Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-6.pdf
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: обобщение и обогащение знаний детей по теме: “Осень” и знаний об изменениях в живой природе осенью.
Задачи:
Образовательные:
• уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;
• активизировать словарь детей по теме занятия;
• совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
• сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период;
• закрепить знания детей об основных признаках осени, цвете и форме. Учить подбирать листочки для дерева по форме. Развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук;
Развивающие:
• развивать познавательный интерес детей к жизни леса и его обитателям;
• развивать интерес к выполнению заданий;
• развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом;
. развивать умение детей замечать изменения в природе, развивать логическое мышление.
Воспитательные:
• воспитывать у детей бережное отношение к природе;
• создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.
Здоровьесберегаюшие:
• создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Оборудование:
• тематические картинки по теме "Осень";
• корзинки с наклейками деревьев берёзы, клёна, дуба;
• осенний зонтик; мягкая игрушка "Белочка",слайды осеннего леса; картинки обитателей леса;
• листочки из бумаги для игры;
• нарисованное лукошко, картинки с рисунками ягод, грибов, орехов, клей карандаш.
Ход НОД:Здравствуйте ребята! Давайте с вами поздороваемся.
(дети встали в круг)
Здравствуй солнце золотое! (руки в стороны)
Здравствуй небо голубое! (руки вверх)
Здравствуй ветерок, трава!
Здравствуйте мои друзья! (взялись за руки)
Повернемся, улыбнемся и на место все вернемся! (дети возвращаются и садятся за парты)
Воспитатель (В) - сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы мне скажете - когда это бывает?
Птицы стаями летят
Грустно: дождь и листопад
Ветер тучи в небе гонит
Потому, что это... Дети (Д) - (осень)
В - молодцы! вы правильно мне сказали. Скажите ребята - а после какого времени года наступает осень?
У осени три месяца, назовите их.
Какая бывает осень?
Д - ранняя, (показывает картинку ранней осени).
В - расскажи нам про раннюю осень.
Д - трава еще зеленая, листья на деревьях тоже зеленые, но некоторые листочки уже начинают желтеть, небо ясное, солнце светит ярко, еще тепло.
В - а еще какая бывает осень?
Д - золотая (показывает картинку), рассказывает по картинке про золотую осень - листья на деревьях стали желтыми, оранжевыми, красными, небо серое и хмурится, похолодало, идет дождик, трава желтеет. Птицы улетают в теплые края.
В - а еще скажите какая бывает осень?
Д - поздняя (показывает картинку) и рассказывает про позднюю осень- небо хмурое, идет мокрый снег, деревья стоят голые, листья опали, трава пожухла, стала желтой. Лужи замерзают, стало холодно.
В - ребята а еще какие признаки осени вы знаете?
Д - дни стали короче,
- птицы улетают в теплые края,
- идет листопад,
- дует холодный ветер,
- часто идет дождь,
- люди собирают урожай овощей и фруктов,
- люди одеваются теплее.
В - ребята подойдите ко мне, расскажите про погоду осенью. А поможет нам в этом осенний зонт!
Ты осенний зонт держи
Про погоду расскажи!
Дети становятся в круг, берут по очереди в руки зонтик и отвечают.
В - когда идет дождь? Д - дождливая.
В - когда дует ветер? Д - ветреная.
В - когда пасмурно? Д - пасмурная.
В - когда ясно? Д - ясная.
В - когда хмуро? Д - хмурая.
В - когда холодно? Д - холодная.
В - посмотрите на экран (показ слайда осенний лес), что вы видите?
Д - осенний лес.
В -Осенний лес - какое чудо!
Листва ковром лежит повсюду.
Деревья стройные стоят
Ветвями на ветру шумят!
Как хорошо в лесу!
В - ребята а давайте с вами поиграем в игру "С какого дерева листок?"
В - осенью похолодало, дует холодный ветер и срывает с деревьев листочки. Посмотрите сколько листьев разных, они все перемешались (листья лежат на полу).
Помогите вернуть деревьям свои листочки. Показываем три корзинки с наклейками картинок деревьев дуба, березы, клена.
Сначала назовите названия деревьев и их листьев.
Соберите дубовые листья, березовые, кленовые.
(Дети собирают листья по корзинкам)
В - молодцы, справились с заданием! А сейчас проведем разминку.
РАЗМИНКА " Мы идет в осенний лес"
Мы идем в осенний лес! (дети шагают на месте)
А в лесу полно чудес! (разводят руками)
Дождь вчера в лесу прошел! (ладошки вверх)
Это очень хорошо! (хлопаем в ладоши)
Будем мы грибы искать! (ладонь ко лбу)
И в корзину собирать! (сводят руки перед собой)
Вот сидят маслята! (загибают пальчики)
На пеньке опята, а во мху - лисички, дружные сестрички (делают манящие движения руками)
Подосинновик, груздок (грозят указательным пальцем)
Полезайте в кузовок! (присесть, обнять себя руками)
Ну, а ты мухомор (грозим указательным пальцем, встаем, разводим руками в стороны)
Украшай осенний бор!
