах практически всех образовательных областей, в том числе и познавательного развития. Ведь от правильной формулировки, постановки грамотного вопроса воспитателем зависит, поймет ли его ребенок, и каков буде его ответ. И сам ответ должен быть полным, правильным, грамотно сформулированным. Если у ребенка будет бедный словарный запас, будет отсутствовать понятийный аппарат соответственно будет очень сложно выразить даже и правильный ответ.
Данная образовательная область неразрывно связана с такой областью, как социально-коммуникативное развитие. Ознакомление с литературными произведениями и малыми формами фольклора также содействует формированию у детей основ культуры: художественная литература способствует формированию у ребенка представлений об особенностях различных свойств и отношений, которые существуют в природном и социальном мире; развивает мышление и воображение ребенка, обогащает эмоции, дает образцы живого русского языка. На своих занятиях я стараюсь выбирать произведения, способствующие формированию представлений о количественных отношениях, частях суток, днях недели, временах года, величине и ориентировке в пространстве.
Художественно-эстетическое развитие тоже может проникать в любую область и помогать решать её задачи через свои методы и приемы. Зрительные, осязательные ориентиры помогут детям более детально запомнить, прочувствовать те или иные понятия.
В работе также широко можно использую такие малые фольклорные формы как, пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, поговорки, считалки, загадки и конечно сказки.
В любой из сказок, будь она народная или авторская, присутствует целый ряд познавательных понятий. «Колобок» познакомит с порядковым счетом, «Теремок» и «Репка» помогут запомнить количественный и порядковый счет, да еще и основы арифметических действий. Ситуаций и усваиваются они сами по себе, без каких-либо усилий. С помощью сказки «Три медведя» легко усвоить понятие о размере.
Сказка может проникать и в другие виды деятельности детей. Например, и такой вид сказочного перевоплощения как путешествия в ходе непосредственной образовательной деятельности, досугов, конкурсов.
Такие путешествия включают в себя ряд заданий, объединенных одной темой или одной программной задачей. Детям в ходе путешествия предлагается преодолевать различные препятствия, проявляя сообразительность. Такой вид детской деятельности позволяет не напрягая детей сложными установками/в игровой обстановке преподносить сложные понятия и формулировки.
В моей работе игровая деятельность стоит на первом месте и, кроме игровых путешествий, я использую различные виды игровой детской деятельности. Для моей группы в этом выпускном году этот метод оказался наиболее действенным.
Я использую не только настольно- печатные игры, но и словесные, такие как «Летает, не летает», «наоборот», «Назови число на один меньше (больше) », «Что далеко, что близко».
Таким способом, я уточняю и закрепляю знания детей с помощью интегрированных занятий не резке чем 2 раз в месяц.