2023 2022
1 (219) 2023

Новожилова И.П. ДЕТСКАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-3.pdf

Научный руководитель Трофимова Елена Давидовна,

к.п.н., доцент

Знакомясь с новыми документами и стандартами дошкольного образования, можно заметить, что сегодня государство уделяет большое внимание социально-личностному развитию детей. Социализация сегодня - это процесс, направленный на вхождение ребенка в социокультурную среду современного общества, которое требует инициативных молодых людей, способных найти свое место в жизни, нравственно - стойких, социально - адаптированных, уважающих русскую духовную культуру и традиции, способных к саморазвитию и самосовершенствованию.

В настоящий период изменений социально - политических и социально - экономических условий жизни, подмена ценностей в обществе, вызвала острейший дефицит культуры общения, доброты и внимания друг к другу, сострадания и переживания. Все чаще нам, педагогам, приходится сталкиваться с такими негативными проявлениями у детей, как агрессия, неуступчивость, равнодушие. Повышенная агрессивность - одна из частых проблем детского коллектива. Многие дети пытаются разрешить конфликт с помощью силы, крика. Недостаточно внимания уделяют этому вопросу и современные родители, зачастую ставя интеллектуальное развитие приоритетнее социального. Проблема социально - личностного развития становится не просто актуальной, но одной из самых важных.

Развитие личности ¾ процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации. Ребенок вступает во взаимодействие с окружающей действительностью, овладевая достижениями человечества [6, 437].

В дошкольном возрасте ребенок, стремясь к реализации своего «Я», в общении с другими людьми широко пользуется идентификацией и обособлением.

Ребенок начинает воспринимать мир через систему мер и ценностей, принятых в обществе, [34, 144], и у него формируется «правильное видение мира», закладываются основы детского мировоззрения [8, 104].

В детстве необходимо сформировать установку на активный поиск своего посильного реального участия в делах общества, образовательных институтах, в семье; убеждение в необходимости саморазвития творческих способностей личности ребенка, самоопределения.

Дошкольный возраст - это период активной социализации ребенка, вхождение в культуру, начало развития общения со взрослыми и сверстниками. Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир устроен так, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворенность ребенка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в коллективе, в котором будет находиться. И наша задача - помочь правильно и умело приобрести социальные навыки, научить детей адекватно вести себя в обществе.

Проанализируем понятие «социальное развитие». Данное понятие представляет собой «количественное и качественное изменения личностных структур в процессе формирования личности, его социализации и воспитания в той или иной социальной среде» [25, 19]. Это естественное и закономерное явление, характерное для человека, находящегося с рождения в социальной среде.

Важно отметить, что социальное развитие имеет непрерывный, но неравномерный характер. Непрерывность состоит в постоянной потребности ребенка меняться. Социальное в личности обогащается, приобретает/утрачивает что-то, либо сохраняет уровень возможного в чем-то и т.д. Неравномерность социального развития проявляется в том, что не имеет линейного и постоянного характера. Процесс меняется в зависимости от возникающих факторов (возраст, предрасположенность, состояние, условия среды и пр.).

В педагогике социально-личностное развитие формируется в процессе обучения и воспитания. Ориентация на включение ребенка в общественную жизнь транслирует опыт педагогической деятельности Л.С. Выготского; идеи воздействия среды на становление и развитие личности отражены в работах В.А. Горского, А.В. Петровского, а процесс социально-личностного развития как процесс двусторонний с усвоением социальных норм и реализации себя как личности, готовности к социальным действиям прослеживается в трудах Л.В. Коломийченко. Задача процесса социально-личностного развития в ходе воспитания ребенка, начиная с дошкольного возраста, заключается в анализе тенденции данного развития, акцентирование на положительных сторонах и компенсация отрицательных.

Социально - педагогическая деятельность в ДОУ - это работа, направленная на развитие индивидуальности ребенка, его психологического состояния, преодоление затруднений в общении, вхождение маленького человека в большое общество.

Всё это требует серьёзного подхода к социализации дошкольников в образовательных институтах, в частности в дошкольных образовательных учреждениях, например посредством деятельности детской театральной студии.

Театр является традиционным видом искусства: объясняет мир, создает эмоциональные импульсы к различного рода деятельности, выполняет огромную воспитательную роль. Театр не только доставляет детям несравнимую ни с чем радость, но и непроизвольно вводит ребенка в окружающий мир.

Театральная студия является одним из факторов социально-личностного развития дошкольников. Это подтверждается особенностями театрального искусства, представляющего собой комплексную систему всех выразительных средств искусства. Занятия в театральной студии способствуют улучшению психологической атмосферы в коллективе, помогают выйти на новый, наиболее высокий уровень взаимоотношений как в детском сообществе, так и между детьми и взрослыми [3, 40].

Основная цель социально-личностного развития детей через театрализованную деятельность – это формирование социального поведения ребенка.