Дети садятся за парты.
В - ребята посмотрите на экран, перед вами хвойный лес (слайд).
Скажите какие животные живут в этом лесу?
Д - медведь, волк, лиса, заяц, ёж, олень, белка, лось.
В - конечно, в этом лесу живут медведи, волки, лисы, зайцы, ёжи, олени, белки, лоси. Ребята- как одним словом назвать этих животных?
Д - дикие животные.
(выставляются картинки с изображением диких животных)
В - к нам спешит один из обитателей леса, а кто это - вы узнаете если отгадаете загадку:
В дупле живет, да орешки грызет? Д -белочка.
В - вы правы,это белочка. А вот и она сама к нам в гости пожаловала. (выносится игрушка белочки)
Белочка: Здравствуйте ребята! Я живу в этом лесу. Мой домик находится высоко на дереве в дупле. Я очень люблю орехи, грибы, ягоды, яблоки. Когда наступает осень я собираю сухие листочки, траву и утепляю свой домик, чтобы не замерзнуть зимой.
А еще я делаю запасы на зиму. Я сушу на веточках дерева грибы, яблоки, собираю шишки и достаю из них орешки, ведь зимой бывает холодно и голодно.
В - спасибо тебе белочка, что ты нам рассказала о себе. Ты знаешь, что мы с ребятами можем тебе помочь делать запасы на зиму. Правда ребята!?
Д - да!
В - давайте наполним наши корзинки орешками, грибами, ягодами для белочки. (дети изготавливают аппликацию)
А теперь давайте покажем - какое угощение вы приготовили для белочки. (показ работ)
РЕФЛЕКСИЯ.
Ребята скажите - вам понравилось занятие? Что вам больше всего понравилось? (дети отвечают)
В - наше занятие подошло к концу, спасибо вам большое, вы все молодцы!
Библиографический список:
1. Токмакова И. Разговор старой ивы с дождем. М.: Детская литература. 2020.- 73 с.
2. Ущинский К. Спор деревьев. М.: АСТ, 2009.-65 с.
3. Пришвин М.М. Лисичкин хлеб. М.: Детская литература, 2005.- 46 с.
4. Скребицкий Г. На лесной полянке. М: Детская литература, 2019.- 68 с.
5. Сухомлинский В.А. Как ежик готовился к зиме. М.: Малыш, 2019.- 42 с.
6. Пичугина Е.А. Речевые игры в группе и на прогулке//Воспитатель ДОУ.-2008.-№6.-С.52-54
7. Тихеева Е.И. Развитие речи детей.-М.:Просвещение, 1990.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: обобщение и обогащение знаний детей по теме: “Осень” и знаний об изменениях в живой природе осенью.
Задачи:
Образовательные:
• уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;
• активизировать словарь детей по теме занятия;
• совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
• сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период;
• закрепить знания детей об основных признаках осени, цвете и форме. Учить подбирать листочки для дерева по форме. Развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук;
Развивающие:
• развивать познавательный интерес детей к жизни леса и его обитателям;
• развивать интерес к выполнению заданий;
• развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом;
. развивать умение детей замечать изменения в природе, развивать логическое мышление.
Воспитательные:
• воспитывать у детей бережное отношение к природе;
• создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.
Здоровьесберегаюшие:
• создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Оборудование:
• тематические картинки по теме "Осень";
• корзинки с наклейками деревьев берёзы, клёна, дуба;
• осенний зонтик; мягкая игрушка "Белочка",слайды осеннего леса; картинки обитателей леса;
• листочки из бумаги для игры;
• нарисованное лукошко, картинки с рисунками ягод, грибов, орехов, клей карандаш.
Ход НОД:Здравствуйте ребята! Давайте с вами поздороваемся.
(дети встали в круг)
Здравствуй солнце золотое! (руки в стороны)
Здравствуй небо голубое! (руки вверх)
Здравствуй ветерок, трава!
Здравствуйте мои друзья! (взялись за руки)
Повернемся, улыбнемся и на место все вернемся! (дети возвращаются и садятся за парты)
Воспитатель (В) - сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы мне скажете - когда это бывает?
Птицы стаями летят
Грустно: дождь и листопад
Ветер тучи в небе гонит
Потому, что это... Дети (Д) - (осень)
В - молодцы! вы правильно мне сказали. Скажите ребята - а после какого времени года наступает осень?
У осени три месяца, назовите их.
Какая бывает осень?
Д - ранняя, (показывает картинку ранней осени).
В - расскажи нам про раннюю осень.
Д - трава еще зеленая, листья на деревьях тоже зеленые, но некоторые листочки уже начинают желтеть, небо ясное, солнце светит ярко, еще тепло.
В - а еще какая бывает осень?
Д - золотая (показывает картинку), рассказывает по картинке про золотую осень - листья на деревьях стали желтыми, оранжевыми, красными, небо серое и хмурится, похолодало, идет дождик, трава желтеет. Птицы улетают в теплые края.
В - а еще скажите какая бывает осень?
