«Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро».
В. Сухомлинский
Семья и дошкольная образовательная организация – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для разностороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.
Основы воспитания закладываются в семье, которая формирует первичные нравственные ценности ребенка. Семья — это место, где ребёнок получает свой первый социальный опыт, опыт общественного поведения. А первыми и главными воспитателями детей являются родители. Макаренко А.С. говорил: «Главные основы воспитания человека закладываются до 5 лет, а далее идет только обработка человека».
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольной образовательной организации, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс способствует улучшению эмоционального самочувствия детей, обогащению воспитательного опыта родителей, повышению их родительско-педагогической компетентности.
Ведущее место в осуществлении художественно-эстетического развития детей принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Лишь немногие родители видят в изобразительном искусстве средство ознакомления детей с социальным опытом людей, формирования оценочного отношения к духовным ценностям эмоциональной сферы ребенка, умения общаться.
В современном обществе наблюдается снижение внимания к воспитанию детей со стороны родителей, их самоустранение от решения вопросов воспитания и личностного развития детей. Именно поэтому педагоги ДОУ осуществляют поиск инновационных форм и методов взаимодействия с семьями для установления позитивного сотрудничества в рамках образования дошкольников.
Одной из нетрадиционных форм взаимодействия с семьями воспитанников является организация семейного клуба для детей и родителей.
Активное взаимодействие со своим ребёнком в условиях детского сада, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение. Все эти вопросы оказались разрешимы при создании и функционировании семейного клуба.
В рамках семейного клуба с сентября 2018 года по февраль 2020 года родители и воспитанники (старший дошкольный возраст) под руководством педагогов посетили интерактивные занятия Подольского краеведческого музея «Первый раз в музее» и «Бабенская деревянная игрушка», совершили экскурсии в Музей Гжели, Музей «Школа ремесел» г. Коломна, Музей ДПИ г. Москва, побывали на предприятии народных художественных промыслов «Климо», занимались творчеством на различных мастер-классах.
Свою работу наш Клуб начал с посещения Подольского краеведческого музея. Для детей это событие оказалось одновременно очень необычным и радостным, поскольку пришли они туда не только с воспитателями, но и с любимыми мамой и папой.
Мы познакомились с Бабенской игрушкой, узнали о культуре деревни, в которой родился промысел, ее историческом прошлом, о талантливых мастерах, живших в Бабенках. Детям представилась возможность не только рассмотреть игрушки, но и поиграть с ними.
Немного подробнее хочется рассказать о посещении Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного творчества в г. Москва. Нами была выбрана программа «На неведомых дорожках», которая посвящена образам зверей и птиц в народном искусстве - в росписи, резьбе по дереву, вышивке, глиняной и деревянной игрушке из различных традиционных центров (Филимоново, Каргополь, Дымково и др.).
В конце программы участники Клуба побывали в творческой мастерской по росписи глиняной свистульки, которую каждый из ребят и родителей украсил сам.
С большим удовольствием и интересом родители вместе с ребятами участвовали в играх и, конечно же, в росписи своей свистульки.
Во время экскурсии в Музей Гжели познакомились с историей Гжельской земли, историей развития Гжельского промысла. Приняли участие в мастер-классе по рисованию простых гжельских узоров гуашью на бумаге и на полуфабрикате фарфоровых изделий.
В музей «Школа ремесел» г. Коломна приходят, чтобы не забывать историю народного творчества, учиться создавать красоту своими руками и не переставать удивляться тому, как изобретателен и разнообразен традиционный быт русского человека. В музее для ребят и родителей был проведен мастер-класс по изготовлению народной тряпичной куклы.
Предприятие народных художественных промыслов «Климо». Дети и родители попали в сказочный мир деревянных игрушек. В музее представлены около 200 экспонатов изделий выпускаемых с 40-х годов прошлого века. Также посмотрели игрушки, выпускаемые в настоящее время: каталки, пирамиды, игрушки-дергунчики, счетные наборы. Побывали в цеху, где мастера разрисовывают игрушки. А потом и сами ребята приняли участие в мастер-классе по росписи деревянной игрушки.