Театрализованная деятельность позволяет решить многие социально - личностные задачи. Работа над образом заставляет детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе театрализованной игры происходит формирование социального поведения ребенка благодаря тому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность. Участвуя в постановке, ребенок не только усваивает духовные ценности, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность давно признана особым терапевтическим средством, поскольку позволяет дошкольнику решать многие проблемы опосредованно от лица какого - либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. С помощью театрализованной деятельности можно помочь ребенку выплеснуть свои эмоции, пережить разные состояния его жизни. Таким образом, театрализованные занятия помогают сохранять эмоциональный комфорт в условиях социального окружения.

Театрализованная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии - условия, необходимого для организации совместной деятельности детей. Основа эмпатии - в умении распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы воздействия.

Говоря о театре, как о высшей школе общения, можно быть уверенным, что театрализованная деятельность дает возможность ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений, воспитать в детях отзывчивость и коммуникативность, стремление сочувствовать другим людям, поддерживать их в трудную минуту. Благодаря театральным играм, спектаклям, произведениям устного народного творчества, малыши приобретают навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.

Занятия театрализованной деятельностью в ДОУ дает возможность детям познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним, позволяют дошкольникам строить взаимодействие и общение друг с другом, развивают их способности в различных видах деятельностей. Дети учатся смотреть на себя со стороны, изображая разные характеры и поступки: взаимопомощь, поддержку, жадность, хитрость и пр. Выступления перед аудиторией формируют уверенность в себе, опыт социальных навыков поведения, способствуют развитию у дошкольников всех компонентов речи. Ведь участие в спектакле предполагает освоение не только содержательной, но и образовательной, эмоциональной стороны речи. Это говорит о том, что в театрализованной деятельности решаются задачи всех образовательных областей и не только через воздействие на ребенка, но и через игру, в которой ребенок получает знания непроизвольно через практику действий. А также происходит и развитие интегративных качеств дошкольников. Анализ отечественной и зарубежной литературы позволил установить, что театрализованная деятельность способствует эмоциональному раскрепощению ребёнка, а самовыражение посредством искусства – существенный компонент творчества, способ эмоциональной разрядки

Так же театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Таким образом, мы делаем вывод о том, что театрализованная деятельность ¾ это не просто игра, а прекрасное средство для интенсивного социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей.

Список источников1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире [Текст] /В.В. Абраменкова // Вопр. психологии. - 2002. - № 1.

2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 1997.

3. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность детей в детском саду: игры, упражнения, сценарии [Текст] / Е.А. Антипина. - М.: ТЦ Сфера, 2003.

4. Бехтерев, В.М. Личность и условия её развития и здоровья [Текст] / В.М. Бехтерев // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликова. - СПБ: Питер, 2001.

5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском обществе (психологические исследования) [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1996.

6. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопр. психол. 1978. № 4.

7. Выготский Л.С. Педагогическая психология.-М.,1991

8. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций: Из неопубликованных трудов [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: АПН, 1960.

9. Давыдов, В.В. Деятельность ребёнка должна быть желанной и радостной [Текст] / В.В. Давыдов // Дошк. воспитание. - 1998.- № 5.

10. Запорожец, А.В. Психология развития ребенка / А.В. Запорожец // Избранные психологические труды: в 2-х т. Т.1. - М.: Педагогика, 1986.

11. Ильенков Э.В. Что же такое личность? // Философия и культура. М.,1991. 13. Ковалев А. Г. Психология личности. – Л.: ЛГУ, 1963

12. Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психология личности и социальная практика// Вопр. психол. — 1963. — № 6.

13. Кон С.И. Социологическая психология. М., 1999.

15. К проблеме формирования ценностных ориентации и социальной активности личности [Текст]: сб. науч. тр. - Вып. 1 /под ред. В.С. Мухиной. -М.: МГПИ им. В.И. Ленина, - 1979.

16. Краткий психологический словарь. под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского М.: Прогресс, 1985.

17. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

18. Мельникова, Н.В. Социализация детских чувств [Текст] / Н.В. Мельникова, Р.И. Канунников //Новейшие психологические технологии и методики воспитания, обучения и развития личности: материалы Рос. научно- практ. конф. - Екатеринбург, 2004.

19. Мухина В.С, Счастная Т.М. Проблема активности личности в советской психологии // Формирование социальной активности личности в условиях развитого социализма. СНГ. - М., 1983

20. Накайн С. «Особенности развивающейся личности». М.: 2006 г.

21. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова // Учебник.- М.: Педагогическое общество России, 1999.

22. Обухова, Л.Ф. Пути научного изучения психики ребёнка в XX веке. [Текст]: дисс. в виде науч. докл. на соиск. учён, степени докт. психол. наук.-М., 1996.

23. Петровский, А.В. Основы теоретической психологии. / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский – М., АСАДЕМА,- 2001.

24. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986. С. 138

25. Фельдштейн, Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития [Текст] /Д.И. Фельдштейн // Вопр. психологии. - 1998. - № 1. - С. 3-19. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления [Текст] / Д.И. Фельдштейн. -М, 2004.

26. Эльконин, Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития [Текст] / Б. Д. Эльконин // Вопр. психол. - 1992. - № 3-4.