Д - поздняя (показывает картинку) и рассказывает про позднюю осень- небо хмурое, идет мокрый снег, деревья стоят голые, листья опали, трава пожухла, стала желтой. Лужи замерзают, стало холодно.
В - ребята а еще какие признаки осени вы знаете?
Д - дни стали короче,
- птицы улетают в теплые края,
- идет листопад,
- дует холодный ветер,
- часто идет дождь,
- люди собирают урожай овощей и фруктов,
- люди одеваются теплее.
В - ребята подойдите ко мне, расскажите про погоду осенью. А поможет нам в этом осенний зонт!
Ты осенний зонт держи
Про погоду расскажи!
Дети становятся в круг, берут по очереди в руки зонтик и отвечают.
В - когда идет дождь? Д - дождливая.
В - когда дует ветер? Д - ветреная.
В - когда пасмурно? Д - пасмурная.
В - когда ясно? Д - ясная.
В - когда хмуро? Д - хмурая.
В - когда холодно? Д - холодная.
В - посмотрите на экран (показ слайда осенний лес), что вы видите?
Д - осенний лес.
В -Осенний лес - какое чудо!
Листва ковром лежит повсюду.
Деревья стройные стоят
Ветвями на ветру шумят!
Как хорошо в лесу!
В - ребята а давайте с вами поиграем в игру "С какого дерева листок?"
В - осенью похолодало, дует холодный ветер и срывает с деревьев листочки. Посмотрите сколько листьев разных, они все перемешались (листья лежат на полу).
Помогите вернуть деревьям свои листочки. Показываем три корзинки с наклейками картинок деревьев дуба, березы, клена.
Сначала назовите названия деревьев и их листьев.
Соберите дубовые листья, березовые, кленовые.
(Дети собирают листья по корзинкам)
В - молодцы, справились с заданием! А сейчас проведем разминку.
РАЗМИНКА " Мы идет в осенний лес"
Мы идем в осенний лес! (дети шагают на месте)
А в лесу полно чудес! (разводят руками)
Дождь вчера в лесу прошел! (ладошки вверх)
Это очень хорошо! (хлопаем в ладоши)
Будем мы грибы искать! (ладонь ко лбу)
И в корзину собирать! (сводят руки перед собой)
Вот сидят маслята! (загибают пальчики)
На пеньке опята, а во мху - лисички, дружные сестрички (делают манящие движения руками)
Подосинновик, груздок (грозят указательным пальцем)
Полезайте в кузовок! (присесть, обнять себя руками)
Ну, а ты мухомор (грозим указательным пальцем, встаем, разводим руками в стороны)
Украшай осенний бор!
Дети садятся за парты.
В - ребята посмотрите на экран, перед вами хвойный лес (слайд).
Скажите какие животные живут в этом лесу?
Д - медведь, волк, лиса, заяц, ёж, олень, белка, лось.
В - конечно, в этом лесу живут медведи, волки, лисы, зайцы, ёжи, олени, белки, лоси. Ребята- как одним словом назвать этих животных?
Д - дикие животные.
(выставляются картинки с изображением диких животных)
В - к нам спешит один из обитателей леса, а кто это - вы узнаете если отгадаете загадку:
В дупле живет, да орешки грызет? Д -белочка.
В - вы правы,это белочка. А вот и она сама к нам в гости пожаловала. (выносится игрушка белочки)
Белочка: Здравствуйте ребята! Я живу в этом лесу. Мой домик находится высоко на дереве в дупле. Я очень люблю орехи, грибы, ягоды, яблоки. Когда наступает осень я собираю сухие листочки, траву и утепляю свой домик, чтобы не замерзнуть зимой.
А еще я делаю запасы на зиму. Я сушу на веточках дерева грибы, яблоки, собираю шишки и достаю из них орешки, ведь зимой бывает холодно и голодно.
В - спасибо тебе белочка, что ты нам рассказала о себе. Ты знаешь, что мы с ребятами можем тебе помочь делать запасы на зиму. Правда ребята!?
Д - да!
В - давайте наполним наши корзинки орешками, грибами, ягодами для белочки. (дети изготавливают аппликацию)
А теперь давайте покажем - какое угощение вы приготовили для белочки. (показ работ)
РЕФЛЕКСИЯ.
Ребята скажите - вам понравилось занятие? Что вам больше всего понравилось? (дети отвечают)
В - наше занятие подошло к концу, спасибо вам большое, вы все молодцы!
Библиографический список:
1. Токмакова И. Разговор старой ивы с дождем. М.: Детская литература. 2020.- 73 с.
2. Ущинский К. Спор деревьев. М.: АСТ, 2009.-65 с.
3. Пришвин М.М. Лисичкин хлеб. М.: Детская литература, 2005.- 46 с.
4. Скребицкий Г. На лесной полянке. М: Детская литература, 2019.- 68 с.
5. Сухомлинский В.А. Как ежик готовился к зиме. М.: Малыш, 2019.- 42 с.
6. Пичугина Е.А. Речевые игры в группе и на прогулке//Воспитатель ДОУ.-2008.-№6.-С.52-54
7. Тихеева Е.И. Развитие речи детей.-М.:Просвещение, 1990.