Музей русской матрешки г. Сергиев Посад. Экскурсия знакомит с историей появления русской матрешки и этапами ее развития, рассказывает о характерных орнаментально-декоративных особенностях кукол-матрешек Московского, Нижегородского, Вятского регионов, представляет современную «авторскую» матрешку. На увлекательном мастер-классе воспитанники и их родители освоили азы росписи и самостоятельно расписали матрешку в собственном стиле.
Для того, чтобы настроить детей и взрослых на активную совместную творческую работу, развивать отношения партнёрства в процессе совместной творческой работы, в рамках семейного клуба для родителей были организованы различные мастер-классы по нетрадиционным техникам изобразительной деятельности.
Увлекательный и интересный мастер-класс по нетрадиционому рисованию «Волшебные вилочки». Казалось бы, простая вилка – обычный столовый прибор, но оказывается, при помощи нее можно сделать красивые и необычные рисунки. Принцип рисования вилкой очень простой, опускаете вилку обратной стороной в краску, после делаете отпечаток на листе бумаге.
Мастер-класс по нетрадиционному рисованию «Рисуем пеной». Пена для бритья приятна на ощупь, дарит новые тактильные ощущения и приятный запах. Легко смывается с рук, одежды и любой поверхности. Рисование пеной для бритья, смешанной в равных пропорциях с клеем ПВА – очень занятный способ. Картина получается объемной и «мягкой» на вид, хотя через несколько дней пенка опускается, но все равно изображение остается интересным, пористым и выглядит необычно.
Мастер-класс «Цветной песок». Цветной песок – еще один чудесный материал для творчества, с которым обязательно нужно познакомить детей. Цветным песком можно раскрасить любую детскую раскраску или рисунок. Нужно нанести на детали рисунка клей ПВА, посыпать песком, а потом подождать, пока клей высохнет. И только после этого стряхнуть излишки песка. Условие одно – бумага должна быть достаточно плотной, чтобы выдержать и клей, и песок.
Мастер-класс по пластилинографии «Елочка». Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полу объёмных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии являются руки. Данная техника хороша тем, что она доступна детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определённую новизну в деятельность детей, делает её более увлекательной и интересной.
Творчество с использованием нетрадиционных техник создаёт положительную мотивацию к рисованию, расслабляет, будит фантазию и дарит массу положительных эмоций!
Все эти мероприятия за пределами детского сада интересны не только детям, но и самим родителям. У взрослых появляется возможность увидеть в своем ребенке равного партнера, увидеть своего ребенка в непривычной обстановке, проанализировать его поведение, отношение к происходящему, просто пообщаться со своим ребенком и другими детьми. Главные помощники в развитии творческой активности у детей – родители! На мой взгляд, развивать творческую активность детей возможно только в совместной деятельности педагога, родителя и ребёнка.
Семейный клуб - современная модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе, который способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников.
Работая в рамках семейного клуба, мы убедились, что в процессе совместной деятельности дети начинают воспринимать родителей по-новому, как союзников. Показывая себя ребенку с лучшей стороны, демонстрируя те качества, которые хотят передать ему, родители дают ребенку возможность гордиться ими. А гордость за своих родителей – прекрасный фундамент для развития личности.
Список использованных источников
1. Давыдова О.И., Майер А.А., Богословец Л.Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – С. 128
2. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О.А. Князева, М.Д. Маханева. – С.-Пб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2012. – С. 304
3. Парникова Г.А. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства / Г.А. Парникова // Воспитатель ДОУ. – 2017. – № 2.
4. https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-doshkolnoy-organizatsii-i-semi-v-voprosah-razvitiya-u-detey-tvorcheskogo-potentsiala